5 мин.

Мекка

Погода в Италии меняется как победители Гран-при в нынешнем сезоне. Только что выигрывала «Феррари» и вот уже доминирует «Макларен». На выезде из Падуи наш запылившийся за две тысячи километров авто освежал дождь, и вот уже на подъезде к Болонье глаза слепит еще яркое октябрьское солнце. В этот момент еще есть шанс изменить первоначальному плану и свернуть налево. В Имолу. Но идея единогласно отвергнута, и мы сворачиваем вправо. Мы едем в Мекку итальянского автоспорта. В Маранелло!

Перекидываясь шуточками о неуступчивых круговых «Рено», тормозящих пелетон «Тойотах» и наступающих на заднее антикрыло «Мерседесах» мы незаметно долетели до съезда Modena Sud. Говорят, если едешь из Милана, то на северном съезде местечко Маранелло уже удостаивается упоминания, как важнейший объект в окрестностях Модены. Нам же повезло меньше, и хотя навигация не дала заблудиться на пятнадцати километрах по узенькой проселочной дорожке среди ферм и виноградников, дорожный знак, возвещающий о границе Маранелло, я все же проморгала. Заблудиться нам все-таки довелось: на карте наш главный объект путешествия – виа Дино Феррари – отсутствовал, так что пришлось тормозить и бежать в ближайший бар спрашивать дорогу. И только покинув заведение, украшенное разнообразными символами местной достопримечательности, поняла где нахожусь. Да это же ресторанчик Il Cavallino, куда захаживал сам Энцо! А прямо напротив – вход на завод Феррари: вот они, ворота, которые столько раз видала на фото.

Но вход в них нам заказан, а путь лежит чуть дальше по улице в Galleria Ferrari, музей построенный в 1988 и предлагающий всем желающим приобщиться к легенде. От нетерпения попасть внутрь я еле выдержала небольшую очередь в кассу: да-да, несмотря на ранний час и только-только открывшийся музей, на парковке уже нет мест и посетителей хоть отбавляй.

И, наконец, мы внутри. Разумеется, первый этаж отнял львиную долю времени проведенного в галерее, ибо именно тут представлены все достижения Феррари в королевских автогонках. Экспонатов немного: болиды Фанхио, Вильнева, Мэнселла, Бергера и несколько победных Шумахера – вот и все, что доступно широкой публике. Тут же за стеклом некоторые кубки с победных Гран-при и чемпионатов (кстати, самый позорный, выигранный в США два года назад, можно было бы и не выставлять на всеобщее обозрение). Далее простенькая имитация боксов с самыми успешными F2002 и F2004, заправочным оборудованием и гайковертами, а напротив – копия командного мостика с техническими мониторами. За стеклом поюзаная покрышка с Гран-при Японии 2003. Самым свежим экспонатом, к сожалению, оказался мотор образца 2005 года. Ну и фото нынешних боевых пилотов Фелипе Массы и Кими Райкконена.

Специальный уголок на первом этаже посвящен Энцо. Здесь целая стена его фотографий, копии важных банковских документов, но самое ценное находится за стеклом – это маленькая комната, воссоздающая рабочий кабинет Коммендаторе на Виа Тренте Триесте в Модене. На столе блокнот с записями, очки в роговой оправе, древний телефон. Вдоль стен – кубки, добытые пилотами в гонках... Второй полуэтаж и третий уровень занимают дорожные авто. Их тоже не много и жемчужина коллекции разумеется модель «Энцо». Там же кинозал, где крутят отрывки голливудских фильмов, в которых засветились автомобили с гарцующими жеребцами. Пока мы любовались машинами рядом, были замечены серия Бондианы, отрывок из «Угнать за 60 секунд» и «Ангелов Чарли». На другом конце этого уровня тоже самореклама: постеры наверное со всех гонок, в которых когда либо принимали участие итальянские болиды.

Самой интересной экспозицией этого уровня мне показалась галерея моделей 1/3 для продувки в аэродинамической трубе. Тут можно проследить всю эволюцию аэродинамики последних лет. Соответственно, череда моторов за все те же годы. На стене за этой выставкой достижений технической мысли – оригинальный чертеж Джона Барнарда, датированный 3 октября 1988 года для модели следующего сезона под кодом 640. Так вот как, должно быть, выглядит одна из страничек досье Феррари!

Тур по музею закончился как-то неожиданно быстро. Впечатлений мне не хватило, как не хватает и нулей на моем банковском счете для покупки одной из этих прекрасных алых машин. Впрочем, перед владельцем «Феррари» открываются гораздо большие возможности, например, экскурсия по заводу. Но и как бывалым посетителям автомобильных музеев, «Галерея Феррари» показалась уж очень скромной. Это вам не шесть этажей в футуристическом новехоньком здании «Мерседеса» в Штутгарте, не несколько павильонов концерна VAG в Вольфсбурге, и не их же стеклянный завод в Дрездене, где можно даже одним глазком взглянуть на сборочную линию представительских «Фаэтонов».

Здесь же все маленькое, как и сам городок Маранелло. Зато уютно, а главное, расположено не на недосягаемых подиумах и не за оградительной ленточкой. Болиды можно рассмотреть так близко, как того хочется. Можно заглянуть внутрь (хотя в свежих моделях настоящий супернавороченный руль заменен на обычную баранку), а можно просто споткнуться о спойлер, делая шаг назад для того, чтобы захватить целиком в кадр очередное сокровище. Здесь чувствуешь себя по настоящему в гостях у «Гарцующего жеребца», а не в дизайнерской блестящей нереальности, имитирующей праздник. Здесь, покинув музей, окунаешься в стопроцентно рабочую обстановку: ворота завода покидают, прерываясь на ланч, толпы рабочих в алых, весьма заношенных рабочих комбинезонах, иногда оттуда же с громогласным рыком выезжают, направляясь на тесты или к своим новым владельцам, «Феррари», чуть поодаль на площади разгружаются грузовики. А в конце той самой Виа Дино Феррари можно выхватить взглядом кусочек приватного тестового трека «Фьорано». Небольшой такой, метров 100, на которых, немного подождав, мельком увидишь недавно покинувшую завод модель.

В общем, работа кипит, вписывая новые строчки в легенду, созданную Энцо Феррари. Экспозиция музея тоже постоянно меняется, показывая странички одну за другой, но никогда всю историю целиком. Мы тоже взглянули лишь на небольшую ее часть – на то она и легенда, чтобы оставаться загадочной и недосягаемой.

PS. Через пару дней смотрите фотогалерею музея.