8 мин.

Двоеглазова и Гуменник покорили, а вот пятеро ведущих – нет. Выводы по контрольным прокатам

Контрольные прокаты – первая и последняя до чемпионата России возможность увидеть большую часть сборной в одном месте. А для фигуристов шанс выделиться и удивить – пока что на программу и ее задумку обращают внимания больше, чем на контент.

В этом году прокаты прошли в Санкт-Петербурге – ниже главные выводы по итогам.  

1. Парни заслужили еще одну разминку, а с ведущими – снова перебор: от однотипных вопросов уставали и спортсмены, и зрители

Парадоксальный круговорот нашего фигурного катания: те же люди, которые во время спортивной карьеры возмущались формальным интервью у льда, сами устраивают их следующему поколению, как только в руках оказывается микрофон.

Вот и Михаил Коляда с его знаменитым «это уже одиннадцатый вопрос» вошел в цикл и теперь ведет такие же бессодержательные беседы.

«Как провели межсезонье?», «Как пришла идея с этой программой?», «Как настрой/самочувствие?» – из этого круга почти не выбирались.

Отсутствие ТВ-комментаторов объяснимо и с организационной, и с этической точек зрения: с кончины Александра Гришина прошло слишком мало времени. Но искать ему замену все же придется, причем дуэт из профессионального журналиста и не боящегося подсветить технические нюансы экс-спортсмена выглядит оптимальным вариантом.

Если конферанса на прокатах было с избытком (Ягудин, Медведева и Траньков ведущие, Коляда и Щербакова на интервью), то одиночников явно не хватило: мужская секция обошлась одной разминкой, хотя кандидатов хватило бы на полные две.

Второй год подряд федерация игнорирует тренирующегося в том же Санкт-Петербурге Матвея Ветлугина – вместе с Артуром Даниеляном и Андреем Мозалевым он снова оказался не в той части списка. Григорий Федоров и Роман Савосин, которые уже открыли сезон на местных соревнованиях, тоже вряд ли отказались бы от демонстрации новых программ.

2. Гуменник – действительно наш лучший одиночник, «Парфюмер» и «Онегин» – идеальные олимпийские программы

Стратегия – не всегда сильная сторона нашей федерации, но с кандидатами на олимпийские путевки чиновники угадали идеально. Парные виды оставим за скобками – ISU их не пустил, но озвученные критерии были настолько расплывчатыми и двоякими, что отсечь ими практически любого из сборников не составило бы труда.

Если Аделия Петросян изначально была железобетонной претенденткой, то идеальный прокат Петра Гуменника в финале Гран-при явно поставил федерацию в тупик. С одной стороны – техничный и стабильный чемпион страны с невысоким компонентным потенциалом (Дикиджи), с другой – лучший перфоманс сезона от фигуриста более сбалансированного, но менее предсказуемого.

Федерация неожиданно сделала ставку на риск и не прогадала. Гуменник обезоруживающе хорош, даже не самые лояльные иностранные зрители после Пекина признавали в комментариях: хотелось бы его покритиковать, но не получается.

Хотя «Дюна» все еще кажется лучшей постановкой в карьере Петра, «Парфюмер» тоже выглядит отличным вариантом – интригующим, самобытным и даже немного демоническим. «Онегин», может быть, не настолько впечатляющий, но удачно решает задачу максимально усложнить контент, а заодно ненавязчиво, но с достоинством, напомнить, откуда на Игры приедет Гуменник.

3. Самые стильные – Угожаев, Пасечник и Чиризано, а самый неоднозначный – Кондратюк

Контрольные прокаты – идеальная площадка, чтобы блеснуть программой, а не контентом или формой. Больше всех удивили трое: Николай Угожаев – концептуальной произвольной, а Елизавета Пасечник и Дарио Чиризано – скоростным ритм-танцем со сложной акробатикой.

Произвольная Николая под The Sound Of Light Теодора Курентзиса выглядит по-хорошему сдержанной – в ней нет ненатуральных эмоций, натужного драматизма или лишних движений. Парадоксально, что Угожаев лишь на два года младше Глеба Лутфуллина, при этом их музыкальный выбор и стиль отличаются, как будто между ними несколько поколений.

Пасечник и Чиризано в ритм-танце удивляли темпом и трюками: последние в танцах на льду обычно считаются моветоном и приемом, чтобы скрыть проблемы в скольжении, но Елизавета и Дарио делали их, не сбавляя скорости.

В отсутствие Степановой / Букина и Хаврониной / Нарижного они выглядели самой готовой и заряженной парой сборной – даже несмотря на не вполне вкатанный произвольный.

За наиболее неоднозначный выбор в Петербурге отвечал Марк Кондратюк.

Его драйвовую программу под «Хава Нагила» многие осудили за театральность, но настоящий перегиб с ней случился в произвольной: «Список Шиндлера» вряд ли нуждается в усилении драмы за счет экспрессивной мимики и имитации расстрелов в хореографии.

Кондратюк умеет делать шоу, но есть темы, в которых оно неуместно. При этом короткая – точно в топе ярких моментов, которые раскачали зал.

4. Бойкова и Козловский снова в игре, а Мишину и Галлямова ждет, возможно, сложнейший сезон в карьере

Анастасия Мишина и Александр Галлямов входят в девятый совместный сезон – и сложнее, наверное, пока не было.

Последние полгода ударили по ним и физически, и ментально – перелом Галлямова скомкал подготовку в межсезонье, а ISU недопуском на Олимпиаду наверняка заставил задуматься о необходимости продолжать карьеру. Многим для завершения хватило бы одной новости из двух.

Несгибаемая Мишина, кажется, готова удержать на себе весь «Юбилейный». Когда Галлямов не смог выжать ее в первую же поддержку и с явным трудом закончил вращение, практически любая партнерша захотела бы остановить прокат в целях собственной безопасности. Настя продолжила как ни в чем не бывало – и отыгрывала за двоих.

Для Бойковой и Козловского этот сезон, наоборот, удача и шанс на реабилитацию. В их команде новый тренер – и, кажется, он наконец даст им персональный подход и стопроцентное внимание. Проблемы Мишиной и Галлямова тоже могут стать нужным мотивационным топливом – именно впечатляющая стабильность их пары, казалось, заставляла Сашу и Диму сдаваться еще на старте.

Четверной выброс – настолько чистый и пролетный, что в трансляции даже казался тройным – первый признак того, что к Бойковой и Козловскому наконец-то возвращается кураж. Успешные попытки на шоу и тренировках уже были, но куда важнее откатать после квада полноценную программу – она, кстати, тоже относится к числу удачных находок для пары.

5. Петросян не стоило выступать 2 недели подряд: выход на прокаты отбросил ее назад после Пекина

О том, что межсезонье было непростым – настолько, что Аделия всерьез думала отказаться от олимпийского отбора – команда Тутберидзе рассказала только после получения квоты. Впрочем, контент Петросян и ее непривычная неуверенность сигнализировали сами: подготовка вышла сложной.

Если в Пекине Аделия держалась, то в Петербурге усталость и нехватка тренировок дали о себе знать: произвольная не сложилась. Есть ощущение, что конкретно для Петросян выступления две недели подряд все же были ошибкой.

Вряд ли кто-то поспорит с тем, что и Аделия, и Петр имели полное моральное право отдохнуть – контрольные прокаты все же созданы для демонстрации программ, с чем они оба справились в Пекине.

Если на выступлениях в Петербурге настаивала федерация, чтобы не злить зрителей, уже подуставших от бесконечных снятий, то для Петросян вполне хватило бы короткой. Концепция «беречь олимпийцев», конечно, давно разбилась о турнир на Байкале, но все-таки стоит быть чуть аккуратнее с ними в ближайшие полгода.

Конечно, Аделия не проиграла буквально, потому что оценок и мест на прокатах нет, но на фоне сияющей Двоеглазовой, лихо заходящей на ультра-си, ощущалась несколько уязвимой. А к Олимпиаде уверенность в себе нужна будет ей едва ли не больше, чем квады и триксели.

Сама Алиса – отдельное событие контрольных прокатов. Текущую форму предстоит удержать до чемпионата России, но вряд ли это невыполнимая задача для фигуристки ее возраста и тренерской группы. Сейчас, в конце сентября, Двоеглазова выглядит самой очевидной претенденткой на золото – несмотря на попытки ультра-си у Садковой и наверняка имеющиеся у штаба Горбачевой амбиции доказать, что у «запасной девочки» есть имя.

Петросян в этом списке стоит особняком. Ее форма на этапах Гран-при, место на чемпионате России и разница в контенте с конкурентками – второстепенные моменты, о которых все забудут, если Аделия выстрелит на Олимпиаде.

А если вдруг этого не случится – любые осенние достижения тоже окажутся неважными.

Больше текстов о фигурном катании – в телеграм-канале автора

У Петросян не сезон, а шахматная партия: надо продумывать каждый ход, чтобы не упасть

10 наблюдений по контрольным прокатам – детали из «Юбилейного»

Фото: РИА Новости/Александр Вильф; эфир Первого канала; fsrussia.ru