Союз велосипедистов ввел запрет на экстремальные посадки – теперь гонщиков штрафуют. Это сделали для безопасности любителей
14 апреля голландец Гийс Лемрейзе стал первым профессиональным велогонщиком, дисквалифицированным за новое правило небезопасных посадок: его сняли с однодневки Брабантсе Пейл, проходившей в Бельгии.
Два дня спустя британец Александр Ричардсон был дисквалифицирован в ходе многодневки Тур Турции за «использование предплечий в качестве опоры на руле»:
В феврале 2021 года Международный союз велосипедистов ввел запрет на использование положения «super tuck» (и других небезопасных положений на велосипеде), которое часто попадало в объективы телекамер, в том числе на крупнейшей велогонке Тур де Франс.
Велогонщик в позиции «super tuck»:
Правило вступило в силу с 1 апреля 2021 года, и теперь гонщики-нарушители будут получать реальные штрафы (до этого были лишь предупреждения от комиссаров).
Президент Международного союза Дэвид Лаппартьент отметил: «Безопасность спортсменов находится в центре внимания Союза велосипедистов. Я рад, что был принят ряд решений в части мер по повышению безопасности во время велогонок».
Запрет обоснован? Почему профессиональные велогонщики ездят в этой позиции?
В 2018 году голландская исследовательская группа опубликовала большое исследование, посвященное поиску наиболее выгодной посадки на велосипеде с точки зрения аэродинамики. Профессиональные велогонщики этим одержимы.
Они используют разнообразные посадки при спуске с холма, что указывает на то, что до этого исследования не было единого мнения о том, какое положение действительно лучше. В статье был представлен анализ 15 различных посадок.
Анализируемые посадки из исследования:
Берт Блокен, профессор Политехнического университета Эйндховена отметил в исследовании, что все это становится слишком «опасно и безответственно», и предложил запретить подобные посадки, потому что гонщик не может адекватно контролировать велосипед на большой скорости.
«Профессионалы знают, как ездить на высокой скорости в гонках, они меньше подвержены риску, потому что гоняют по перекрытым трассам. Но даже они могут попасть в яму на дороге и вызвать завал всего пелотона. Вот почему частично эти посадки были запрещены», – рассказал президент Ассоциации профессиональных велогонщиков и победитель Джиро д’Италия 1990 года Джанни Буньо.
В чем же реальная причина запрета аэропозиций?
«Аэродинамические позиции могут не представлять опасности для профессиональных райдеров, но их видят молодые спортсмены и любители, которые пытаются им подражать», – отметил Буньо.
«Гонщики могут беспрепятственно пробовать различные положения и стойки на велосипеде, когда тренируются в одиночку. Но только не тогда, когда они участвуют в гонках, и их показывают по телевидению. Они несут ответственность, выступая образцами для подражания для всех остальных».
Ролевая теория гласит, что у каждого из нас есть определенный набор ролей или ожидаемых действий в соответствии с нашим статусом в обществе или социальной группе. Когда мы начинаем заниматься велоспортом, мы формируем еще одну роль, связанную с конкретным спортивным профилем и окружающими нас единомышленниками.
Ролевая модель – это человек, который благодаря своему статусу или достижениям начинает восприниматься окружающими как образец для подражания.
Словацкий велогонщик Петер Саган, победитель множества этапов Тур де Франс, любит демонстрировать свои нестандартные навыки прямо во время гонок, а также на своем официальном канале. Его видео на Youtube собирают миллионы просмотров и множество восторженных отзывов публики. А если любитель затем попробует повторить эти трюки и травмируется? Ведь именно Петер выступит в данном случае катализатором и опосредованным виновником происшествия.
Есть также пример из кинематографа. В фильме «Срочная доставка» главный герой передвигается по городу на велосипеде с фиксированной передачей без использования тормозов, систематически нарушая правила дорожного движения. Несут ли создатели фильма ответственность за последующие подражания и возможные аварии на дороге? Вопрос риторический.
То, что международные федерации начали следить за поведением профессиональных велогонщиков, – хорошая тенденция. Это позволит не только создать более правильную ролевую модель спортсмена, но и впоследствии снизить аварийность на дорогах, ведь, в отличии от официальных заездов, любители тренируются на трассах с оживленным автомобильным движением и подвержены серьезному риску. А слепое копирование трюков и жестов кумиров этот риск только усугубляет.
Больше о тренировках, питании, спортивной медицине и спорте как занятии – в разделе «Здоровье»
Подписывайтесь на телеграм-канал Sports.ru о здоровье
Фото: pexels.com/Chris Peeters; Getty Images/David Ramos; researchgate.net; twitter.com/laflammerouge16
А прыжки с трамплина? А бокс? А горнолыжный спорт?
По твоей логике можно разрешить в Формуле-1 не пристёгиваться, на соревнованиях на сноуборде кататься без шлема, в хоккей играть без защиты.
То что в профессиональных видах спорта вводятся ограничения, защищающие здоровье спортсменов это в любом случае плюс, а то что это будет являться примером для новичков это уже следствие.