17 мин.

Станция «Зенит» у стадиона – боль. Потратили 23 млрд, закрыли на полтора года из-за 700 нарушений, из-за нее не построили метро в спальном районе

Нужна была такая станция? 

Новые стадионы в Москве и Питере приучили: рядом с ними одновременно появляется метро. Так случилось с аренами «Спартака» (строили в поле), ЦСКА (в новом районе на месте аэродрома) и «Зенита». 

«Новокрестовскую» открыли 2 мая 2018 года – спустя год после первого матча на «Газпром Арене» (она находится в 300 метрах от вестибюлей). Правда, дальше начались странности. Пассажиры жаловались на недоделки: протечки, отваливающуюся плитку, – рабочие ремонтировали станцию по ночам, а потом власти закрыли ее полностью и снова открыли только перед Евро-2020. Но и на этом не все: ремонт продолжится до конца 2021-го, в том числе изменится дизайн станции, которая теперь называется «Зенит». 

Александр Головин разобрался в проблемах метро у «Газпром Арены» и выяснил еще много дичи. 

«Новокрестовскую» построили на намывной территории в безлюдной части острова. Из-за нее метро так и не провели в огромный район (300 тысяч жителей)

Впервые о метро рядом со стадионом заговорили в начале 2010-х и уже тогда ошарашили суммой. Медиа писали, что на станцию уйдет от 14 до 23 миллиардов рублей (половина стоимости стадиона), что сделает ее самой дорогой в России. На стоимость влияла сложность строительства: километр путей проходил под водой, сама станция возводилась на намывной территории, отвоеванной у Финского залива. 

«Места для станции там не было. Раньше Крестовский остров заканчивался прямо за стадионом. Я помню это, потому что ходил еще на стадион Кирова. Он располагался на самом краю – за ним был залив. Под ЧМ-2018 территорию намыли, построили Яхтенный мост», – рассказывает Sports.ru депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга от партии «Яблоко» Борис Вишневский. 

Под «Новокрестовскую» намылили 16,5 гектара земли. Председатель комитета по земельным ресурсам и землеустройству Валерий Калугин в 2012-м говорил, что это обойдется бюджету в 1 миллиард рублей. У Вишневского другая информация: в 2017-м он сказал, что на намыв ушло 2,5 млрд рублей. 

Искусственное увеличение площади суши – не главное, что возмущало оппозиционного депутата. Он до сих пор не понимает, зачем на острове построили вторую станцию. «В Заксобрании обсуждалось даже не само строительство, а изменение городского бюджета под строительство, – говорит Вишневский. – Я тогда сказал: «Нет смысла строить станцию, которая большую часть года будет нужна раз в две недели на несколько часов. Все остальное время она окажется просто невостребованной». Кому хочется гулять по острову – для них достаточно станции «Крестовский остров». 

Депутат предлагал альтернативу: продлить метро на юго-запад, построив его в Красносельском районе. 

«Ради «Новокрестовской» они пересмотрели схему строительства метро, – продолжает Вишневский. – Ради нее заморозили продление Калининско-Красносельской линии. Как тогда, так и сейчас самая загруженная станция в стране – «Проспект ветеранов», где в часы пик просто ад».

Сейчас ближайшая станция для 300 тысяч жителей – «Проспект ветеранов», которая находится в другом районе. Из центра густонаселенного Красносельского района до нее 8 километров по прямой. Для сравнения: жилых домов рядом с «Новокрестовской» нет, ближайший находится в 2,5 километра, причем в сотне метров от него есть другая станция – «Крестовский остров». То есть станция у стадиона действительно нужна лишь для проезда болельщиков. 

«Но у наших властей тогда был лозунг «Чемпионат мира все спишет». Все во имя чемпионата мира. Хотя я считал, что на острове достаточно кольцевой линии рельсового трамвая от станции «Крестовский остров». А на больших турнирах болельщиков можно доставлять шаттлами, что и делалось», – говорит Вишневский. 

Версию депутата от «Яблока» подтверждает его коллега по Заксобранию от «Партии Роста» Максим Резник. «В очереди действительно стоял Красносельский район, где вообще нет станции метро, – говорит он в комментарии для Sports.ru. – А Крестовский остров – там, во-первых, есть станция. Во-вторых, жители острова нуждаются в станции меньше, чем кто бы то ни было. Это элитный район – там люди используют личный транспорт. Причем не «Жигули» и не «Волги». В Красносельском районе – далеко не элитном – метро гораздо нужнее и важнее». 

Несмотря на позицию Вишневского и Резника, Заксобрание приняло поправки в бюджет города. 

Уточняю у депутата от «Партии Роста», какие аргументы «за» были у его коллег по местному парламенту. «Никаких. Голосование единороссов, – отвечает Резник. – Они говорили: «Ну, это чемпионат мира, международные обязательства, мы должны, это важно, престиж страны». А я считаю, что престиж страны в том, чтобы людям было удобно жить, а не пыль в глаза пускать. Точно так же сейчас в Петербурге не предпринимается серьезных мер из-за новой волны коронавируса. Ждут, когда пройдут матчи Евро. Важнее ведь картинку показать. А что люди будут болеть и умирать – так это же холопы какие-то, какое это имеет значение». 

В этот момент москвичи могут подумать, что проблемы не существует: не построили в Красносельском районе сейчас, так построят через год. Здесь важно знать специфику города. Если за 10 лет в Москве построили 56 станций, то за 10 лет в Питере – всего 10, хотя планировали 41. Каждая станция дается Петербургу с трудом. В ближайшие шесть лет там обещают презентовать восемь станций, но денег на них нет – город запросил поддержку федерального центра. 

Ситуация объясняется цифрами из бюджета. В 2021 году на строительство метро город выделил около 10 миллиардов рублей, в 2022-м – до 15 млрд. Москва за три года (2019-2021) заложила на метро более 580 миллиардов рублей.   

Петербург все-таки собирается пустить метро в Красносельский район к 2022 году. Правда, «Метрострой» уверяет, что станции «Юго-Западная» и «Путиловская» сдадут в 2023 году, а вице-губернатор Максим Соколов вообще заявляет про 2024 год. 

«Это вопрос соотношения и приоритетов, – объясняет депутат Резник. – Должно быть как в семейном бюджете: сначала решаются насущные вопросы (продукты, товары первой необходимости), а потом реализуются хотелки – отпуск в экзотической стране. У нас все наоборот. Люди значения не имеют». 

Дисклеймер.

Разговор с Максимом Резником состоялся 14 июня. Через три дня Следственный комитет задержал депутата в качестве подозреваемого по уголовному делу о незаконном обороте наркотиков без цели сбыта.   Повод – уголовное дело против его дальнего родственника. 9 марта к тому пришли с обыском и обнаружили «кусты, похожие на сырье для наркотика». В тот момент в помещении находился и Резник, который заехал обсудить семейные вопросы. Родственник трижды менял показания, заявлял о давлении следователей.   Резника задержали на следующий день после объявления выборов в парламент Петербурга. Он собирался участвовать в них. Резнику грозит до трех лет лишения свободы.

Затраты на станцию – космос, а строительство шло с задержками. Глава «Метростроя» называл процесс «адом», но клялся, что не сорвет дедлайны

«Новокрестовскую» строили одновременно со следующей станцией на линии – «Беговой». Даже деньги на них выделяли вместе. Итоговая сумма на две станции и перегон – 39 млрд рублей, что всего на 4 млрд рублей дешевле «Газпром Арены» (если верить вице-губернатору Игорю Албину, который говорил про 43 млрд рублей на стадион). 14 из 39 млрд выделил федеральный бюджет.

Большая часть, как и предполагалось, ушла на «Новокрестовскую». Если предположить, что первоначальные оценки в 23 млрд рублей верны, то станция действительно стала одной из самых дорогих в России. По данным стройкомплекса Москвы, в столице 1 км метро вместе со станцией мелкого заложения (глубина «Новокрестовской» – 20 метров) стоит 4,5 миллиарда рублей. То есть на 23 млрд можно было построить 5-километровый перегон и пять станций. За эти деньги в Петербурге построили 2,5-километровый перегон и всего одну станцию. Позднее Счетная палата даже выявила завышение стоимости строительства – правда, всего на 233 млн рублей. 

«У меня не было ни сил, ни времени заниматься контролем. Я все-так не могу заниматься всеми городскими проблемами», – объясняет Борис Вишневский, у которого я уточняю, почему про «Новокрестовскую» не выходило антикоррупционных расследований. При этом депутат оговаривается, что даже без воровства станция обошлась в безумную цену: «Перегон к ней пришлось прокладывать под водой, намывать территорию. Плюс мы на болоте стоим. А тут – вообще в заливе». 

Исследователь метро и инженер-тоннельщик Дмитрий Графов объяснял «КП», что на строительстве «Новокрестовской» рабочие использовали новую для метро технологию top-down в сочетании с методом «стена в грунте». Ранее их применяли при строительстве «Лахта-центра». «Сначала строители создают будущие стены станции, не раскапывая никакого котлована: прямо в грунте заливаются вертикальные бетонные стены глубиной в 10 этажей, – говорил Графов. – Получается будущая коробка станции. Затем ее защищают потолком. И только потом под потолком начинают вытаскивать грунт».

Кроме бюджетных нарушений счетная палата нашла технологические: указала на затянутые сроки изыскательных работ и добавила, что строительно-монтажные работы начались без разрешения. Про отставание от сроков еще на этапе строительства говорили в администрации Петербурга, например, указывали, что на весну 2016 года из запланированных 1190 метров перегона пройдено только 904. Глава «Метростроя» Вадим Александров во всем винил воду: «Это ад, мы черпаем воду ведрами. Мы все время надеемся, что ситуация улучшится, но пока – нет. Это полный провал». 

В один момент депутаты даже усомнились, что «Новокрестовскую» и «Беговую» сдадут до чемпионата мира. Об этом же писала «Фонтанка», которая напомнила, что первые сомнения в дедлайнах появились еще в сентябре 2014 года. Тогда глава Тоннельной ассоциации России Николай Кулагин написал губернатору Георгию Полтавченко, что успеть до ЧМ-2018 нереально, поэтому работы нужно начинать до проведения финального конкурса по выбору подрядчика. Конкурс в итоге провели в декабре 2014-го, строить начали в сентябре 2015-го, но не дождались всех разрешений (их выдали только в октябре, без разрешений «Метрострой» освоил 1,5 млрд рублей), на что и указала счетная палата. 

Станции и перегоны, которые обычно строят четыре года, в Петербурге сдали быстрее чем за три, – опоздали на старте, но догнали потом. Как и обещал глава «Метростроя» Александров – в 2015-м он поклялся, что не сорвет дедлайны. 

После открытия на «Новокрестовской» нашли кучу нарушений. Прошел ЧМ – ее закрыли на реконструкцию, а новое открытие несколько раз переносили

«Новокрестовскую» (как и Беговую») открыли 28 мая 2018-го – за две недели до старта чемпионата мира и за три недели до выдачи разрешения на эксплуатацию (Госстройнадзор выписал его только 15 июня). Правда, даже в день открытия никто не знал, будет ли станция работать после турнира. 

Вопрос решали по ситуации – и решили положительно. Станцию не закрыли, но пассажиры жаловались на недоделки. «Начались протечки, все отваливалось, – вспоминает Борис Вишневский из «Яблока». – Потому что делали в спешке. И ладно бы только этой станции касалось, но недавно был на Беговой – там траволаторы два года не работают. Я направлял запрос с просьбой сообщить, когда их починят. Устно мне отвечают, что не хватает каких-то деталей, которые делали в одном месте в Европе, а теперь не делают – и они не понимают, как решить проблему». 

«Новокрестовской» возмущались в том числе пользователи Sports.ru: 

«Надеюсь, Газпром выделит деньги на ремонт станции, а то отвалившаяся плитка, неработающие эскалаторы и протекающая крыша – это просто позорище». 

«На станции с самого открытия творится полный трэш. Эскалаторы не работают, плитка отваливается везде на головы, вода (и не вода) по стенам течет».

В соцсетях регулярно появлялись фото и видео с новыми проблемами. В июле 2018-го пассажиры заметили, как по стенам рядом с эскалаторами льется вода. В августе 2018-го на ремонт закрыли траволаторы. В сентябре 2018-го стала отваливаться и падать на эскалаторы настенная плитка. В январе 2019-го плитку полностью сняли, чтобы стена не рухнула, и закрыли бетон полиэтиленом. 

В тот момент не выдержал даже вице-губернатор Игорь Албин, который рассказал, что за полгода у Метрополитена накопилось более тысячи претензий к двум станциям. На «Новокрестовскую» пришлось более 700 из них. 

В «Метрострое» признавали замечания, говорили, что устранят их по гарантии, и добавляли, что недоделки не влияют на безопасность пассажиров. Источники «Фонтанки» объясняли, что среди тысячи косяков есть, например, такие: открывающаяся вовнутрь дверь в помещение кассиров, которая должна открываться наружу; нехватка глазка и дверной цепочки; царапины на облицовке; разная высота ступеней и перепад в уровне пола. При этом десятки претензий оказались серьезными и касались «водопроявлений». 

В комитете по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга парировали, что «незначительные водопроявления через железобетонные конструкции являются нормой в подземных сооружениях, это некритично». Глава Тоннельной ассоциации Кулагин подтверждал, что «все станции текут», и добавлял, что на «Новокрестовской» они заметнее остальных из-за недоделок строителей: «Не успели к сроку, некачественно сделали гидроизоляцию. Теперь вовсю постфактум поправляют: нагнетают растворы – и воды становится значительно меньше».

Инженер-тоннельщик Графов находил еще одну причину протечек – неглубокое заложение станции: «Водопроявления в таких слоях грунта ожидаемы в больших объемах, а потому требуются дополнительные ресурсы для отвода воды, обслуживания насосов, выхода технических специалистов. Мелкое заложение было продиктовано большой экономией времени строительства. Получилось ли сэкономить ресурсы на эксплуатации в долгосрочной перспективе – покажет только время».

Чтобы исправить недоделки, «Метрострой» запускал на станцию рабочих по ночам. В целом это нельзя было назвать ремонтом по гарантии – срок контракта на строительство истекал только в конце декабря 2018 года, то есть объект сдали на полгода раньше официального графика. 

Шести месяцев для устранения косяков не хватило. Тогда власти объявили новый дедлайн – декабрь 2019 года. Он наступил, но работы не заканчивались. 

• 2 апреля 2020-го «Новокрестовская» закрылась. Официальной причиной назвали пандемию коронавируса, хотя как она повлияла на станцию, которой в обычный день пользовалась пара тысяч человек – неизвестно.

• В июле 2020-го администрация честно объявила, что метро у «Газпром Арены» закрыто на ремонт, а откроется осенью. 

• В октябре в метрополитене рассказали, что «сложная финансовая ситуация в «Метрострое» не позволила завершить все работы в срок, поэтому он перенесен на декабрь».

• В декабре 2020-го – то есть спустя 2,5 года после сдачи в эксплуатацию – «Новокрестовская» все еще была не готова. Так сорвался пятый дедлайн. Дальше администрация, метрополитен и «Метрострой» не называли новые сроки. Только в апреле 2021-го в комитете по развитию транспортной инфраструктуры осторожно говорили, что «основные работы» планируется завершить к маю. Чтобы точно успеть, на объекте еженедельно устраивали совещания. 

К маю станцию, конечно, не закончили. Открыли только 11 июня 2021-го – в день старта Евро. Медиа писали, что за время ремонта рабочие устранили 708 нарушений. В «Метрострое» заверили, что ремонт проводился по гарантии, которая длится пять лет. Правда, это может быть полуправдой: сейчас компания находится в процессе банкротства, и собственных денег у нее не много. Именно из-за этого вторая сдача станции постоянно сдвигалась. Загадочно прозвучало и заявление вице-губернатора Максима Соколова, как будто бы город вкладывался не только в строительство, но и в реконструкцию: «Сколько было потрачено – это уже в прошлом. Мы сделали так, чтобы станция соответствовала всем требованиям – и строительным, и по безопасности метрополитена». 

Топонимическая комиссия отказалась переименовать «Новокрестовскую» в «Зенит» с первой попытки. Заседание переносили, в дело, кажется, вмешались большие люди

Параллельно с ремонтом развивалась история с переименованием станции в «Зенит». С таким предложением в сентябре 2019-го выступило руководство клуба.

Через два месяца администрация организовала опрос жителей на сайте Смольного. Еще через месяц объявили, что петербуржцы выступили против: «за» переменование проголосовали 47,75%, «против» – 50,9%, остальные не определились.

В декабре 2019-го решение большинством голосов поддержала топонимическая комиссия Петербурга: восемь человек – «за», десять – «против».

Про итоги двух голосований местные медиа писали неохотно. Больше цитировали городской комитет по культуре, который обещал продлить опрос, потому что хотел изучить мнение большинства жителей города.

В итоге голосование не продлили, новых соцопросов не устраивали. Тема затихла на полгода, пока летом 2020-го «Зенит» не выиграл очередное чемпионство. Это случилось 5 июля, а уже через пять дней топонимическая комиссия собралась снова и поддержала переименование «Новокрестовской» в «Зенит»: 17 человек – «за», 6 – «против», 3 – воздержались.

«За» голосовал в том числе депутат Заксобрания Алексей Цивилев, который в декабре 2019-го выступал «против». «Топонимическая комиссия всегда консервативна, потому что она стоит на страже истории города. Любой символ, тот же топоним «Новокрестовская» – это история города. Поэтому я тогда придерживался консервативной позиции и делал это осознанно. Но когда есть победа или происходят какие-то радостные события, мы всегда это отмечаем на уровне города», – объяснял изменившуюся позицию депутат из «Единой России».

По словам гендиректора «Зенита» Александра Медведева, расходы по переименованию взял на себя «Зенит». Деньги требовались на замену всех городских схем, карт и других носителей. Сумма затрат «Зенита» не называлась. Гендиректор агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров предполагал, что речь идет о 15 миллионах рублей.

Мнение Бурмистрова: «Газпром» заплатил не только за переименование, но и за ремонт станции – около 100 млн рублей. О том, что корпорация поможет городу с реконструкцией, говорили источники «Коммерсанта» в администрации Петербурга. Вероятно, из-за этого вице-губернатор Соколов так и не раскрыл бюджет на переделки и не объяснил, кто их финансировал.

Ремонт на станции до сих пор не закончен, а после Евро она будет работать в лайт-режиме (откроют всего один вестибюль)

Если вы наконец выдохнули и решили, что все проблемы «Зенита» в прошлом, то зря. 

На повторном открытии 11 июня строители рассказали журналистам, что некоторые инженерные системы, включая пассажирские конвейеры и лифты, только готовятся к пуску и наладке.

Но и это не все. Теперь за дело взялся «Газпром». После переименования станции корпорация решила оформить все в клубных цветах, отделать стены символикой, а в витринах разместить кубки. Пока из задуманного осуществили только последний пункт – реплики трофеев союзного времени и России действительно стоят за стеклом, правда, выглядят странно. Например, старый кубок за победу в РПЛ выполнен из белого материала – как будто он не хрустальный, как настоящий, а мраморный. 

Основные работы архитектурное бюро Arch Group проведет после Евро. «Желание у «Газпрома» никуда не пропало, но мешают многочисленные бюрократические процедуры. Чтобы провести эти работы, нужно получить множество согласований, каждый болтик согласовать», – говорит источник «Делового Петербурга» в транспортном блоке города.

Метрополитену неизвестны новые дедлайны по реновации, то есть она снова может длиться годами. Пока существует ясность только по благоустройству вокруг станции – его закончат в ноябре 2021-го.  

Но даже когда все работы закончатся, станция «Зенит» не заработает в полную силу. Как заявил на повторном открытии вице-губернатор Соколов, после Евро станция будет действовать в облегченном режиме: «Опыт после чемпионата мира показал нам, что для пассажиров достаточно одного вестибюля – Южного». 

Цифры подтверждают логику чиновника: в дни матчей ЧМ-2018 станция принимала по 40 тысяч пассажиров, в 2019-м – по 5 тысяч в выходные и по 3 тысячи в будни. 

«Я сразу предупреждал, что так будет, – замечает на это Борис Вишневский. – Но власть так расставляет приоритеты из-за прямой установки федерального центра – любой ценой обеспечить эффектное проведение чемпионата мира. На это бросали все силы». 

«Это идет от системы, – соглашается Максим Резник. – Она носит антинародный характер. Любая политика завязана на деньгах. Деньги – это бюджет, общая копилка. И копилка тратится на тех, кто обладает неограниченной и несменяемой властью». 

Питер потратил на Евро намного больше других городов, хотя в городе не ждали вала туристов. Как так?

Фото: РИА Новости/Александр Гальперин, Михаил Киреев, Алексей Даничев