4 мин.

Зачем спортсмены клеят пластырь на нос и помогает ли он?

Этим девайсом пользуются лучшие российские атлеты. Дмитрий Неделин выиграл с ним Казанский марафон, Владимир Никитин установил национальные рекорды на дистанциях 10 и 21,1 км км. Практически ни один забег этих атлетов не обходится без пластыря для носа. Что это за приспособление? Чем он отличается от обычного пластыря из аптечки? Насколько пластырь вообще помогает или это все же эффект плацебо?

Что это вообще такое – пластыри для носа? Чем он отличается от пластыря для ссадин?

Пластыри для носа обычно называют носовыми расширителями или стрипами. Это специальные полоски с клеящей основой, которые наклеиваются на спинку носа снаружи.

Пластырь для спортсменов отличается от привычного из бытовой аптечки. За счет особенностей конструкции он работает на выгибание: если приклеить его к ноздрям, пластырь немного разгибается в обратную сторону и тянет за собой боковые стенки носа. Эффект похож на тот, как если бы руками расширяли ноздри.

Благодаря такому воздействию ноздри расширяются и спортсмен может на вдохе получить чуть больше воздуха. С одной стороны, это хорошо, ведь дышать через нос станет действительно легче. С другой, не имеет практического смысла на соревнованиях в циклических видах спорта и интенсивных тренировках.

Почему медленным бегунам пластырь принесет больше пользы, чем быстрым?

С ростом интенсивности тренировки организму требуется все больше кислорода для окисления энергетических резервов (жиров и углеводов). Из-за того, что каналы носа небольшие, спортсмен рано или поздно переключается на дыхание через рот, чтобы увеличить приток воздуха.

Для спортсменов, особенно высокого уровня, определяющим фактором в циклических видах остается развитие сердечно-сосудистой системы и мышц, а именно их способность лучше усваивать поступающий на вдохе кислород. И пластырь повлиять на это никак не может, так как вдыхаемого воздуха и так больше, чем надо.

По этой причине пластырь не поможет на соревнованиях и скоростных отрезках, но технически улучшит дыхание (проходимость путей) на восстановительных тренировках, во время трусцы между отрезками и на велопрогулках в легком темпе.

То есть спортсмену-любителю, бегающему в темпе 7 минут на км, все же стоит купить пластырь?

Из-за низкого темпа расход кислорода будет небольшим, поэтому физиологических преимуществ пластырь не даст, а лишь повысит комфорт на вдохе.

А еще как-то пластырь помогает?

Пластыри также используют при хронической заложенности носа и храпе. Некоторые исследования подтверждают их умеренную эффективность. Но если проблемы возникли из-за ОРВИ, воспалений или искривления перегородки, стрипы будут бесполезны – в таких случаях требуется лечение или операция.

Людям с легким насморком или сезонной аллергией полоски могут принести временное облегчение – за счет механического расширения ноздрей они немного улучшают дыхание при незначительном отеке слизистой.

Зачем это Никитину, Неделину и другим спортсменам?

Выпускать назальные стрипы начали еще в 1990-х годах в США. Их быстро стали использовать спортсмены: теннисистка Мария Шарапова, чемпионка мира в марафоне Пола Рэдклифф, трехкратный чемпион НФЛ Джерри Райс – все они клеили полоски на нос и утверждали, что те помогают лучше дышать.

Популярность этих пластырей среди атлетов легко объяснима: они недорогие, безопасные, не имеют противопоказаний и не запрещены антидопинговыми правилами. А многие спортсмены стремятся использовать любые допустимые методы, способные хоть как-то улучшить результат, пусть даже теоретически.

Во многом, однако, ощущаемое улучшение – это эффект плацебо: сам факт ношения пластыря создает чувство облегчения. Человек начинает дышать внимательнее, сознательно следит за ритмом вдохов и выдохов, и именно это внимание делает дыхание субъективно более легким и глубоким.

Для чего нужны рукава в беге? Стали популярны благодаря баскетболистам

У наших новые рекорды на шоссе: теперь – 10 км. Помогли кенийцы

Больше про подготовку к забегам читайте в нашем телеграм-канале для начинающих атлетов

Фото: Sergey Elagin/Business Online/Global Look Press; РИА Новости/Максим Богодвид; Gettyimages/Clive Brunskill