15 мин.

Греческие мифы «Сеньора» Сергея Сальникова

Фото: из личного архива Юлии Сальниковой.

Накануне 100-летия со дня рождения Сергея Сальникова своими воспоминаниями о знаменитом отечественном футболисте со специальным корреспондентом издания «В мире спорта» Александром Косяковым поделилась его дочь Юлия, чемпионка СССР по теннису и мама одного из лидеров мирового теннисного рейтинга Стефаноса Циципаса, а также известный спортивный журналист и литератор Валерий Винокуров.

Сергей Сальников

Фото: из личного архива Юлии Сальниковой.

13 сентября исполняется 100 лет со дня рождения великолепного футболиста, по праву считавшегося одним из наиболее техничных игроков советского футбола, олимпийского чемпиона Мельбурна-1956 и замечательного человека Сергея Сергеевича Сальникова, который трижды выигрывал чемпионат СССР в составе московских клубов «Спартак» и «Динамо» и пять раз держал в руках кубок страны, а ещё в 1955 году в Москве он в составе сборной СССР обыгрывал действовавших чемпионов мира сборную ФРГ 3:2. Тот поединок способствовал дружбе двух стран, ещё недавно воевавших друг с другом. Известный немецкий журнал Kicker после этого матча написал о Сальникове следующее: «Самая большая опасность исходила от двух крайних нападающих, но особенно выделялся среди них «Сеньор» — великолепный с нестандартным мышлением элегантный дриблёр Сальников».

Все, кто знал Сергея Сальникова лично, говорят о нём с особой нежностью и любовью. Его дочь Юлия уже давно живёт со своим мужем в Греции, у неё вся жизнь связана с теннисом. Она воспитала троих прекрасных сыновей: Cтефаноса, Петроса, Павлоса и дочь Лизу, достойных своего, не побоюсь сказать, легендарного деда. И в преддверии этого большого для всей их семьи события Юлия Сальникова с удовольствием поделилась своими воспоминаниями о том, сколько теплоты она вместе со своим братом и сестрой получала в детстве от своего  папы, как он всех их воспитывал и обожал свою жену, их маму Валентину, как относился к своей славе, о чём мечтал, что удалось, а что нет.

Ответы на эти и другие вопросы мне бы хотелось предоставить в день юбилея всем тем, кто помнит этого одаренного футболиста, интеллигентного и скромного человека. И ещё о своей дружбе с Сергеем Сальниковым мне рассказал наш известный спортивный журналист и литератор Валерий Изидорович Винокуров.

Сергей Сальников

Фото: из личного архива Юлии Сальниковой.

Безграничная любовь к жене и детям

Юлия Сальникова:

— Как бы мне хотелось, чтобы мой папа, Сергей Сальников, в моём раннем возрасте больше времени уделял моему воспитанию. Я скорее всего получила бы от него намного больше. Но ему нужно было обеспечивать свою большую семью, и поэтому он часто отсутствовал дома, и когда был футболистом, и уже после, когда работал тренером. Сборы, игры, перелёты, тренировки с командой — всё это отнимало у него массу времени, но когда он приходил домой, то его забота и внимание к своей жене и к нам детям было безгранично.

Ранние воспоминания о папе связаны с теми временами, когда мы уже учились в школе в начальных классах, и он обсуждал с нами правильное использование писчей бумаги. Он считал, что бумагу нужно беречь и не в коем случае её не выбрасывать. Он уже тогда уделял большое внимание экологии, когда в нашей стране мало кто всерьёз над этим задумывался. Помню, как он показывал нам, как правильно нужно остро затачивать карандаши, так, чтобы не сломать грифель. И ещё он особое внимание уделял чистописанию, учил нас специально, как правильно и красиво писать, работал над моим почерком.

Записка. Юлия и Алла Сальниковы

Фото: из личного архива Юлии Сальниковой.

Папа с детства привил нам любовь к письму, к чтению. А ещё к греческой античной литературе. Он знал досконально все греческие мифы. Он читал их нам часто перед сном, и мы каждый раз ждали, что узнаем от него что-то новое, в дополнение к тому, что слышали раньше, и это было безумно интересно. Ещё он любил стихи и красочно рассказывать о своей жизни или пересказанные кем-то истории, тем самым он расширял наш кругозор, учил нас не стесняться вступать в разговор, делиться своим мнением, впечатлениями. Он умел передавать глубину происходящего и добавлять что-то своё и делать рассказанную им историю более интересной.

Умение рассказывать я унаследовала от него. Я обратила внимание, что с возрастом мои пересказы, рассказы, уточнения многих интересовали. Я уверена, что эта черта передалась мне от папы. Ещё он научил меня быть терпимой к непрофессиональному пению. У папы был глубокий и мягкий голос. Он в машине практически всегда пел. Это были песни из кинофильмов, он любил перепевать Утёсова, других исполнителей, которых я не знала. Поэтому благодаря папе я спокойно отношусь к пению моего второго сына Петроса, который поёт везде: в душе, в раздевалке, перед сном, после сна. По своему характеру я бы не смогла спокойно всё это воспринимать и, наверное, меня бы раздражало его постоянное пение. Но то, что я много слушала папу, сделало меня терпимой к этой Петиной слабости.

Юлия и Алла Сальниковы

Фото: из личного архива Юлии Сальниковой.

И ещё, конечно, папа прививал нам любовь к занятиям спортом и пытался влиять как-то на нашу спортивную судьбу. Мы рано с сестрой Аллой начали заниматься теннисом, окунулись в атмосферу спорта высоких достижений. В окружении тренеров «Динамо» и сборной команды СССР наши успехи были ожидаемы. Мы прогрессировали, и нам, конечно, помогало то, что папа часто в нашем присутствии высказывался о том, какие качества нужно в себе воспитывать, чтобы стать настоящим профессионалом в футболе, который был ему ближе, и мы всё это впитывали и принимали на свой счёт, что в итоге сыграло решающую роль в нашем дальнейшем профессиональном становлении.

Папа занимался с нами физподготовкой, редко, но всё-таки он выходил против нас с сестрой на корт, но при этом понимал, что наш уровень уже значительно хорош для того, чтобы он мог принести какую-то пользу. Мы к тому времени и в сборной, и в клубе получали уже более объёмные и правильные нагрузки, и к занятиям с ним относились больше из уважения к его желанию нам помочь. И конечно, его большая загрузка, и ментальная, и физическая, оставляла папе мало простора для каких-то показательных тренировок и серьёзных обсуждений. Его философия состояла в том, что спортсмена нельзя перетренировывать. Это самый большой грех любого тренера. Если он способен дотренировать спортсмена до травм, то никому такой тренер не нужен. Тренер всегда должен понимать уровень своего подопечного, уровень предела нагрузок. Знать, как правильно их распределять. И в этом папа сильно на нас повлиял.

Сергей Сальников. Сборная СССР

Фото: из личного архива Юлии Сальниковой.

Отношение к славе

К своей славе мой папа относился серьёзно, с пониманием того, что она не падает с неба и её нужно заслужить огромным кропотливым трудом. Он многого достиг в футболе, выигрывал по многу раз чемпионства и кубки в составе московских клубов «Спартак» и «Динамо», был незаменимым в сборной СССР, выиграл золотую медаль Олимпиады, и он знал цену всем этим своим достижениям.

Его любили болельщики, он хорошо разбирался в футболе, других видах спорта, дружил с журналистами, cам занимался журналистикой, комментировал на телевидении футбольные матчи. Он бы мог больше использовать свою узнаваемость, но нужным для себя это не считал. Когда мы были детьми, он приходил к нам в школу, и наша завуч просила его выступить с лекциями о футболе и спорте в целом. И после этого наша жизнь как-то сразу менялась в лучшую сторону. Он любил увлечённо и искренне говорить с простыми людьми о футболе. И несмотря на то, что папа был всесторонне образован и знал иностранные языки, он всегда помнил откуда пришёл в футбол и где его корни. Иногда он использовал свою славу на житейском уровне, например, если ему надо было отремонтировать машину. И то лишь потому, что при его постоянной занятости сделать это другим способом в те времена было невозможно.

Сергей Сальников-младший

Фото: из личного архива Юлии Сальниковой.

Ещё у него была одна страсть — это присутствие в доме литераторов, где, конечно, всё начиналось с небольшого застолья и потом все переходили в бильярдную комнату, и это была действительно его страсть, которая помогала ему проникнуть в мир искусства, давала возможность встречаться с интересными людьми из мира кино, театра, известными поэтами и писателями. Он их по-своему уважал, они были симпатичны ему, и, проводя время с ними, он возвращался уставшим, но всегда удовлетворённым. Всё-таки его желание познавать что-то новое, обсуждать что-то интересное, двигаться дальше, использовать свой собственный опыт в общении с этими людьми был для него очень важен.

А что касается папиной славы уже после его ухода из жизни, то тут есть истории, которые требуют отдельного упоминания. Одна из таких интересных историй произошла со мной в Германии, когда я, пытаясь поступить профессиональным игроком в один из теннисных клубов, столкнулась с тем, что владелец этого клуба отказал мне очень неожиданным образом. Он сказал, что если бы это был Сергей Сальников, то я бы без промедления принял его в команду, а вот тебя, пожалуй, нет, так как ты своим упорством и надёжностью не дотягиваешь до его уровня. И я тогда поняла ещё больше, кем был мой папа, и что уже его знают и помнят не только в нашей стране, но и далеко за её пределами.

Юлия и Алла Сальниковы

Фото: из личного архива Юлии Сальниковой.

Мечты Сергея Сальникова

— Конечно, у Сергея Сальникова были мечты и некоторыми он с нами делился. Я хорошо помню выражение счастья и умиления на его лице, когда мы с сестрой приезжали в Афганистан и оказались с ним в международном теннисном клубе с небольшим количеством кортов, где собирались поиграть в теннис дипломаты посольств, корреспонденты газет, торговые представители. И тогда на их фоне мы уже выделялись, а нам было, может быть, лет восемь-девять. И он очень гордился нами, видя, что мы со всеми играем на равных, а некоторых даже обыгрываем. И с этого можно сказать начался наш первый успех.

Он мечтал всю свою жизнь иметь дом, я уже не знаю какого точно размера, но, чтобы вокруг него обязательно был газон. Он даже не говорил о деревьях, а грядки с укропом и помидорами им просто не рассматривались. И папа представлял, как он с нами ведёт мяч по этому газону, а мы маленькие ползаем у него под ногами, пытаемся этот мяч отобрать. Но эта его большая мечта в реалиях того времени: ни тогда, когда он был действующим футболистом со всеми своими регалиями и званиями, ни уже после окончания спортивной карьеры, так и не осуществилась. Дачи у нас не было. А был газон в Лужниках, мы там часто бывали, но на футбольное поле он нас никогда не приводил.

У него ещё была одна мечта, и вот она осуществилась. Он мечтал встретиться с Чарли Чаплиным. Правда лично им не удалось поговорить и пожать друг другу руки, но он увидел его через стеклянную перегородку в зоне вылета в аэропорту: то ли Женевы, то ли Лозанны, и он подошёл и постучал по стеклу, а Чарли Чаплин услышал это и обернулся, и они столкнулись взглядами друг с другом. И папа из-за этого был очень счастлив и часто вспоминал эту историю.

Юлия Сальникова и Стефанос Циципас

Фото: из личного архива Юлии Сальниковой.

Что удалось, а что нет

— Папе удалось застать мой ранний успех, получение мною звания мастера спорта международного класса, а также то, как я получила неплохую материальную поддержку от общества «Динамо», а потом и от Спорткомитета. Ему удалось застать моего брата Сергея студентом МГУ, что тоже было важно. К образованию папа относился достаточно серьёзно. Ему не удалось увидеть Сергея ни футболистом, ни атлетом. Но для него это был небольшой компромисс. А мой брат, к сожалению, не проявлял интерес к занятиям спортом.

Папе удалось прожить жизнь рядом со своей любимой собакой Джиной, которая его обожала и которая отдавала ему всю свою любовь и преданность без остатка, и для неё папа был выше всех нас.

Можно ли сказать, что его жизнь удалась? Не думаю. Он ушёл рано, всего в 58 лет. У него было много планов, а главное у него были возможности какие-то из этих планов осуществить. Но всё-таки важно, что ему удалось увидеть нашу привязанность и любовь к нему. И очень-очень жаль, что он так и не узнал и не увидел достижения своих внуков, хотя и к моим успехам он относился тоже как к достижениям. Но большой успех моего старшего сына, и его внука, Стефаноса Циципаса или Стёпы, был бы для него более значительным.

Знают ли внуки, кем был их дед? Конечно, знают. У нас в доме весят его фотографии, а ещё есть книги, изданные московскими командами «Спартак» и «Динамо», и там тоже его фотографии. Все мои дети знают о своём дедушке, его личных качествах и достижениях. И вся наша большая семья Сальниковых бережно хранит память о нём.

Стефанос, Петрос и Павлос Циципас

Фото: из личного архива Юлии Сальниковой.

Похожи ли мои внуки на него? Да, особенно мой второй сын Петя. Причём и внешне он тоже очень похож. Однажды я видела издалека, как он играл в футбол, причём я не знала, что это он, и отметила, какие у него красивые удары и техника, как этот мальчик талантлив. И только вглядевшись, я поняла, что это мой сын. И кстати, все мои старшие мальчики занимались в футбольной секции. Стёпа более серьёзно и продолжительно, Петя чуть меньше. А вот третий мой сын Павлос из всех предложенных ему позиций в команде выбрал позицию вратаря. Тут он, конечно, меня немножко разочаровал: оказалось, что он ленив для такой интенсивной игры, как футбол. И дай бог ему удачи на теннисном корте. Все мои сыновья стали спортсменами. И сейчас уже можно сказать, что все желания и мечты моего папы осуществились, и его будущая жизнь удалась. И мы все его любим.

Но мой рассказ был бы неполным, если бы я не сказала о нашей маме, которая разделила вместе с папой все хлопоты и ответственность за наше воспитание. И мы всё это ценим и помним.

Сергей Сальников

Фото: из личного архива Юлии Сальниковой.

О надёжном и верном друге

Валерий Винокуров:

— Серёжа  Сальников был старше меня на 14 лет, поэтому когда я в 10 лет стал посещать футбол на стадионе «Динамо», поскольку играл в юношеской команде «Динамо», он уже был известным игроком, чемпионом союза, обладателем Кубка СССР сразу с тремя командами: с ленинградским «Зенитом», московским «Спартаком» и московским «Динамо», после него только один футболист повторил его успех — это киевлянин Леонид Буряк. И уже не знаю, как это объяснить, но его игра мне сразу запомнилась и очень понравилась. А уже как-то через много лет меня спросили, кто ваш любимый футболист, и я, не задумываясь, ответил — Сергей Сальников. Но, а когда я начал в 25 лет работать уже в еженедельнике «Футбол», мы с ним вскоре познакомились, и так получилось, что мы к тому же и подружились. Жизнь так сложилась, что игрок, который мне очень нравился в детстве, стал впоследствии моим очень хорошим, надежным и верным другом, он правда и мне говорил, что я один из его любимых журналистов. Но я думаю, что он просто мне делал комплимент, потому что у нас у всех был один любимый журналист — Лев Иванович Филатов.

Ну что мне ещё сказать про Серёжу: когда мы с ним подружились, то у нас оказалось много общего. Я вспоминаю наши встречи, как мы подолгу гуляли и беседовали в Лужниках, ещё хорошо помню, как мы с ним в Ташкенте тоже провели целый день в разговорах. Не знаю почему, но у нас были одни и те же взгляды на жизнь, на литературу, на искусство, на музыку, на живопись. И это сильно грело душу, мы радовались каждой встрече. Знали, что что-нибудь мы с ним интересное обязательно обсудим, и это потом даст повод для долгих и приятных размышлений. Я его всегда помнил и буду помнить до конца своих дней.

Текст: Александр Косяков.

Фото: из личного архива Юлии Сальниковой.