Самой страшной гоночной катастрофе – 70 лет: в Ле-Мане погибло более 80 человек
11 июня 1955 года на французской трассе «Сарт» близ Ле-Мана стартовала ежегодная 24-часовая гонка. Ожидания местной публики были велики: с почти непобедимым звездным «Мерседесом» наконец-то собирались побороться итальянская «Феррари» и английский «Ягуар».

И предположения фанатов подтвердились: в течение первых двух часов представители трех ведущих команд отчаянно вели борьбу за лидерство и попеременно отбирали друг у друга лучший круг заезда.
Будущий чемпион «Ф-1» Майк Хоторн за рулем зеленого «Ягуара» настолько увлекся сражением с «Мерседесом» Хуана-Мануэля Фанхио, что перестал замечать сигналы из боксов – команда активно зазывала гонщика на пит-стоп.
«Миф о превосходстве «Мерседеса» едва не заворожил меня… А затем я очнулся и подумал: «Черт возьми, и почему это немецкая машина должна быть впереди британской?!» – рассказывал Майк позднее.
Катастрофа пришла с волной первых пит-стопов

Когда Хоторн все-таки отправился на пит-стоп – случилась трагедия.
● Маневр гонщика «Ягуара» (№6) стал неожиданностью для ехавшего позади Ланса Маклина на «Остин-Хили» (№26). Да, Хоторн по традиции поднял руку, сигнализируя о смещении вправо, но сделал это настолько резко и поздно (на зеленой машине были усовершенствованные тормоза), что Маклин инстинктивно дернул руль влево, стремясь избежать возможного столкновения с соотечественником, и потерял контроль над своей машиной, которую тут же вынесло на центр трассы.

● Ехавший следом за этой парой на «Мерседесе» Пьер Левег (№20), 49-летний ветеран французского автоспорта, на скорости свыше 200 км/ч уже не успел ничего поделать и зацепил заднюю левую часть «Остин-Хили».
● Понятие «безопасность» в 1955 году было условным: гонщики не были пристегнуты (поскольку считали, что лучше вылететь из машины в случае аварии, а не быть сдавленными покореженным металлом), а трассу от трибун в Ле-Мане отделял насыпной вал высотой 1,2 метра. Машина Левега после контакта с другим болидом взмыла в воздух, влетела в вал и взорвалась.

● Перед аварией Левег успел поднять руку, сигнализируя об опасности, и, возможно, тем самым спас жизнь напарнику по команде, Фанхио – аргентинец чудом пролетел в пыли мимо разлетающихся в разные стороны автомобилей.
● Куски «Мерседеса» Левега улетели в зрителей и убили десятки человек. Блок двигателя, радиатор и передняя подвеска проредили толпу почти на 100 метров, а крышка капота обезглавила плотно зажатых людей, как гильотина.

● Начался пожар, однако тушение «Мерседеса» водой лишь ухудшило ситуацию – болид был сделан из сплава с содержанием магния, который при контакте с водой синтезировал водород. В результате машина горела несколько часов.

● Левега выбросило из кокпита – при ударе о землю гонщику проломило череп, он погиб мгновенно.
«Мертвые и умирающие были повсюду. Были слышны крики боли и отчаяния. Я стоял в оцепенении, боясь представить и осознать случившееся», – ужасался гонщик «Ягуара» Данкан Хэмилтон.
● По официальным данным, в катастрофе погибло от 80 до 84 человек, еще от 120 до 178 получили ранения, однако некоторые исследователи считают, что жертв намного больше.

Как ни странно – гонка после этого ада не завершилась. Организаторы побоялись остановить заезд, чтобы не возникли заторы на дорогах, которые помешали бы службам спасения. «Мерседес» снялся с «24 часов Ле-Мана» лишь через несколько часов – по слухам, из-за давления извне.
24-часовую гонку выиграли Майк Хоторн и «Ягуар».
Кто виноват?

Споры и поиски виновного длились годами, но ни к чему не привели.
Маклин считал первопричиной трагедии резкие маневры Хоторна (тот в автобиографии полностью снял с себя ответственность), а затем обвинил соотечественника в клевете. Но до решения суда не дошло – Майк Хоторн погиб в автокатастрофе в 1959-м. Некоторые пилоты полагали, что почти 50-летний Левег вообще не должен был управлять такой мощной техникой – он попросту не мог справиться с пилотажем в критических условиях.
Ужаснувшаяся Швейцария полностью запретила автогонки в стране – и сняла запрет только в 2022 году, а «Мерседес» покинул автоспорт до 1985 года (пусть решение уйти и было принято раньше, именно трагедия в Ле-Мане привела к отречению от спорта на столь долгий срок).
С организационной точки зрения стоящих выводов из трагедии в Ле-Мане сделано не было. Гонщики и зрители продолжили погибать в беспощадных авариях, и лишь в 1970-х после титанических усилий Джеки Стюарта начался настоящий прогресс.
Фото: Gettyimages/Bert Hardy / Stringer, Fox Photos / Stringer, Keystone / Stringer, Mirrorpix / Contributor
Самый наверно явный пример близкий к спорту, это гибель «Локомотива» в 2011 году. Часто просто пишут что вся команда погибла в авиакатастрофе. Однако, формально в ней есть один выживший - хоккеист Галимов, который позже умрёт в Москве. И его в погибшие в авиакатастрофе никто не записывает - во всех данных фигурирет - один выживший.
Почему количество погибших так часто неизвестно наверняка?
Уже есть "непобедимый" Мерседес, а бой ему дают итальянцы с англичанами.
Ахренеть.