Двоеглазова и Гуменник покорили, а вот пятеро ведущих – нет. Выводы по контрольным прокатам
Контрольные прокаты – первая и последняя до чемпионата России возможность увидеть большую часть сборной в одном месте. А для фигуристов шанс выделиться и удивить – пока что на программу и ее задумку обращают внимания больше, чем на контент.
В этом году прокаты прошли в Санкт-Петербурге – ниже главные выводы по итогам.
1. Парни заслужили еще одну разминку, а с ведущими – снова перебор: от однотипных вопросов уставали и спортсмены, и зрители
Парадоксальный круговорот нашего фигурного катания: те же люди, которые во время спортивной карьеры возмущались формальным интервью у льда, сами устраивают их следующему поколению, как только в руках оказывается микрофон.
Вот и Михаил Коляда с его знаменитым «это уже одиннадцатый вопрос» вошел в цикл и теперь ведет такие же бессодержательные беседы.
«Как провели межсезонье?», «Как пришла идея с этой программой?», «Как настрой/самочувствие?» – из этого круга почти не выбирались.

Отсутствие ТВ-комментаторов объяснимо и с организационной, и с этической точек зрения: с кончины Александра Гришина прошло слишком мало времени. Но искать ему замену все же придется, причем дуэт из профессионального журналиста и не боящегося подсветить технические нюансы экс-спортсмена выглядит оптимальным вариантом.
Если конферанса на прокатах было с избытком (Ягудин, Медведева и Траньков ведущие, Коляда и Щербакова на интервью), то одиночников явно не хватило: мужская секция обошлась одной разминкой, хотя кандидатов хватило бы на полные две.
Второй год подряд федерация игнорирует тренирующегося в том же Санкт-Петербурге Матвея Ветлугина – вместе с Артуром Даниеляном и Андреем Мозалевым он снова оказался не в той части списка. Григорий Федоров и Роман Савосин, которые уже открыли сезон на местных соревнованиях, тоже вряд ли отказались бы от демонстрации новых программ.
2. Гуменник – действительно наш лучший одиночник, «Парфюмер» и «Онегин» – идеальные олимпийские программы
Стратегия – не всегда сильная сторона нашей федерации, но с кандидатами на олимпийские путевки чиновники угадали идеально. Парные виды оставим за скобками – ISU их не пустил, но озвученные критерии были настолько расплывчатыми и двоякими, что отсечь ими практически любого из сборников не составило бы труда.
Если Аделия Петросян изначально была железобетонной претенденткой, то идеальный прокат Петра Гуменника в финале Гран-при явно поставил федерацию в тупик. С одной стороны – техничный и стабильный чемпион страны с невысоким компонентным потенциалом (Дикиджи), с другой – лучший перфоманс сезона от фигуриста более сбалансированного, но менее предсказуемого.

Федерация неожиданно сделала ставку на риск и не прогадала. Гуменник обезоруживающе хорош, даже не самые лояльные иностранные зрители после Пекина признавали в комментариях: хотелось бы его покритиковать, но не получается.
Хотя «Дюна» все еще кажется лучшей постановкой в карьере Петра, «Парфюмер» тоже выглядит отличным вариантом – интригующим, самобытным и даже немного демоническим. «Онегин», может быть, не настолько впечатляющий, но удачно решает задачу максимально усложнить контент, а заодно ненавязчиво, но с достоинством, напомнить, откуда на Игры приедет Гуменник.
3. Самые стильные – Угожаев, Пасечник и Чиризано, а самый неоднозначный – Кондратюк
Контрольные прокаты – идеальная площадка, чтобы блеснуть программой, а не контентом или формой. Больше всех удивили трое: Николай Угожаев – концептуальной произвольной, а Елизавета Пасечник и Дарио Чиризано – скоростным ритм-танцем со сложной акробатикой.
Произвольная Николая под The Sound Of Light Теодора Курентзиса выглядит по-хорошему сдержанной – в ней нет ненатуральных эмоций, натужного драматизма или лишних движений. Парадоксально, что Угожаев лишь на два года младше Глеба Лутфуллина, при этом их музыкальный выбор и стиль отличаются, как будто между ними несколько поколений.
Пасечник и Чиризано в ритм-танце удивляли темпом и трюками: последние в танцах на льду обычно считаются моветоном и приемом, чтобы скрыть проблемы в скольжении, но Елизавета и Дарио делали их, не сбавляя скорости.

В отсутствие Степановой / Букина и Хаврониной / Нарижного они выглядели самой готовой и заряженной парой сборной – даже несмотря на не вполне вкатанный произвольный.
За наиболее неоднозначный выбор в Петербурге отвечал Марк Кондратюк.
Его драйвовую программу под «Хава Нагила» многие осудили за театральность, но настоящий перегиб с ней случился в произвольной: «Список Шиндлера» вряд ли нуждается в усилении драмы за счет экспрессивной мимики и имитации расстрелов в хореографии.
Кондратюк умеет делать шоу, но есть темы, в которых оно неуместно. При этом короткая – точно в топе ярких моментов, которые раскачали зал.
4. Бойкова и Козловский снова в игре, а Мишину и Галлямова ждет, возможно, сложнейший сезон в карьере
Анастасия Мишина и Александр Галлямов входят в девятый совместный сезон – и сложнее, наверное, пока не было.
Последние полгода ударили по ним и физически, и ментально – перелом Галлямова скомкал подготовку в межсезонье, а ISU недопуском на Олимпиаду наверняка заставил задуматься о необходимости продолжать карьеру. Многим для завершения хватило бы одной новости из двух.
Несгибаемая Мишина, кажется, готова удержать на себе весь «Юбилейный». Когда Галлямов не смог выжать ее в первую же поддержку и с явным трудом закончил вращение, практически любая партнерша захотела бы остановить прокат в целях собственной безопасности. Настя продолжила как ни в чем не бывало – и отыгрывала за двоих.

Для Бойковой и Козловского этот сезон, наоборот, удача и шанс на реабилитацию. В их команде новый тренер – и, кажется, он наконец даст им персональный подход и стопроцентное внимание. Проблемы Мишиной и Галлямова тоже могут стать нужным мотивационным топливом – именно впечатляющая стабильность их пары, казалось, заставляла Сашу и Диму сдаваться еще на старте.
Четверной выброс – настолько чистый и пролетный, что в трансляции даже казался тройным – первый признак того, что к Бойковой и Козловскому наконец-то возвращается кураж. Успешные попытки на шоу и тренировках уже были, но куда важнее откатать после квада полноценную программу – она, кстати, тоже относится к числу удачных находок для пары.
5. Петросян не стоило выступать 2 недели подряд: выход на прокаты отбросил ее назад после Пекина
О том, что межсезонье было непростым – настолько, что Аделия всерьез думала отказаться от олимпийского отбора – команда Тутберидзе рассказала только после получения квоты. Впрочем, контент Петросян и ее непривычная неуверенность сигнализировали сами: подготовка вышла сложной.
Если в Пекине Аделия держалась, то в Петербурге усталость и нехватка тренировок дали о себе знать: произвольная не сложилась. Есть ощущение, что конкретно для Петросян выступления две недели подряд все же были ошибкой.

Вряд ли кто-то поспорит с тем, что и Аделия, и Петр имели полное моральное право отдохнуть – контрольные прокаты все же созданы для демонстрации программ, с чем они оба справились в Пекине.
Если на выступлениях в Петербурге настаивала федерация, чтобы не злить зрителей, уже подуставших от бесконечных снятий, то для Петросян вполне хватило бы короткой. Концепция «беречь олимпийцев», конечно, давно разбилась о турнир на Байкале, но все-таки стоит быть чуть аккуратнее с ними в ближайшие полгода.
Конечно, Аделия не проиграла буквально, потому что оценок и мест на прокатах нет, но на фоне сияющей Двоеглазовой, лихо заходящей на ультра-си, ощущалась несколько уязвимой. А к Олимпиаде уверенность в себе нужна будет ей едва ли не больше, чем квады и триксели.
Сама Алиса – отдельное событие контрольных прокатов. Текущую форму предстоит удержать до чемпионата России, но вряд ли это невыполнимая задача для фигуристки ее возраста и тренерской группы. Сейчас, в конце сентября, Двоеглазова выглядит самой очевидной претенденткой на золото – несмотря на попытки ультра-си у Садковой и наверняка имеющиеся у штаба Горбачевой амбиции доказать, что у «запасной девочки» есть имя.

Петросян в этом списке стоит особняком. Ее форма на этапах Гран-при, место на чемпионате России и разница в контенте с конкурентками – второстепенные моменты, о которых все забудут, если Аделия выстрелит на Олимпиаде.
А если вдруг этого не случится – любые осенние достижения тоже окажутся неважными.
Больше текстов о фигурном катании – в телеграм-канале автора
У Петросян не сезон, а шахматная партия: надо продумывать каждый ход, чтобы не упасть
10 наблюдений по контрольным прокатам – детали из «Юбилейного»
Фото: РИА Новости/Александр Вильф; эфир Первого канала; fsrussia.ru
Ягудин хотя бы бодренький был, а Медведева что-то вообще с трудом говорила. Такое ощущение, что она за 5 минут до эфира впервые свой текст увидела (не удивлюсь, если так и было). Траньков тоже запинался, даже имена путал. И Коляда Алису Алиной назвал.
Очень понравилось, как Настя аккуратно отшила Транькова с его вопросами о травме Саши и о том, что партнёрше может быть страшно кататься с партнёром после травмы. Всё-таки Мишина несгибаемая. Саше очень с ней повезло, она точно не даст расслабиться и опустить руки. Уверена, что к ЧР ребята будут в хорошей форме и с нужным настроем.
У девчонок в целом программы получились добротные и интересные, но Аделия выделяется, хоть и не набрала еще свою топовую форму.
Петя безоговорочный претендент на ОИ. Без вопросов вообще. В этом парне есть все. Впервые за долгие годы, мне кажется, у нас наконец-то появился одиночник, способный бороться за олимпийскую медаль. Я очень рада, что эта ответственность придает ему уверенности и кажется, что он наконец-то сам поверил в себя. Желаю ему золотого сезона. От души.
Программы у парней тоже получились интересные, не понравились только произволки Глеба и Даниила. Кондратюк умеет как развлечь, так и тронуть душу. Молодец.
БК у пар просто отфеерили. Классные программы, оригинальные задумки. Ну и четверной выброс - вишенка на торте. Мишки, понятное дело, не в форме, да и торопиться некуда. Пусть все заживет как следует.