Мекка
Погода в Италии меняется как победители Гран-при в нынешнем сезоне. Только что выигрывала «Феррари» и вот уже доминирует «Макларен». На выезде из Падуи наш запылившийся за две тысячи километров авто освежал дождь, и вот уже на подъезде к Болонье глаза слепит еще яркое октябрьское солнце. В этот момент еще есть шанс изменить первоначальному плану и свернуть налево. В Имолу. Но идея единогласно отвергнута, и мы сворачиваем вправо. Мы едем в Мекку итальянского автоспорта. В Маранелло!
Перекидываясь шуточками о неуступчивых круговых «Рено», тормозящих пелетон «Тойотах» и наступающих на заднее антикрыло «Мерседесах» мы незаметно долетели до съезда Modena Sud. Говорят, если едешь из Милана, то на северном съезде местечко Маранелло уже удостаивается упоминания, как важнейший объект в окрестностях Модены. Нам же повезло меньше, и хотя навигация не дала заблудиться на пятнадцати километрах по узенькой проселочной дорожке среди ферм и виноградников, дорожный знак, возвещающий о границе Маранелло, я все же проморгала. Заблудиться нам все-таки довелось: на карте наш главный объект путешествия виа Дино Феррари отсутствовал, так что пришлось тормозить и бежать в ближайший бар спрашивать дорогу. И только покинув заведение, украшенное разнообразными символами местной достопримечательности, поняла где нахожусь. Да это же ресторанчик Il Cavallino, куда захаживал сам Энцо! А прямо напротив вход на завод Феррари: вот они, ворота, которые столько раз видала на фото.
Но вход в них нам заказан, а путь лежит чуть дальше по улице в Galleria Ferrari, музей построенный в 1988 и предлагающий всем желающим приобщиться к легенде. От нетерпения попасть внутрь я еле выдержала небольшую очередь в кассу: да-да, несмотря на ранний час и только-только открывшийся музей, на парковке уже нет мест и посетителей хоть отбавляй.
И, наконец, мы внутри. Разумеется, первый этаж отнял львиную долю времени проведенного в галерее, ибо именно тут представлены все достижения Феррари в королевских автогонках. Экспонатов немного: болиды Фанхио, Вильнева, Мэнселла, Бергера и несколько победных Шумахера вот и все, что доступно широкой публике. Тут же за стеклом некоторые кубки с победных Гран-при и чемпионатов (кстати, самый позорный, выигранный в США два года назад, можно было бы и не выставлять на всеобщее обозрение). Далее простенькая имитация боксов с самыми успешными F2002 и F2004, заправочным оборудованием и гайковертами, а напротив копия командного мостика с техническими мониторами. За стеклом поюзаная покрышка с Гран-при Японии 2003. Самым свежим экспонатом, к сожалению, оказался мотор образца 2005 года. Ну и фото нынешних боевых пилотов Фелипе Массы и Кими Райкконена.
Специальный уголок на первом этаже посвящен Энцо. Здесь целая стена его фотографий, копии важных банковских документов, но самое ценное находится за стеклом это маленькая комната, воссоздающая рабочий кабинет Коммендаторе на Виа Тренте Триесте в Модене. На столе блокнот с записями, очки в роговой оправе, древний телефон. Вдоль стен кубки, добытые пилотами в гонках... Второй полуэтаж и третий уровень занимают дорожные авто. Их тоже не много и жемчужина коллекции разумеется модель «Энцо». Там же кинозал, где крутят отрывки голливудских фильмов, в которых засветились автомобили с гарцующими жеребцами. Пока мы любовались машинами рядом, были замечены серия Бондианы, отрывок из «Угнать за 60 секунд» и «Ангелов Чарли». На другом конце этого уровня тоже самореклама: постеры наверное со всех гонок, в которых когда либо принимали участие итальянские болиды.
Самой интересной экспозицией этого уровня мне показалась галерея моделей 1/3 для продувки в аэродинамической трубе. Тут можно проследить всю эволюцию аэродинамики последних лет. Соответственно, череда моторов за все те же годы. На стене за этой выставкой достижений технической мысли оригинальный чертеж Джона Барнарда, датированный 3 октября 1988 года для модели следующего сезона под кодом 640. Так вот как, должно быть, выглядит одна из страничек досье Феррари!
Тур по музею закончился как-то неожиданно быстро. Впечатлений мне не хватило, как не хватает и нулей на моем банковском счете для покупки одной из этих прекрасных алых машин. Впрочем, перед владельцем «Феррари» открываются гораздо большие возможности, например, экскурсия по заводу. Но и как бывалым посетителям автомобильных музеев, «Галерея Феррари» показалась уж очень скромной. Это вам не шесть этажей в футуристическом новехоньком здании «Мерседеса» в Штутгарте, не несколько павильонов концерна VAG в Вольфсбурге, и не их же стеклянный завод в Дрездене, где можно даже одним глазком взглянуть на сборочную линию представительских «Фаэтонов».
Здесь же все маленькое, как и сам городок Маранелло. Зато уютно, а главное, расположено не на недосягаемых подиумах и не за оградительной ленточкой. Болиды можно рассмотреть так близко, как того хочется. Можно заглянуть внутрь (хотя в свежих моделях настоящий супернавороченный руль заменен на обычную баранку), а можно просто споткнуться о спойлер, делая шаг назад для того, чтобы захватить целиком в кадр очередное сокровище. Здесь чувствуешь себя по настоящему в гостях у «Гарцующего жеребца», а не в дизайнерской блестящей нереальности, имитирующей праздник. Здесь, покинув музей, окунаешься в стопроцентно рабочую обстановку: ворота завода покидают, прерываясь на ланч, толпы рабочих в алых, весьма заношенных рабочих комбинезонах, иногда оттуда же с громогласным рыком выезжают, направляясь на тесты или к своим новым владельцам, «Феррари», чуть поодаль на площади разгружаются грузовики. А в конце той самой Виа Дино Феррари можно выхватить взглядом кусочек приватного тестового трека «Фьорано». Небольшой такой, метров 100, на которых, немного подождав, мельком увидишь недавно покинувшую завод модель.
В общем, работа кипит, вписывая новые строчки в легенду, созданную Энцо Феррари. Экспозиция музея тоже постоянно меняется, показывая странички одну за другой, но никогда всю историю целиком. Мы тоже взглянули лишь на небольшую ее часть на то она и легенда, чтобы оставаться загадочной и недосягаемой.
PS. Через пару дней смотрите фотогалерею музея.
Да и сон, между нами, немного по-другому называется...
Наталья, в Донингтон ездили? Если нет - это must!
Хочешь организовать премию «Новый Африканец Awards» - кто лучше пишет о Формуле 1? Не забудь меня пригласить на церемонию. И КИМИ тоже.
BorisZ, нет, к сожалению, в Британии вообще не была :(