Хави Симонс в «Тоттенхэме»: наконец-то «шпоры» нашли себе «десятку», в которой так нуждались?
«Тоттенхэм» наконец-то завершил поиски нового креативного полузащитника, подписав контракт с Ксави Симонсом из «РБ Лейпциг». Но что нидерландский футболист может привнести в игру северолондонского клуба?
Наконец-то, наконец-то, «Шпоры» подписали десятку.
Семь недель после того, как сорвалась сделка с Морганом Гиббс-Уайтом из «Ноттингем Форест», четыре недели с тех пор, как Джеймс Мэддисон порвал крестообразные связки, и 10 дней после того, как Эберечи Эзе предпочел им «Арсенал», «Тоттенхэм» заполнил брешь, которая, как знали они и все остальные, требовала немедленного заполнения.
Хави Симонс перешел из «Лейпцига», и теперь, за несколько дней до закрытия трансферного окна, в составе «шпор» появилось столь необходимое творческое начало. Поскольку Мэддисон, как ожидается, пропустит бóльшую часть сезона, а травма Деяна Кулусевски, описанная в мае бывшим главным тренером Анге Постекоглу как «ушиб», затянулась на неопределенный срок («Это более серьезная травма. Я не хочу давать временных рамок», — заявил на прошлой неделе новый наставник Томас Франк), клубу был крайне необходим игрок, способный получать мяч в центральных зонах и создавать моменты.
«Шпоры» совершили очень уверенный старт под руководством Франка, довели матч с «ПСЖ» до серии пенальти в Суперкубке УЕФА и выиграли два стартовых матча в Премьер-лиге, не пропустив ни одного гола. Но клуб не позволил этим успехам затмить необходимость усиления состава. Хотя поводов для оптимизма было много, лишь 21% созданных ими голевых моментов в Премьер-лиге пришлись на центральную треть поля — это один из самых низких показателей среди всех 20 команд. Уже сейчас заметна чрезмерная зависимость атаки от действий Мохаммеда Кудуса на правом фланге.

Хави Симонс, 22-летний футболист, мог бы помочь это изменить. Воспитанник «Барселоны», он уверенно чувствует себя на мяче и за время своей профессиональной карьеры, особенно в «ПСВ» и «Лейпциге», наглядно продемонстрировал, насколько сильно может влиять на игру в завершающей трети поля.
В «Лейпциге» он быстро стал главной фигурой атаки, где чаще всего играл в роли десятки с левого фланга — в основном занимая центральные позиции, но также уходя и на левый край. Он был незаменим во всех атакующих действиях команды. В матчах Бундеслиги прошлого сезона Симонс участвовал в большем количестве атак, заканчивавшихся ударами, чем любой другой игрок «Лейпцига». Его общий показатель в 126 эпизодов почти идеально распределяется между ударами (43), созданием моментов (40) и участием в подготовке атаки (43), что демонстрирует универсальность его способностей.

Что касается его влияния на игру, то он скорее «десятка»-дриблер, чем распасовщик, хотя это не означает, что он не может отдать голевой пас. В прошлом сезоне в Бундеслиге он вошел в число всего 11 игроков, попытавшихся выполнить 100 и более дриблингов (101), хотя его результат в 33 успешных обводки говорит о том, что попытка обыграть соперника не всегда была лучшим решением.
Тем не менее, его перемещения с мячом оказывали большое влияние. Только шесть игроков в Бундеслиге выполнили больше длинных прогрессивных перемещений с мячом (определяемых как движение с мячом не менее чем на 10 метров к воротам соперника), чем он (123), и четверо из них были защитниками, у которых, естественно, больше пространства для таких перемещений, чем у таких атакующих полузащитников, как он.
Симонс также 15 раз после проходов с мячом (перемещения с ним не менее чем на 5 метров) создавал голевой момент — этот результат превзошли только шесть игроков Бундеслиги. Кроме того, 20 раз он наносил удар после таких проходов.
И эти его действия имели конкретный результат: во всей лиге только четыре игрока завершили бóльшим количеством перемещений с мячом, закончившихся голом или голевой передачей, чем он (6). Болельщики сборной Англии наверняка вспомнят его мощный проход с мячом и точный дальний удар, который открыл счёт за Нидерланды в полуфинале Евро-2024 чуть более года назад.

Здесь стоит отметить, что Симонс, который завершил сезон 2024/25 с 10 голами и 7 результативными передачами, играл в составе «Лейпцига», пережившего худшую кампанию в истории Бундеслиги и занявшего лишь седьмое место. В этом свете его показатели выглядят еще более впечатляюще. Он из тех игроков, кто способен в одиночку создавать моменты магии.
Также важно добавить контекст к его статистике. Он играл в команде, которая в основном атаковала на переходах, а в «Тоттенхэме» это будет не всегда. В прошлом сезоне «Лейпциг» занял второе место в Бундеслиге по количеству ударов после быстрых атак (44) и по доле ударов, пришедшихся на быстрые атаки (10.7%). Однако примечательно, что в лице Гиббс-Уайта, Эзе и теперь Симонса «шпоры» добивались творческих полузащитников из команд, которые не стабильно доминируют во владении мячом. Так что, возможно, игрок, который может помочь им в атаках на переходах, — это как раз то, что нужно Франку.
Как мы видели в победном матче над «Манчестер Сити» на прошлой неделе, быстрые переходы и вертикальность останутся ключевыми аспектами игры «Тоттенхэма» — как это было при Постекоглу в прошлом сезоне — но даже в таком контексте «шпорам» был нужен игрок, который помог бы им вскрывать глухую оборону, подобно Мэддисону. У Симонса не было массы возможностей показать, на что он способен в команде, доминирующей во владении мячом, против низкого блока. Возможно, он окажется именно тем, кто нужен «Тоттенхэму» в этом аспекте, но за время его выступлений за «Лейпциг» не накопилось достаточно свидетельств, подтверждающих это. Шесть из его семи голевых передач в Бундеслиге в прошлом сезоне были отданы после отбора мяча на чужой половине или контратаки, а седьмая — непосредственно с углового.
Многие из лучших моментов, которые он создал в прошлом сезоне, возникли против дезорганизованной обороны. Однако его статистика доказывает, что он может исполнить голевой пас, когда представляется возможность. Только шесть игроков в Бундеслиге прошлого сезона выполнили больше передач, разрывавших линию обороны соперника, чем Симонс (37), и пятеро из них представляли «Баварию» или «Байер» — финальные топ-2 и две команды, владевшие мячом больше всех.
Кроме того, только два игрока — дуэт из «Баварии» Майкл Олисе (54) и Йозуа Киммих (36) — сделали больше передач, разрывавших линию и входящих в штрафную площадь соперника, чем он (34). И только шесть футболистов выполнили больше таких «разрывающих линию» передач, которые создавали момент для партнера.

Учитывая, что Симонс играл за «Лейпциг», входящий в сеть клубов Red Bull, неудивительно, что он эффективно действует при прессинге. Только восемь игроков в Бундеслиге в прошлом сезоне отбирали мяч в финальной трети поля соперника чаще, чем он (21 раз). Это делает его идеально подходящим для стиля Франка, который любит, чтобы его команда при возможности оказывала высокий прессинг.
Итак, он выглядит весьма перспективно, явно высоко ценится и уже играл в нескольких крупных клубах Европы. Тогда в чем же потенциальные недостатки?
Мы уже упоминали, что Симонс ранее играл в ориентированном на быстрые переходы «Лейпциге», но помимо адаптации к новому стилю игры, ему также придется привыкать к новой лиге. Учитывая, что «шпорам» не удалось заполучить креативщиков, уже знакомых с Премьер-лигой, в лице Гиббс-Уайта и Эзе, это явно было одним из их соображений при планировании летнего трансферного окна.
Впрочем, Англия станет уже пятой страной в карьере Симонса, так что «Тоттенхэм» будет надеяться, что новая обстановка не слишком его смутит. Однако они также надеются, что Симонс планирует задержаться у них подольше по сравнению с предыдущими клубами, а не рассматривает их просто как очередной трамплин.
«Шпорам» крайне важно, чтобы он адаптировался быстро. Мэддисон, Кулусевски и Сон Хын Мин, покинувший клуб летом, в сумме обеспечили 65 голевых действий во всех турнирах в прошлом сезоне, и эту продуктивность необходимо восполнить. Пока что с реализацией у них проблем не было, но для компенсации потерь голы должны приходить со всех позиций.
В прошлом сезоне Симонс забил свои 10 голов (без учета пенальти) в Бундеслиге при показателе ожидаемых голов без учета пенальти (non-penalty xG) всего в 5.1. С одной стороны, это невероятно впечатляющий результат: только два игрока — Патрик Шик и Омар Мармуш — превзошли свой non-penalty xG с бóльшим отрывом, чем он (+4.9).
Он способен забивать великолепные голы — достаточно вспомнить тот самый мяч в ворота сборной Англии — и его игра в завершении в прошлом сезоне была образцовой. Однако показатель в 5.1 xG за весь сезон не указывает на то, что игрок стабильно выходит на голевые позиции. И новая лига может оказаться не идеальной средой для поддержания такого уровня превышения ожидаемых показателей.
Тем не менее, Симонсу всего лишь немногим за двадцать, у него уже есть солидный опыт выступлений на высшем уровне, и он привносит в северный Лондон море таланта. Кроме того, у него есть потенциал стать намного, намного лучше.
Путь к этой цели, которую «Тоттенхэм» пытался достичь всё лето, не был гладким, но результат может стоить всех приложенных усилий. В лице Хави Симонса они наконец-то обрели ту самую десятку, которую так долго искали.
⚽️ Ждем каждого из Вас в нашем телеграм-канале!
А так моя хотелка, как диванного аналитика - это глубина состава и минимизировать травмы.