«Аудитория ставок уже достигла пика». Интервью вице-президента «Лиги Ставок»
Поговорил Максимилиан Алфимов.
Ставки на Спортсе’’ пообщались с первым вице-президентом «Лиги Ставок», президентом Первой СРО Букмекеров Ольгой Журавской об индустрии, регулировании, лудомании и социальной ответственности. Из этого разговора вы узнаете:
● почему нелегальные букмекеры – главная проблема индустрии;
● как менять имидж букмекера;
● из-за чего лудоманов в России так тяжело регулировать;
● что ждет рынок и почему пора сдвигать акценты.

– Букмекеры в последнее время сталкиваются с ужесточением регулирования и перегревом рынка. Как с этим работать?
– Главное – бороться с незаконными азартными играми. Пока позитивных новостей об этом нет. Сейчас тенденция – законодательная стигматизация легальных операторов. Вводят множество запретов, навешивают на отрасль ярлыки.
Любое новое ограничение на руку нелегальным играм и вредит нашему спорту. По нашим оценкам, нелегальные операторы забирают у легальных компаний 40-50% оборота. Это десятки миллиардов рублей, которые наш спорт недополучает в виде целевых отчислений.
Еще один вызов – перегрев рынка спонсорских контрактов. Идет агрессивная гонка за топовыми активами, компании переплачивают и не получают ожидаемой отдачи. Мы решили выйти из этой гонки, чтобы сосредоточиться на продукте и инновациях. В этом году запустили социальную сеть: там клиенты могут прогнозировать, обсуждать матчи, делиться впечатлениями. Это первый опыт социализации беттинга, и он уже меняет пользовательский опыт. Активность наших клиентов заметно выросла.
– А что еще может мешать рынку? Инфляция, например, растет.
– Больше ярко выраженных угроз не вижу. Конечно, внешние факторы вроде инфляции влияют, но отрасль адаптируется.
– Как вы взаимодействуете с депутатами и сенаторами, когда речь о новых законопроектах? Объясняют ли они свои инициативы?
– Регулирование беттинга как отрасли – это абсолютно нормально. В Первой СРО большинство букмекеров, все активно участвуют в обсуждении инициатив – мы, скажем так, очень удобное входное окно для законодателей. Мы изучаем позицию рынка, собираем ее, транслируем.
Часто, особенно в последних законопроектах, встречаются нормы, которые неисполнимы или необоснованны. Создается впечатление, что законодатели либо не понимают рынок, либо составляют законопроекты в спешке, без глубокого анализа. И когда эти законопроекты добираются до публичного обсуждения, они вообще не соответствуют реалиям. Наша задача – указывать на такое и предлагать решения.
Например, в законопроекте о запрете приема ставок с кредитных карт есть требование, которое букмекеры и ЦУПИС выполнить не могут: информации о типе карты у нас нет, она есть только у банка-эмитента. Другой пример – законопроект о запрете ставок для должников. Никто не оценил, сколько запросов в реестр приставов придется делать – до 30 миллионов в месяц! База просто не приспособлена к такому количеству. Она не выдержит нагрузки, и это парализует работу букмекеров.
Сроки за рекламу казино, бан кредиток – какие законы о беттинге обсуждают в России?
– Ваш коллега Николай Оганезов в интервью мне называл такие инициативы популизмом. Вы согласны?
– Изначально у них социальная направленность: ограничить доступ к ставкам людям с зависимостью и с проблемами. Мы поддерживаем изначальную цель, но механизмы, которые предлагается внедрять, зачастую просто неисполнимы.

– Не складывается ли впечатление, что регулирование становится чрезмерным?
– Мы всегда серьезно относимся к каждому законопроекту, потому что он может стать законом. И букмекерская индустрия – одна из самых зарегулированных отраслей. Понимаем, что часть требований нужны, но иногда появляются нормы непонятно для чего и почему. Мы всегда за диалог с регулятором и готовы предоставлять экспертизу, чтобы оценить последствия новых правил.
– Как обсуждаемые инициативы могут отразиться на бизнесе? Например, те самые про должников и кредитные карты.
– В базы должников попадает примерно треть населения страны. Так что можно предположить, что потери будут заметными. Пополнений с кредитных карт, по данным ЦУПИСа, около 4%. Если банки смогут передавать данные о типе карты, проблем не будет.
– Насколько вероятны новые запреты и ограничения?
– Часто приходят новости о новых ограничениях, новых необоснованных требованиях к операторам азартных игр. Но, на мой взгляд, государству стоит сосредоточиться на борьбе с нелегальными операторами, которых все больше и больше с каждым годом. Если жестко запретить их рекламу, привлечь к ответственности площадки, блогеров и селебрити, которые их продвигают, все это в комплексе могло бы принести большую пользу государству, целевые отчисления выросли бы вдвое. Мне кажется, решение настолько на поверхности, что…
Легальные букмекерские компании – основной внебюджетный источник финансирования спорта, мы уже давно платим необходимые налоги и взносы согласно законодательству РФ. Поэтому вместо того, чтобы закручивать гайки легальному рынку, стоит взяться за теневой сектор.
– Если перегрев спонсорских контрактов продолжится, что ждет рынок?
– Эта гонка создана самими букмекерскими компаниями. Поэтому разумно сделать паузу, что ли, или вести диалог внутри отрасли. Решение здесь зависит исключительно от участников рынка. Иначе так все и будет продолжаться.
– Что изменилось для вас с появлением Российского спортивного фонда?
– По сути, ничего. Что мы делали при ЕРАИ, – перечисляли целевые отчисления, – то и продолжаем.
– У букмекеров неоднозначная репутация. Может ли благотворительность ее изменить?
– Да, думаю, благодаря глубокому вовлечению букмекеров в социальную повестку отношение к нам постепенно меняется. Для нас благотворительность, конечно же, не индульгенция, а осознанный вклад в развитие национального спорта. Мы поддерживаем спортсменов всех возрастов: от ветеранов до юных, кто еще только делает свои первые шаги. Мы научились создавать реально работающие программы для развития спортивной инфраструктуры. Это наша инвестиция, социальный вклад в развитие спортивной среды – как ее части.
За последние 15 лет букмекерская отрасль много сделала для улучшения своей репутации. Но у части общества до сих пор сохраняется ассоциация с казино и игровыми залами. Уже прошло два десятка лет, как они были доступны, а этот шлейф все равно тянется.
Несмотря на то, что по законодательной классификации мы относимся к азартным играм, у нас мало общего. Ставки на спорт – скорее интеллектуальный досуг, требующий знаний и аналитики. Выигрыш нашего клиента зависит исключительно от того, что происходит на поле. Те, кто понимает разницу и видит вклад букмекеров в развитие спорта, относятся к нам позитивнее.

– Как вы измеряете эффект от социальных инициатив?
– Кстати, очень хороший вопрос, и он куда шире, чем кажется. Вот, предположим, построили мы более 30 спортивных площадок для детей-сирот. Много это или мало? Непонятно. Это хорошо? Безусловно, да. У детей появляется возможность тренироваться, заниматься физкультурой, каким-то видом спорта, именно эта площадка может стать для ребенка путевкой в спорт. Появляется цель, тренируется воля, характер, энергия направляется в нужное русло. Для ребят из уязвимых групп это самое важное.
Или, к примеру, наша поддержка заслуженных ветеранов спорта. Сегодня у нас более тысячи подопечных ветеранов по всей России. Начиналось все с доставки продуктовых корзин в пандемию, тогда пенсионеры вынуждены были сидеть дома. Посчитали: доставили тогда больше 34 тонн продуктов. Потом уже перешли на продуктовые сертификаты – это удобнее для всех.
Но главное в этом проекте, конечно же, не продукты, а эмоции. Ветеранам нравится встречаться, общаться, такие встречи проходят регулярно – и каждый раз это море воспоминаний, впечатлений, тепла, радости. Вот уже несколько лет развиваем спортивное наставничество, приглашаем на такие встречи юных спортсменов. Настоящее движение запустили.
В этом году наша общероссийская программа «Лига Добра» стала лучшим ESG-проектом России, опять же – если есть социальное признание, значит есть востребованность. Сейчас мы работаем в 32 регионах, у нас получилось почти невозможное – создать настоящую благотворительную экосистему. С нами Федерация бокса, Федерация хоккея, Минспорт, «Единая Россия», Президентская академия, местные администрации, СМИ, волонтеры.
Есть и еще один аспект – мотивация сотрудников. Мы часто слышим от молодых успешных соискателей, что для них социальная активность работодателя – один из решающих факторов. А для букмекерских компаний это особенно важно.
Благотворительность формирует новые стандарты в профессии. Даже уходя из компании, многие сотрудники остаются нашими волонтерами.
– Легко ли привлекать амбассадоров к подобным проектам?
– Успех сотрудничества зависит во многом от личных качеств амбассадора. На этапе знакомства с компанией сразу понятно, откликается ли история, идет ли от сердца, есть ли у нас общие ценности. Благотворительность в целом – очень деликатная тема, поэтому к выбору партнеров мы относимся очень взвешенно.
Спасибо всем, кто участвовал и участвует в наших благотворительных акциях: Илье Ковальчуку, Евгению Ловчеву, Алине Загитовой, Артуру Далалояну, Дмитрию Радченко, Дмитрию Сычеву, Андрею Кириленко. Весной и летом этого года очень продуктивно поработали с ребятами из Лига Ставок MEDIA BASKET: собрали около 4 млн на благотворительность, создали даже команду из наших подопечных детей.
На днях пройдет большой благотворительный турнир «Лига Добра» в деревне легендарного путешественника Федора Конюхова – большой ему поклон. Это примеры, когда популярность работает на добрые дела, и это здорово.

– Главный упрек к индустрии – лудомания. Как боретесь вы?
– Мысль о борьбе с лудоманией, отмечу, вышла из индустрии и перешла на законодательный уровень.
В России не существует ни хоть какой-то научной базы, ни хоть каких-то обобщающих материалов, которые можно было бы взять за основу для исследований. То есть все говорят, что проблема существует, но никто не понимает, о проблеме какого масштаба идет речь. Наверное, здесь будет уместно вспомнить слова про популизм. В СМИ пытаются раздуть эту историю, вынести на законодательный уровень, чтобы закошмарить само явление вместо того, чтобы разрабатывать эффективные методы борьбы.
Букмекерское сообщество поддерживает идею по борьбе с лудоманией, но в первую очередь возникают вопросы к механизмам реализации. Изначально законопроект разработал Минфин. И тогда он был в консультациях с Первой СРО, с рынком. Законопроект был готов к первому чтению Госдумы, удовлетворял обе стороны. Теперь инициатива возникает с нескольких сторон – ограничивать людей, страдающих от игровой зависимости. Создается впечатление, что это какая-то гонка инициатив: кто первый успеет ее продвинуть, тот и молодец. Не думая о последствия и не анализируя меры, которые уже существуют.
А они достаточно эффективны. С 2010 года у «Лиги Ставок» действует сервис самоограничений: клиент может временно или навсегда исключить себя из игры. То есть мы это придумали, мы это сделали, а теперь это выходит на законодательный уровень – что, в общем-то, неплохо.
Но хочется, чтобы шаги законотворцев были последовательными. Похожая система самозапрета есть у ЦУПИСа. С 2023-го функционирует сервис «Ответственная игра». Им воспользовались 113 тысяч человек, 37 тысяч (то есть почти треть) из них – с бессрочным ограничением. В пояснительной записке, которую готовили авторы законопроекта о самоограничении, приводят данные Минздрава за 2022-й и обещают собирать их и дальше. Но больше статистики нет – видимо, на 2022-м и закончили.
Если опираться на данные за тот год, жалоб на склонность пациентов к азартным играм зарегистрировали почти 14 тысяч. Из них только половина – взрослые старше 18 лет. То есть другая половина – это даже не клиенты букмекерских компаний, потому что есть законодательные ограничения по возрасту.
Можно предположить, что большинство жалоб могут быть связаны с нелегальными азартными играми, потому что клиенты легальных букмекеров в курсе самоограничения как функции.
Поэтому от подобных выводов законотворцев складывается противоречивое впечатление. Повторюсь: масштаб лудомании никто не может оценить, потому что нет данных. Более того, даже такого диагноза нет в российской классификации болезней. Несмотря на такую разрозненную статистику и отсутствие официальных исследований, хотелось бы, конечно, опираться на подтвержденные цифры. А не на то, что преподносят: масштаб большой, а цифр нет.
Самоограничение от ставок в России вот-вот утвердят. А как это устроено в мире?
– Эффективен ли законопроект о самоисключении, если там только один вариант – полный запрет на год и больше?
– Мы поддерживаем инициативу: люди, страдающие таким недугом, не должны быть нашими клиентами. Это общее мнение всей индустрии.
Конечно, один вариант – слишком упрощенный подход. У «Лиги Ставок», у ЦУПИСа уже есть инструменты самоограничений по сроку, сумме, частоте ставок. Но законодатели выбрали простой и прозрачный механизм, который легко реализовать и отслеживать. Думаю, со временем его будут дорабатывать. Он же еще прошел только первое чтение, все может измениться.
– Недавно прозвучала идея о дополнительных отчислениях на борьбу с лудоманией – 0,1% от выручки.
– Она обсуждалась, да. К слову о необоснованности, возникает вопрос: почему именно 0,1%? Кто и как будет распределять эти средства? Пока ответов нет. Всегда, когда вводятся какие-то запреты, ограничения, предложения, хотелось бы видеть обоснование. Для этой цифры обоснования нет.

Более того, совершенно непонятны механизмы реализации этого законопроекта. О нем стало известно, если не ошибаюсь, в конце весны, и на сегодня нет никаких новостей. Нам совершенно непонятно, кто будет заниматься распределением средств, как это будет работать в реальности. Поживем-увидим: если будет дальнейшее развитие, наверняка появятся более четкие контуры того, как его хотят реализовать.
2 млрд в год отдадут букмекеры на борьбу с лудоманией. А как это будет работать?
– Как вы относитесь к законопроекту об ограничении числа ППС на 100 тысяч населения?
– Это сложно реализовать. Сегодня букмекеры уже не конкурируют между собой напрямую – у нас общий противник, это теневой сектор. Мы научились объединяться и вместе реализуем социальные программы. Подобные ограничения могут разрушить это сотрудничество и вернуть внутреннюю конкуренцию, а это негативно скажется на отрасли.
– Автор законопроекта, связанного с быстрыми играми и трансляциями, жаловался на то, что текст все никак не согласовывают. Такой закон сильно помешает букмекерам?
– Из-за санкций многие трансляции недоступны, около 50%, наверное. Если запретить прием ставок без них, рынок потеряет значительную часть оборота. Законопроект предполагает, что мы рискуем потерять операторов статистики и коэффициентов – можно увидеть там запрет на передачу такой информации. В нынешнем виде требуется серьезная доработка.
– А если примут трудновыполнимые законопроекты – например, про кредитки или должников?
– Есть критические замечания, и все это прекрасно понимают. Не может быть положительного отзыва на законопроект, когда норма фактически неисполнима. Обычно в процессе обсуждения и по пути от законопроекта к закону в тексты вносят правки. Мы надеемся и более того рассчитываем, что и на этот раз нас услышат. И нормы не окажутся неисполнимыми и необязательными, а будут скорректированы так, чтобы работу отрасли не парализовать.
– Как вы оцениваете перспективы рынка в долгосрочной перспективе – скажем, в ближайшие пять лет?
– Думаю, та аудитория, которая интересуется ставками на спорт, уже достигла пика. Клиентская база внутри отрасли сформирована, развитие зависит от качества сервиса, уровня продукта и социальной ответственности.
Новые клиенты, конечно, будут появляться, но такого бурного роста (6-7% в год, как в 2018-2019 годах), вряд ли стоит ждать.

Фото: JesÃÂS HellÃÂN/Keystone Press Agency/globallookpress.comGlobal Look Press