Требуется стабильность
Как оценить 2010 год для «Феррари»? Как неудачный сезон, в котором вновь не удалось взять главный титул? Или как первый шаг в долгосрочном успешном сотрудничестве коллектива с Фернандо Алонсо?
Давайте начистоту – если бы на этапе в Абу-Даби не произошли те роковые для Скудерии события, то сегодня мировая пресса, конечно бы призналась, что конюшня из Маранелло совершила чудо и сумела переломить неудачно складывавшийся для нее сезон. Да, были бы отдельные брюзжания насчет командной тактики, тестах обновленного болида в Фьорано, замаскированные под съемки рекламного фильма, но во всех этих сообщениях экспертов читалось бы одно: «Ай, молодцы! Опять всех обхитрили и все сделали вовремя».
То, что в итоге у команды не получилось взять титул – досадная случайность. А тот факт, что Алонсо претендовал на титул, в то время как в Кубке конструкторов «Феррари» уступила не только «Ред Булл», но и «Макларену», говорит об одном – командная тактика до сих пор остается выгодным делом, пусть «Феррари» в Хоккенхайме и действовала слишком цинично.
Но командные приказы и сдавшийся на трассе Масса – это совсем не те проблемы, которые должны беспокоить Скудерию (бразильца обязательно успокоят и приведут в чувство). Сегодня Лука ди Монтеземоло призывает команду построить автомобиль, который с первых же гонок будет бороться за победы, чтобы историй, подобных эмиратской, больше не повторилось. Лука стоит у руля «Феррари» с начала 90-х и точно знает, насколько его команда может быть неповоротливой в технической области.
Проблемы парней из Маранелло описываются одним словом: «регламент».
Так уж повелось, но в «Феррари» уже давно нет исключительных инженеров и конструкторов. В коллективе работают (работали) хорошие (вроде Альдо Косты) или очень хорошие (Рори Бирн) специалисты, но не гении (Росса Брауна и Жана Тодта мы в расчет не берем – эти люди выделяются великолепными организаторскими способностями). И когда в «Формуле-1» происходили серьезные изменения в регламенте, переворачивавшие хорошо знакомый всем порядок верх тормашками, лучший импульс в развитии получали те конюшни, в рядах которых работали действительно гениальные инженеры. Лукавить не будем – в последние два десятка лет никто и близко не подобрался к технической команде Эдриана Ньюи сначала в «Уильямсе» и «Макларене», а затем в «Ред Булл».
Последние случаи резких изменений в технических правилах зафиксированы в 1998, 2005 и 2009 годах – во всех трех сезонах «Феррари» резко проваливалась в сравнении с главными конкурентами: в 1998-м конюшне удалось совершить рывок и почти догнать «Макларен», но в сезонах 2005 и 2009 годов Скудерия ничего с соперниками поделать не смогла. И совсем неудивителен тот факт, что самыми быстрыми (но не всегда лучшими) в этих чемпионатах были болиды Ньюи.
Но сила «Феррари» в другом – после того, как в регламенте наступала стабильность, команда из Маранелло начинала активно работать по всем фронтам, особенно в областях аэродинамики и работы с шинами, и в итоге снова включалась в борьбу за чемпионство.
Успехи в развитии машин целиком и полностью зависели от обширных тестовых программ Скудерии, и, вероятно, по причине запрета на тесты в 2009-м команда перестраховалась и бросила доводку текущей модели, сосредоточившись на автомобиле образца 2010 года (хотя это и стало ошибкой). И в свете подобного подхода команды, знаковым, хотя, возможно, еще и не переломным моментом стал серьезный прорыв в доработке F10 летом этого года, ведь успех пришел не в результате экстенсивного пути (работе на тестах и банального перебора новинок), а именно после кропотливой работы технического отдела на базе конюшни.
При этом нет никаких гарантий, что подопечные Стефано Доменикали научились эффективно работать в условиях ограниченных ресурсов. Успех в 2010 году мог стать просто рядом стечения обстоятельств, так что главная проверка технического штата конюшни еще впереди.
В 2011 году перемен в регламенте будет не слишком много, и предпосылок к падению «Феррари» не предвидится, поэтому реальное испытание способностей текущей команды наступит после следующих серьезных изменений в регламенте – может быть, в 2013 году.
В то же время задача Луки ди Монтеземоло состоит в том, чтобы к этому сроку максимально облегчить работу фабрики в Маранелло. «Феррари» по-прежнему является одной из самых богатых команд, да к тому же гордящейся своим финансовым положением, поэтому идея третьего автомобиля, вновь поданная Лукой – это не только возможный инструмент для завоевания американского рынка, не только возможность продемонстрировать миру свою эксклюзивность, но и дополнительный тестовый полигон. От идеи проводить больше испытаний, команда отказываться еще не готова.
В остальных областях у Скудерии проблем не наблюдается: финансовое положение по-прежнему очень крепкое (даже шумиха с титульным спонсором и рекламой табачной продукции на бортах F10 никак не повлияла на желание боссов Phillip Morris вкладывать огромные деньги в гоночную команду), и устойчивое положение «Феррари» даже позволяет Луке ди Монтеземоло с оптимизмом поглядывать в сторону политической карьеры.
С гонщиками тоже полный порядок. Фернандо Алонсо – первый номер, а Фелипе Масса на подхвате. Так должно было сложиться еще в 2007 году, если бы у Жана Тодта не взыграли эмоции (в начале 2000-х Фернандо отказался от сотрудничества с «алыми») и француз не пригласил в команду Кими Райкконена.
Алонсо явно вписывается в команду, его успешные выступления во второй половине сезона-2010 еще больше укрепили руководство конюшни в правильности выбора, кроме того, астуриец четко знает, что ему нужно от машины и умеет донести свои мысли до инженеров. Что касается перспектив Массы, то его болельщикам можно только посочувствовать. Реальный шанс Фелипе побороться за титул, скорее всего, появится вследствие технических неполадок напарника или постепенного отворачивания команды от испанца. Но в отличие от Кими, Алонсо четко держит ситуацию в коллективе под контролем.
Бразилец будет нужен «Феррари» до тех пор, пока он будет в состоянии демонстрировать достойные результаты и успешно представлять интересы итальянской фирмы на южноамериканском рынке, а инструментом для поддержания гоночного тонуса Фелипе будут слухи о его замене на Кубицу, Уэббера или любого другого одаренного гонщика – желающих попасть в «Феррари» всегда много.
В общем, со стороны кажется, что реальных беспокойств, кроме регламента в области задних антикрыльев, в команде не наблюдается – и если с ними сюрпризов не будет, то в 2011 году «Феррари» будет более грозным, чем сегодня, конкурентом за чемпионский титул.
Конечно, практически каждый. Да еще какие!
А серьезно, грамотных ребят здесь не более двух десятков (нет, нет, я не вхожу в их число), но ради этих комментариев стоит сюда зайти и почитать.
И ваш комментарий мне понравился, а то у Димы контекст статьи - «все хорошо прекрасная маркиза» - а дальше будет еще лучше.
Лично я бы наиболее значительными отметил два факта: Пирелли и новые правила по развесовке. Если кому-то не повезет, и его прошлогодняя база не впишется с новыми шинами в рамки нового правила, т.е. оптимальный баланс будет достигаться за пределами разрешенной развесовки, получится большая неприятность, вроде той, на которую наступили мерсы в этом году.
По сути, концепция автомобиля в сравнении с прошлым годом не изменилась - болиды просто стали чуть шире и длиннее, изменилась развесовка. Инженеры уже имеют какую-то базу, им не нужно создавать машину с нуля, как во время подготовки к сезону-2009.
«Да и к тому же Тодт вряд ли подписал бы испанца на смену Михаэлю - это был бы откровенный плевок в сторону семикратного, Жан скорее всего на это не пошел бы».
А как по вашему следует считать подписание контракта с Кими? Не как плевок? Шумахер, говорят, очень не хотел уходить из Скудерии, но его «ушли». Лука настаивал лично.