9 мин.

Кого вы хотели бы вернуть в премьер-лигу?

Бранислав Иванович (Кирилл Благов, редактор)

– Весной 2006-го в Черкизове было тоскливо – с ожиданиями совпадал разве что рост тарифов на железной дороге. Славолюб Муслин только начинал создавать одну из самых задорных российских команд середины нулевых. «Локомотив» никак не мог разогнаться, и к пятому туру оказался позади более-менее всех – 15-м. Годом ранее «Локомотив» и ЦСКА выдали незабываемый триллер – 3:2 с голом Пашинина на последних минутах. Сценарий повторился практически полностью, только теперь к Южной трибуне со всех ног мчался Бранислав Иванович. Через пару недель в Черкизове стали мелькать первые футболки с шестым номером на спине.

Тот матч многое перевернул. «Локомотив» помчался к вершине, выдав 18 беспроигрышных матчей, а Иванович в это время утверждался в качестве одного из ключевых игроков команды. Он успевал везде и был готов абсолютно ко всему, всегда бежал до конца и никогда не был равнодушным. За все это его ценят и в «Челси», но для «Локомотива» тогда он значил гораздо больше. К сербу попросту никогда не было претензий. Казалось, будь в «Локомотиве» не один Иванович, а одиннадцать, все бы они играли в стартовом составе – и у Муслина, и у Долматова, и у Бышовца.

Утомившись выпроваживать из клуба последнего, болельщики устроили одну из своих самых трогательных акций. Первым, что увидел коуч «Челси» Авраам Грант, решивший посмотреть матч с «Томью» из черкизовской ложи, был баннер на родном для Ивановича языке: «Лучший серб в истории «Локомотива». Бано, оставайся».

ВИДЕО

История Ивановича в «Локомотиве» оказалась не менее искренней и доброй, чем история великолепного Джейкоба Лекхето. Таких в Черкизове сейчас очень не хватает.

Алекс Мескини (Никита Коротеев, автор)

– История имеет обыкновение расставлять все на свои места. Дважды лучший бомбардир премьер-лиги Веллитон сейчас является шестым форвардом в ротации «Спартака» и пытается трудоустроиться хоть куда-нибудь. Телефон Валерия Карпина, кажется, не обрывают потенциальные покупатели. О несостоятельности Веллитона самого по себе говорили еще во время его безголевых еврокубковых матчей – сейчас же очевидно, что 40 мячей бразильца за два сезона были одним из главных обманов в истории премьер-лиги.

И как за любым колоссальным обманом, за фигурой Веллитона стоял хитрый, расчетливый и умелый человек. Таким человеком много лет назад оказался Одиссей, сумевший привести к победе в Трое отважных, но прямолинейных греков. А бразильскому форварду помогал соотечественник Алекс Мескини, ярчайший и просто лучший спартаковский игрок карпинской эпохи.

В 54 матчах премьер-лиги у него 15+17, но передачи говорят о большем, нежели голы: Алекс своей игрой помог раскрыться не только Веллитону. При нем в основу безболезненно влились юноши Жано и Яковлев, при нем беготне Баженова наконец-то был задан вектор, понятный даже самому Никите, при нем совершенно не ощущалась слабость центра обороны или пара опорников Сабитов – Шешуков.

За десять лет инвестиций посещаемость чемпионата России не увеличилась вовсе – то же самое произошло и с игрой и успехами «Спартака». Кто скажет, что после 2009 года «Спартак» был ярче, привлекательнее и ближе к титулу, чем в тот самый первый сезон Алекса? Бразилец покинул команду, отчаявшись выиграть с ней трофеи – Баженова сменил Макгиди, Джанаева – Дикань, а результаты остались на том же уровне. Вернувшись в Бразилию, он тут же взял свой второй Кубок Либертадорес, доказав, что способен побеждать не только в номинации «Приз зрительских симпатий».

Сейчас Алекс зарабатывает деньги в Катаре. По крайней мере, хочется думать именно так – неужели даже там ему смогли предложить больше гарантий итогового успеха, чем в «Спартаке»?

Гильерме Гусмао (Денис Романцов, редактор)

– Если Вагнер прославился тем, что регулярно возвращался из Бразилии позже оговоренного срока и смиренно нес штраф в клубную кассу, то Гильерме – его наместник в армейской атаке-2009/10 – запомнился обратным. В мае 2010-го руководство ЦСКА отпустило его на родину накануне важного матча с «Рубином». Супруга Гильерме вот-вот собиралась родить, и ЦСКА с пониманием отнесся к тому, что Гильерме придется пропустить казанский выезд – последний перед отпуском. Гильерме прилетел в Бразилию всего на несколько часов, увидел появление на свет дочери и прямо из роддома снова махнул в аэропорт, чтобы пролететь 20 часов с пересадками до Москвы, а затем чартером добраться до Казани. «Мне было непросто пойти на этот шаг, ведь моя супруга поначалу впала в послеродовую депрессию, – рассказывал Гильерме. – Но я поговорил с ней, объяснил, почему должен отлучиться на несколько дней. Нам предстоял важный матч, и я очень хотел принять в нем участие». Гильерме успел на игру с «Рубином», вышел в стартовом составе и помог своей команде одержать минимальную победу.

Гильерме призвали в ЦСКА на исходе лета 2009-го – сразу после отлучки Вагнера в «Палмейрас». Пока экс-киевлянин готовился к дебюту, в ЦСКА сменился тренер. Хуанде Рамос выпустил Гильерме на второй тайм матча с «Крыльями», и этого времени бразильцу хватило, чтобы сделать дубль. Переговоры о выкупе трансфера Гильерме у киевского «Динамо» протекали вяло. ЦСКА рассчитывал на стоящее предложение о продаже Вагнера, но, не получив его, счел, что два бразильских форварда и Думбия с Нецидом – перебор для команды, не участвующей в Лиге чемпионов, и переговоры по Гильерме свернул – внезапно как для него самого, так и для Игоря Суркиса. Гильерме потерял еще один год в Киеве и перешел в «Атлетико Минейро», где первые полгода партнерствовал с Даниэлом Карвальо.

Прошлый сезон Гильерме начал в теплой компании Дуду Сеаренсе и Жо – «Атлетико» выдал фантастический сезон и, показав свой лучший результат с конца девяностых, занял второе место. В команде, в которой блистали Роналдиньо и Бернард, Гильерме долго оставался игроком подмены, а в основном составе закрепился уже осенью – причем на не совсем привычной позиции правого вингера. Тем не менее, Гильерме нашел время забить три мяча и снова заинтересовал европейские клубы – в октябре ЦСКА предлагал за него 10 миллионов евро. Гильерме, сверкнувшему в России три года назад, всего 24 и не покидает ощущение, что в нашем чемпионате его оборвали на полуслове.

Алехандро Домингес (Виталий Суворов, автор)

– Алехандро Домингес приехал в Россию худощавым 22-летним парнем, тоскующим по Буэнос-Айресу, а уехал уставшим бородачом, подмявшим под себя весь местный чемпионат – кем-то вроде Вагнера Лава за месяцы до первой отлучки в Бразилию. В закрытой, пуленепробиваемой команде Бердыева аргентинец отвечал за красоту. Первые два сезона – скромно, незаметно, старательно. Далее – так, что захватывало дух. На протяжении четырех лет Домингес тормошил казанскую публику, не давал ей уснуть. Его расцвет пришелся на стремительный взлет «Рубина», но за все время аргентинец зацепил лишь один важный казанский трофей – золото сезона-2009. В «Зените» – клубе, державшем Домингеса на случай отъезда Андрея Аршавина, – Чори побеждал куда чаще.

Домингес запрыгнул в самолет из России на финише 2009-го, через неделю после того, как был признан лучшим игроком года в стране – но, к сожалению, потерпел неудачу. Три года спустя он грустит, а Казань, кажется, снова проваливается в сон. Самое время возвращаться домой.

Мэтью Бут (Иван Калашников, шеф-редактор)

– Сторонники лимита на легионеров обычно говорят, что после его отмены российских футболистов вытеснят демпингующие бразильцы с пляжей и югославы со строек. Что ж, в истории нашего чемпионата хватало и таких игроков, но они редко задерживались здесь надолго. Зато среди них порой попадались люди, компенсирующие недостаток мастерства дубленым характером – они быстро учились правильно ставить ногу на рыхлых весенних и каменных осенних полях, начинали шутить на местном языке и вскоре получали в награду капитанскую повязку. Одним из таких футболистов, облагородивших низы турнирной таблицы премьер-лиги, был белый южноафриканец Мэтью Бут – почти альбинос, женатый на черной королеве красоты из другой половины своей страны, человек-скала, умудрившийся попасть с «Крыльями» в призеры чемпионата России, а с «Ростовом» – в финал Кубка.

«Крылья» за время выступления Бута в Самаре не раз срывались в пропасть безденежья и выкарабкивались обратно, но порой забывали, на сколько месяцев им задерживают зарплату – и играли так, будто живут в какой-то другой стране: чего стоят хотя бы матчи Кубка УЕФА с «АЗ Алкмар», где Бут вместе со всей командой носился от ворот до ворот, забывая отбирать мяч и думая только о том, как бы выиграть его в чужой штрафной. Неудивительно, что в 2010-м его хотели вернуть в Самару – впрочем, и сейчас, в 35 лет, он вполне бы пригодился на сезон какому-нибудь стоящему на вылет клубу. С Бутом в составе он бы побоялся вылетать.

Анатолий Тимощук (Юрий Дудь, главный редактор)

– Безумие русского футбола к старту 2013 года достигло такой степени, что любой из вас прямо сейчас может затеять занимательную игру. Попробуйте придумать три вымышленные новости про чемпионат России – и почти сразу поймаете себя на мысли, что любая из этих новостей вполне могла случиться на самом деле. И про тренера, который укусил футболиста, и про президента, который запер незабивного нападающего в собственном погребе на неделю, и про чемодан денег, украденный из судейской лужниковскими санитарами из Средней Азии. Все это по-прежнему кажется удивительным, но уже давно не кажется нереальным.

Самый актуальный дефицит русского футбола на старте 2013 года – это спокойствие и профессионализм. Во второй половине нулевых в России целых два с половиной года работал футболист, который оставался спокойным, как бы ни сходили с ума вокруг, и являл собой пример профессионализма, какая бы зарплата ни падала ему каждый месяц на карточку.

Этого футболиста зовут Анатолий Тимощук, и он уже полгода не нужен «Баварии». Переезд в Мюнхен не превратил Тимощука в европейскую звезду и не добавил ему уймы титулов (всего одно немецкое чемпионство), зато дал сразу два шанса выиграть главный турнир современности. Первый финал Лиги чемпионов (против «Интера») Тимощук отсидел на скамейке, во втором (против «Челси») даже прикоснулся к Кубку, но – увы – не удержал его в руках.

Летом-2011 Тимощука едва не рекрутировал «Анжи», сейчас вроде бы зовет Петербург. «Анжи», волнорезы которого сделаны из стальных Жусилея, Ахмедова и Траоре, украинский опорник сейчас точно не нужен. А вот «Зенит», запускающий строительство новой команды, наверняка захочет начать его с поиска нового лидера – авторитетного игрока, с которым можно договориться о новом контракте. Совсем не страшно, что несколько лет назад этим лидером Тимощук уже был.

Fotobank/Getty Images/Epsilon/Laurence Griffiths/Dima Korotayev, РИА Новости/Виталий Белоусов

P.S. Кого из бывших участников премьер-лиги хотели бы вернуть в Россию вы?