Трибуна
8 мин.

Как старомодная подача прошла путь от насмешек до возвращения в моду?

Каждый новый сезон приносит новый модный тип подачи: сначала это был фастбол с высоким вращением, два года назад — свипер, в прошлом году — сплиттер, в этом — кик-чендж, а в следующем, если Джастин Мартинес добьётся своего, нас, видимо, ждёт какой-нибудь гибрид кнокебола и фастбола. Это многое говорит о современном питчинге. Благодаря невероятному прогрессу в технологиях, науке и тренировках, питчеры творят с мячом что угодно. И вообще чудо, что отбивающие хоть иногда попадают.

Но если следить только за новым, можно упустить старое. К примеру, синкер — подачу, которую ещё десять лет назад высмеивали, а потом написали несколько некрологов. Команды, продолжавшие делать на неё ставку, когда она уже вышла из моды, высмеивали за отсталость.

Как и предсказывали несколько лет назад, синкер сейчас используют реже, чем когда-либо (с начала отслеживания подач в 2008 году) — всего 15%. Но те, кто бросают, ценнее, чем когда-либо. Вот он принцип «меньше — да лучше» в действии.

Одна из причин, по которой синкер вышел из моды, проста: годами он давал питчерам плохую статистику. Например, в 2010-м, на пике популярности, он стоил питчерам 373 рана (0,21 рана на 100 подач). С 2008 по 2020 год синкер «обошёлся» питчерам в 4568 ранов. Для сравнения: слайдеры за тот же период принесли +6003 рана. Да, разница — более 10 000 ранов в пользу слайдера. Теперь понятно, почему все бросились отказываться от синкеров в пользу чего-то с вращением.

Но последние несколько лет ценность синкеров выросла. На одну подачу они стóят столько же, сколько и в лучшие времена.

Если взглянуть на это с традиционной точки зрения: в 2009 году отбивающие выбивали .301 против синкеров, а в этом сезоне этот показатель упал до .268. Да, средний показатель отбивания снизился в целом, но против всех остальных подач он упал всего на 22 пункта. Так что на сегодняшний день это именно история успеха синкера.

Впрочем, возможно, это и не стало неожиданностью для тех, кто видел, как многие питчеры во время весенних сборов в Аризоне и Флориде говорили о добавлении синкера в свой арсенал. Теперь он есть у Кодай Сэнги, а также у Пола Скинса — как будто ему не хватало ещё одного оружия. Его также освоили Дайлан Сиз, Джек Лейтер, Джексон Джоуб, Джо Бойл, Карлос Родон, Макс Майер, Эрик Миллер, Таннер Бибби, Ник Пиветта — и список, конечно же, будет пополняться.

Среди тех, кто добавил синкер в прошлом году, были такие звезды, как Джеррит Коул, Кевин Гаусман, Джо Райан, Луис Северино и Тайлер Гласноу. Особенно иронично это выглядит в случае с Коулом: ведь именно отказ от синкера в пользу фастбола помог ему совершить рывок от «хорошего» к «великому» после перехода из «Питтсбурга» в «Хьюстон». А когда Хантер Браун добавил эту подачу, он из аутсайдера ротации превратился в одного из лучших стартеров «Астрос».

Всего пять лет спустя после насмешек синкер вернулся — вроде бы. Но почему?

1) Отбивающие начали адаптироваться

Одна из причин, по которой синкер утратил популярность, а фастбол с высоким вращением стал главным трендом, заключалась в том, что бьющие научились отбивать низкие мячи. Идея «держать мяч внизу», которую десятилетиями проповедовали тренеры питчеров, перестала работать. Именно это во многом объясняло успех «Окленд Атлетикс» в начале 2010-х: пока другие команды делали ставку на граундеры, «А’с» собрали состав из бьющих вроде Джоша Дональдсона, Брэндона Мосса и Джоша Реддика, которые выбивали низкие мячи в аутфилд.

Когда все больше игроков переняли этот стиль, фастболы переместились в верхнюю зону. В 2018 году FanGraphs (в одном из бесчисленных некрологов синкеру) предположил:

«Возможно, через пару лет ту-сим вернется, когда бьющие найдут способ бороться со скоростью в верхней части зоны».

Так и произошло — хоть и не полностью. В 2024 году процент промахов по высоким фастболам с подъемом оказался ниже, чем в любой год с 2017. Бьющие явно скорректировали свой подход:

«Мы будем бить так, будто мяч летит на три мяча выше»* — так объясняли свою стратегию в «Техас Рейнджерс» перед 7-й игрой WS против Кристиана Хавьера, чей фастбол входит в топ-15 по подъему в MLB.

Этот пример показывает, насколько важен анализ и подготовка.

Стоит уточнить: фастбол в верхней зоне по-прежнему эффективен — питчеры, которые им владеют, доминируют. Но и бьющие изменились. И питчеры это заметили. Еще в 2021 году тогдашний менеджер «Марлинс» Дон Мэттингли говорил, что отбивающие «лучше ловят высокий мяч».

«Бьющие адаптировались к высокому фастболу, и как только они это сделали, синкер снова стал актуален», — объяснял Джереми Хефнер, питчинг-коуч «Метс» (и экс-питчер MLB).

«Это естественный цикл игры: все зависит от того, как бьющие теперь атакуют “хитер”».

2) Но и питчеры не стоят на месте

Если кратко: питчеры стали грамотнее использовать синкер против бьющих с одной стороны, а не бросать его всем подряд, как раньше. В этом году 70% синкеров от правшей летят к правшам (в 2013-м — лишь 47%).

Вот что говорили питчеры о синкере на весенних сборах:

«Для меня это оружие против правшей — высоко и внутрь», — говорит Нейтан Эовальди («Рейнджерс»).

«Я бросаю его правшам внутрь, а левшам — наружу, в зону, где мой фастбол не так эффективен», — добавил его партнер по команде Джек Лейтер.

Тот же подход демонстрирует и Шон Берк из «Уайт Сокс»: «Эта подача расширяет арсенал и зону атаки, чтобы отбивающие не могли просто ждать слайдер».

Вернёмся к Эовальди, который после одного из весенних матчей сказал:

«Сегодня мой ту-сим был слишком низко — а это не та зона, где я хочу его использовать».

Итак, основные тренды 2025 года:

1. Акцент на внутреннюю часть (внутрь, внутрь и ещё раз внутрь);

2. Только против бьющих с одной стороны;

3. Движение, противоположное слайдерам/свиперам;

4. Избегание нижней зоны.

Это подтверждает и статистика: в этом году лишь 30% синкеров от правшей к правшам пересекают зону удара на высоте ≤2 футов (60 см) — минимум за 15 лет.

Если слово «синкер» вызывает ассоциации с Далласом Кихелом и его «тонущими» подачами в нижнюю зону для вынужденных контактов, то в 2025 году питчеры работают иначе. Что приводит нас к главному.

3) Это другая подача — или, как минимум, другой подход

Современный синкер:

A) Быстрее, чем когда-либо,

Б) С бо́льшим боковым движением (в сторону руки питчера),

В) С меньшим вертикальным смещением.

Вот статистика за пять лет:

Скорость: % синкеров >95 миль/ч (153 км/ч)

- 2010: 9%

- 2015: 17%

- 2020: 21%

- 2025: 31%

Горизонтальное движение: >14 дюймов (35 см) в сторону руки

- 2010: 53%

- 2015: 52%

- 2020: 64%

- 2025: 73%

Вертикальное движение: <8 дюймов (20 см) без учёта гравитации

- 2010: 32%

- 2015: 34%

- 2020: 36%

- 2025: 53%

Stuff+ (индекс эффективности подачи на основе движения, скорости и точки релиза) для среднестатистического синкера в MLB достиг исторического максимума с момента введения метрики в 2020 году. Неслучайно именно тогда началось его возрождение.

С появлением системы Hawk-Eye в 2020-м питчеры получили доступ к технологии seam-shifted wake — управлению движением мяча за счёт аэродинамики швов. Это используют, например, Тарик Скубал и Крис Сейл, делая свои подачи ещё опаснее.

Как и в случае со Скубалом, можно проанализировать, сколько синкеров получают дополнительное движение от швов. Например, Клей Холмс в этом сезоне добивается такого эффекта в 87% случаев.

«Раньше синкер бросали на 90–91 милю в час (145–146 км/ч), а сейчас некоторые питчеры разгоняют его до 100 (161 км/ч)», — заявил ещё в 2022 году звезда «Янкис» Аарон Джадж. «Я работал над отбиванием таких подач, особенно когда они заходят внутрь с края зоны. Но я не ожидал, что буду получать их в таком количестве».

С тех пор ситуация для бьющих стала только хуже. Это уже не тот синкер, к которому все привыкли — или, по крайней мере, его больше не используют так, как раньше.

4) Это дополнительная подача, а не основная

Если прислушаться к словам питчеров, они невольно раскрывают ещё одну деталь: почти никто не отказывается от фастбола в пользу синкера. Синкер почти всегда становится дополнением, а не заменой. В 2025 году суть не в том, чтобы просто бросать фастбол, а в том, чтобы использовать несколько его вариаций. Синкер — это ещё один инструмент, но не главный.

«Ту-сим нужен просто для разнообразия… и благодаря ему фастбол становится эффективнее», — пояснил Джек Лейтер.

Тренд легко проследить по количеству питчеров, включивших в свой арсенал несколько видов фастболов: 4-seam, синкер и каттер. Если взять за критерий 500 подач за сезон (для данных до 2024 года) и 100 подач (для текущего сезона), то почти четверть питчеров теперь используют все три типа. Это более чем вдвое, чем в 2021 году, когда модно было отказываться от фастболов в пользу исключительно вращающихся подач.

Как писал Фабиан Ардайя из The Athletic о реливере «Доджерс» Мэтте Зауэре:

«Три фастбола с разной траекторией, — объяснил Зауэр, — позволяют ему выходить вперед в счете и готовить почву для кёрвбола и доработанного ченджа».

По сути, это универсальное оружие. Синкер никогда по-настоящему не исчезал — просто исчезли плохие синкеры. Те, что бросали против бьющих с противоположной стороны, тоже ушли в прошлое. Зато оставшиеся стали опаснее и точнее, чем когда-либо, и теперь чаще всего летят в связке с другими фастболами.

Даже непопулярные подачи, как оказалось, могут быть смертоносными — если их правильно использовать.