Александр Медведев и его неизвестное прошлое
Денис Пузырев обследовал берлогу.
Самый шумный спикер российского спорта (из числа официальных) Александр Медведев за год после спортивных неудач ушел сразу с двух больших должностей: председателя совета директоров СКА и председателя правления «Зенита». Хоккейный клуб с треском вылетел в первом круге Кубка Гагарина, а футбольный остался без золота в год столетия. Еще один фактор – в августе Медведеву исполнилось 70, в этом возрасте многие задумываются о тихой пенсии.

Интересно, что еще в мае босс «Зенита» опровергал отставку, отвечая инсайдеру Ивану Карпову в своей манере: «В пруду, где обитал Карп, барракуды, запущенные Лигой защиты интернета, объели его до костей за рекордное время».
Медведев вообще охотно комментировал любые новости, связанные с «Зенитом»: от трансферных слухов до скандалов из раздевалки. Использовал широкий диапазон языка от просторечной «брехни» до цитат из классиков. И открыто троллил соперников, особенно – «Спартак». И часто переходил грань изящности и хорошего вкуса.
Наша игра – прекрасный способ вспомнить эти высказывания.
«Чушь» или «помет»? Соедините опровержения Медведева про «Зенит» с поводами! – Too Old to Die Young – Блоги Sports.ru
Скорее всего, цитаты Медведева не исчезнут, хотя и потеряют немного веса – он остался в «Зените» как советник председателя правления «Газпрома» Алексея Миллера и своего преемника Константина Зырянова.
В одном из первых больших интервью на посту спортивного руководителя (тогда еще президента КХЛ и председателя совета директоров СКА) Медведев признавался, что публичность не доставляет ему проблем и у него нет специального консультанта по имиджу.
«Абсолютно никакого страха [перед публичностью] не испытывал. Знаю, как многие готовятся к появлению в телевизоре, тренируются перед камерой. Я этому время совершенно не уделял. Хотя предлагали заняться имиджем. Обещали научить, как правильно руки держать. До подробностей не дошло».
А секрет карьерных успехов он формулировал так: «[Я поднялся] за счет позитивного отношения к жизни. Сегодня в обществе – кругом негатив. Все идеи на это наталкиваются. А если относиться позитивно – с любой задачей справишься».

Для многих Медведев похож на добродушного дедушку, который, конечно, может приложить острым словцом, но без злобы. Отношение футболистов было соответствующим: ветеран легионерской колонии «Зенита» Барриос называл его «мой папа», а Артем Дзюба после победы в пенальти-челлендже снисходительно хлопал по плечу: «Все, Иваныч, иди тренируйся. Через месяц повторим».
Такое отсутствие дистанции между игроками и руководителем явление редкое. Например, сложно представить в подобной ситуации главу «Газпрома» Алексея Миллера, которого никто публично не называет «Борисычем».
Но в реальной жизни Александр Медведев совсем не так прост, как может показаться по сюжетам «Зенит-ТВ».
От цитатника Ленина до советского артхауса
На вопрос, откуда в российском спорте 20 лет назад появился Александр Медведев, ответ простой. Разумеется, из «Газпрома» – крупнейшей российской компании, которая в начале века взяла финансирование многих спортивных проектов, крупнейшими из которых стали «Зенит» и СКА. Все предшественники Медведева в «Зените» газпромовской эпохи тоже были топ-менеджерами газовой компании – и Сергей Фурсенко, и Александр Дюков.
Медведев с 2002 года руководил «Газпром экспортом» – важнейшим подразделением «Газпрома», которое продавало сырье за границу и отвечало за строительство газопроводов в Европу и Китай. С другой стороны, неверно воспринимать Медведева как очередного менеджера, откомандированного на спорт. Более того, журналисты деловых медиа часто называли Медведева фигурой, которая противостояла Миллеру в «Газпроме».

Понять реальный характер Медведева и его жизненный путь непросто. Несмотря на открытость, он почти никогда не рассказывал о семье, увлечениях или событиях из доспортивной жизни.
Одно из немногих исключений – интервью «Спорт-Экспрессу» 2009 года. Собеседник Медведева, журналист Юрий Голышак, недавно раскрыл подробности беседы и причины откровенности героя: «Минут сорок Медведев толкует с непроницаемым лицом. Каждое слово падает как камень. Расшевелить на что-то земное невозможно, все по пресс-релизу. Что с этим делать?! Вдруг Александр Иванович что-то вспомнил, взглянул на часы, заторопился…
– Давайте продолжим на будущей неделе. В понедельник. Во столько-то. Вы уж меня простите.
В понедельник адъютантов уже не было. Сидели втроем. Александр Иванович снял галстук, бросил на спинку стула. Заложил ногу на ногу. Кажется, даже потянулся… Это был какой-то другой Медведев, мне незнакомый. Мы толковали о дневниках, которые стоило бы вести, о кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, преферансе и странной мечте – научиться свистеть. Это было здорово и странно. Но главное, я навсегда запомнил: все сделай, но разговаривай без пресс-секретарей».
В том интервью Медведев немного рассказал о детстве: родился на Сахалине, в школу пошел в Иваново, затем семья переехала в Литву, где он участвовал в хоккейном турнире «Золотая шайба» в составе дворовой команды и играл в футбол на первенстве города, а затем с родителями переехал в Москву, в район Сокол.
«Я жил на Соколе. Рядом – Песчаные улицы, известные своей задиристостью. Порой было необходимо постоять за себя и товарищей», – позже добавлял Медведев в интервью «Спорт день за днем».

Все эти перемещения связаны со службой отца – судя по всему, в военной авиации. Во всех упомянутых городах, включая литовский Паневежис, располагались советские авиационные части, а на Соколе в то время давали квартиры семьям военнослужащих. Там же расположен знаменитый «генеральский дом», построенный на Ленинградском проспекте специально для руководящего состава армии. Помимо военных там же жили игроки и тренеры ЦСКА – Анатолий Тарасов, Всеволод Бобров, Александр Гомельский, Григорий Федотов, Валентин Бубукин, Александр Рагулин.
После окончания школы Медведев выбрал гражданскую специальность и поступил в один из престижнейших вузов страны – Московский физико-технический институт (МФТИ). Затем получил работу в Институте мировой экономики и международных отношений, который сегодня носит имя Евгения Примакова. Этот научный центр создали в 1956 году для изучения основных тенденций развития мировой экономики и политики.
«Там была довольно любопытная работа», – коротко описывал Медведев «Спорт-Экспрессу».
Его руководитель в институте Райр Симонян раскрывал подробности: «Сотрудники института ездили в загранкомандировки и писали записки руководству страны о том, что можно у нас улучшить, главное — цитаты Ленина вставить, – говорил он в интервью Forbes. – По моему заданию Медведев составил цитатник на 14 страниц «Владимир Ильич Ленин об использовании иностранного капитала в целях социалистического строительства». Записка легла на стол руководства института и была как детектив прочтена членами советского Политбюро».
«Не хочу преувеличивать, но та «новелла» зародила мысль о том, что в период перестройки будет правильно использовать иностранный капитал. В свете нынешних санкций немало положений того материала можно перечитать», – позже рассказывал Медведев.
В начале 1980-х на пути Медведева возникла неожиданная развилка – он всерьез хотел переключиться с международной экономики на кинематограф. Признавался, что планировал поступить на Высшие курсы сценаристов и режиссеров, когда узнал, что при них создадут мастерскую главного режиссера советского артхауса Андрея Тарковского, с которым Медведев – опять же, по его словам – близко общался.

«Но в 1984-м Тарковский уехал в Италию снимать «Ностальгию» и не вернулся в Советский Союз [на самом деле в 1982-м – Спортс”], – рассказывал Медведев «Спорт-Экспрессу». – Узнал я об этом как раз в разгар экзаменов. И забросил идею: без Тарковского она теряла для меня всякий смысл. В мастерской Тарковского собирался учиться и Александр Кайдановский. Позже он все-таки окончил эти курсы. Мне нравились его режиссерские работы. А я так и не связал свою судьбу с кино – уж не знаю, к счастью или нет».
По-настоящему судьбоносным для Медведева оказалось другое знакомство: в 1989-м Райр Симонян представил его Андрею Акимову – молодому банкиру, недавно возглавившему венский Donaubank. И тот предложил 34-летнему Александру бросить академическое изучение экономики и заняться практикой в Вене.
Как Медведев познакомился с Путиным и Тимченко
Donaubank – часть сети совзагранбанков, кредитных учреждений, созданных советским правительством, чтобы торговать с капиталистическими странами, брать кредиты для советской экономики и даже инвестировать в западный бизнес, чтобы зарабатывать валюту. Ходили слухи, что через совзагранбанки также финансировалась работа разведчиков под прикрытием.
Несмотря на то, что Акимов всего на два года старше Медведева, он уже тогда считался опытным финансистом: проходил стажировки в совзагранбанках еще с конца 1970-х, а с 1984-го жил в Европе.
В конце 1990 года Акимов ушел с госслужбы и учредил в Швейцарии частную фирму Investment Management & Advisory Group (IMAG). И забрал из Donaubank Медведева, который возглавил венский офис компании. Бизнес IMAG состоял в консультации предприятий, ориентированных на экспорт и привлечение инвестиций в Россию. С развалом СССР многие производства и компании оказались на грани краха – в стране не было денег и негде было их взять. А банкиры из IMAG благодаря знакомствам и хорошей репутации в крупнейших банках Европы могли помочь с кредитами.
В 1991-м Медведев, курировавший деятельность IMAG в Санкт-Петербурге, подписал договор с мэрией Анатолия Собчака об оказании консультационных услуг. Новое руководство города тогда оказалось перед тяжелой задачей из-за продовольственного кризиса с опустевшими магазинами. Денег на закупку продуктов не было. Над решением проблемы работал комитет по внешнеэкономическим связям мэрии, который возглавлял зам Собчака Владимир Путин. Именно с ним и контактировала компания IMAG.

Они разработали бартерную схему: через петербургский порт на запад экспортируются нефтепродукты, а на часть заработанных денег закупается продовольствие для города. Но была проблема: продавать сырье за границу могли только предприятия со статусом спецэкспортера, который надо было утвердить на уровне федерального правительства. Оно же определяло предельный объем поставок. Квоту для Петербурга пробивал как раз Медведев, который тогда познакомился с другим заметным человеком современной России.
В Ленинградской области находился Киришский нефтеперерабатывающий завод, который обеспечивал северо-запад страны бензином, дизельным топливом, керосином и мазутом. При нем действовала дочерняя компания «Кинэкс»: отвечала за внешнеэкономические операции. Заместителем ее генерального директора был 39-летний Геннадий Тимченко, с 1991-го живший в Финляндии, где и подыскивал покупателей нефтепродуктов.
При содействии IMAG «Кинэкс» получил квоту, и деньги, вырученные с продажи сырья, пошли на закупки продовольствия. IMAG также помогал НПЗ получать транши от западных банков на пополнение оборотных средств и реконструкцию завода (несколько десятков миллионов долларов).

Те консультации сформировали основу будущего состояния Геннадия Тимченко, который вошел в список Forbes, став одним из крупнейших в мире нефтеторговцев. Спустя несколько лет он отблагодарил руководителей IMAG. Как писал Forbes, в 2002 году оказал протекцию Акимову и Медведеву, которые неожиданно для многих вошли в топ-менеджмент «Газпрома». Акимов возглавил «Газпромбанк», а Медведев – «Газпром экспорт». Правда, сам Тимченко свою роль в трудоустройстве старых знакомых всегда отрицал.
Карающая рука газового императора
Приход Медведева в «Газпром» совпал с выработкой концепции, согласно которой Россия должна была превратиться не просто в энергетическую сверхдержаву, но и в гаранта мировой энергетической безопасности. И «Газпрому» отводилось ключевое место. Если сильно упрощать, то основная идея была в том, что Россия обеспечивает Европе поставки нефти и газа по приемлемым ценам, а в ответ получает политическую лояльность стран запада, которые к тому времени все чаще высказывали обеспокоенность по поводу соблюдения принципов демократии и прав человека в России.
Медведеву доставалась важнейшая роль – общаться с западными партнерами, контролировать работу по строительству важнейших газопроводов «Голубой поток» и «Северный поток», вести газовые войны с Украиной по условиям транзита российского газа в Европу.
Многие переговоры, которые вел Медведев, были непростыми – российский план встречал сопротивление в Европе из-за страха оказаться в заложниках у поставщика энергоносителей.
«Он [Медведев] исполнял роль Хрущева, который стучал ботинком по трибуне: угрожал европейцам, периодически повышая голос», – цитирует Forbes источник в «Газпром экспорте». А немецкая газета Welt am Sonntag назвала Медведева «рукой Путина, вознаграждающего верных Москве и наказывающего изменников».
В 2009-м американский журнал Time включил Медведева в список «100 самых влиятельных людей мира», поместив в раздел «строители и титаны», где не было других россиян.

«Я сразу сказал, что это – благодаря хоккею, – неожиданно объяснялся Медведев. – Подтверждение появилось тут же – в Северной Америке определяли 10 ключевых событий нового века в хоккее. И создание КХЛ вошло в десятку».
Не факт, что составители рейтинга руководствовались той же логикой, хотя, возможно, и Медведев говорил искренне – ведь хоккей он действительно любит.
Когда хоккей важнее газа
Владимир Путин неоднократно говорил, что создание КХЛ – его идея.
«КХЛ я не просто поддержал, я был инициатором, я ее придумал, потому что мне показалось, что после противостояния, в хорошем смысле слова, между канадским, североамериканским хоккеем и советским, хоккей очень много утратил, острота пропала», – рассказывал Путин в 2009 году.
Спустя 13 лет, напутствуя нового президента КХЛ Алексея Морозова, он вновь напомнил: «Хочу пожелать успехов. Вы знаете, что КХЛ я придумал. Поэтому я заинтересован, чтобы у вас все получилось».

Если Путин придумал лигу по аналогии с НХЛ, то продвигали ее глава Федерального агентства по физкультуре и спорту Вячеслав Фетисов и Александр Медведев. Первый проект под названием Евроазиатская хоккейная лига Фетисов представил еще в 2005 году – за три года до запуска КХЛ. В 2007-м проект поддержал «Газпром» в лице Медведева. Однако идея наткнулась на противодействие главы Федерации хоккея Владислава Третьяка, который понимал, что, теряет власть. Проблема решилась на высшем уровне.
«Не секрет, что ФХР всячески тормозила создание профессиональной лиги. И только благодаря тому, что Владимир Владимирович Путин не просто поддержал идею создания КХЛ, а фактически стал ее прародителем, дав мне поручение заниматься этим проектом, мы смогли это сделать», – вспоминал Медведев в 2014 году.
Участие Путина, до этого в любви к хоккею незамеченного, можно объяснить тем, что КХЛ преподносилась в том числе и как инструмент мягкой силы России. И сам Медведев этого не скрывал: «От такого понятия, как спортивная дипломатия, не уйти, как ни крути. В нашем случае это дипломатия хоккейная. В «Газпроме» мы ее активно использовали».
И вряд ли будет большой натяжкой сказать, что именно Медведев поставил на коньки руководство страны, а также близких власти бизнесменов.
Сам он играл в хоккей с детства.
«Папа подарил коньки и в шесть с половиной лет привел на открытый каток. Дело в Иваново было. С тех пор, где бы мы ни жили, во дворе всегда заливалась площадка. Хоккей объединял. Отличники бились с двоечниками, паиньки – с хулиганами», – вспоминал Медведев.
Во время учебы в МФТИ Медведев играл за студенческую команду, которую тренировал руководитель кафедры физкультуры – знаменитый защитник тарасовского ЦСКА, двукратный олимпийский чемпион Игорь Ромишевский.
Придя в «Газпром», Медведев сразу создал корпоративную команду «Газпром экспорт», которая стала частью программ международных переговоров.

«В Вашингтоне был случай. Играли против ветеранов «Кэпиталз». А спустя несколько дней в составе российской делегации – встреча с Джорджем Бушем-младшим. Бушу говорят: «Это Александр Медведев, заместитель председателя Газпрома». Джордж усмехнулся. «Мне, – отвечает, – не надо их представлять. Они вчера «Вашингтон» обыграли»», – вспоминал Медведев.
Источники Forbes рассказывали, что внутри компании с иронией относились к увлечению Медведева. Набор историй:
● как-то он пропустил совет директоров, потому что был на матче;
● приехал в Китай на переговоры с участием вице-премьера Игоря Сечина, но только со всеми поздоровался и убежал на хоккей;
● на открытии нового здания Мариинского театра Медведев все представление смотрел трансляцию матча в телефоне.
В 2010 году во время заседания правления «Газпрома» Миллер иронично поинтересовался: «Александр Иванович, а вам не тяжело? И «Газпром экспорт», и зампред [правления “Газпрома»], и хоккей – может, откажетесь от чего-то?» – рассказывал источник Forbes.
Ведущие деловые медиа всегда описывали отношения Миллера и Медведева как напряженные.

«Неприязнь сформировалась даже не между Миллером, а между его командой и Медведевым. У нас было ощущение, что Медведев и [руководитель «Газпромбанка»] Акимов имеют такую огромную личную протекцию, что у Миллера были с ними очень тяжелые отношения с самого начала, – это влиятельные люди из чужого клана», – приводил Forbes слова высокопоставленного собеседника из Минэнерго.
В итоге аппаратную схватку выиграл Миллер. В 2014-м Медведева сняли с должности руководителя «Газпром экспорта», а в феврале 2019-го – с поста заместителя председателя правления корпорации. Причем в официальном сообщении об отставке, подписанном Миллером, отсутствовала формальная фраза с благодарностью за многолетнюю плодотворную работу, обратили внимание журналисты. Хотя в аналогичном сообщении об отставке другого зама – Валерия Голубева, снятого в тот же день, – такая фраза была.
В сообщении «Зенита» о назначении Зырянова тоже лишь сухое: «Александр Медведев, отметивший 14 августа 70-летний юбилей, станет советником председателя правления ПАО «Газпром» и советником председателя правления ФК «Зенит».
Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов, Илья Питалев, Руслан Кривобок, Игорь Руссак, Рудольф Кучеров, Михаил Фомичев, Сергей Соловьев, Сергей Гунеев
Но да, встретился по карьере с нужными людьми и поднялся.
Будто где-то ещё по-другому, тот же Джей Ди Вэнс, нынешний вице-президент где был бы без Питера Тиля?
Не удивительно, что КХЛ после 2014 стала хереть и сейчас перестала быть де-факто международной и влиятельной. Интересно, что Медведева убрали в 2014 со всех постов. Наверняка, не случайно. И,наверняка, тут есть зависимость.
Что было раньше и позже, сильно не следил. Гонзожурналистика может достать и выставить клоуном любого, но дядю это не оправдывает. Явно деградирует в последние годы, как и остальные его однофамильцы.
Но как менеджер был неплох. Проект КХЛ при его активном участии неплохо развивался, особенно сравнивая с текущей деградацией лиги.
Тут нет нестыковок. В 1982 Тарковский уехал в очередную творческую командировку, а в 1984 объявил, что не вернётся.
Просто на одной из своих многочисленных развилок судьба свела его с человеком, который затем дойдёт до вершин, заодно взяв его с собой. Вот так бывает...