5 мин.

Крокодилья вода

Я уже писал про футбольную рекламу Coca Cola и Pepsi, была отдельная запись про футбольные коктейли, но как-то не доходили руки рассказать о самом спортивном из всех напитков. Тем более, что обязан он своим возникновением именно футболу. Жаркое лето – самое время исправить этот недочет. Встречайте историю Gatorade.

* * * * * * * *

Соединенные Штаты – довольно жаркая страна. Разумеется, все в курсе, что в Миннесоте очень благоприятный климат для хоккея под открытым небом, в Баффало зимой выпадают метры снега, а древняя игрушка Max Payne уверяла, что в Нью-Йорке бывают прямо-таки апокалиптические зимы. Все это правда. Но в целом, повторюсь, Штаты – довольно жаркое место.

Чикаго, к примеру, расположен сильно на севере относительно большей части страны. И при этом географически он южнее Крыма. Как следствие: средняя температура в Иллинойсе летом – около тридцати по Цельсию. А может быть и 35, причем круглые сутки, практически без намека на какую-либо ночную прохладу. В некоторых штатах дела обстоят еще хуже. «Ад», - писал в свое время Хантер Томпсон, - «это сильно перенаселенная версия Финикса, чистое место залитое ярким солнечным светом». Не такое уж и сильное преувеличение, если учесть что средняя температура в Финиксе в августе – 40.

И в августе же начинается футбольный сезон.

Флорида – еще один южный штат, и тамошние футбольные команды постоянно страдают от жары. Miami Dolphins совершенно умышленно используют белую форму в домашних матчах: соперники вынуждены одевать темное и сильнее мучаться под солнцем. Коварно, правда?

Физиология страданий от жары выглядит примерно так:

  1. спортсмен перегревается;

  2. усиливается выделение пота;

  3. пот испаряется, понижается температура тела;

  4. организм теряет воду;

Последующее обезвоживание может привести к самым серьезным последствиям. Согласно исследованиям ученых из университета Северной Каролины с 1995 по 2009-й годы от осложнений связанных с перегревом и обезвоживанием скончалось 33 футболиста. Пятьдесят лет назад, когда не было ни современной медицины, ни современной совершенной униформы, дела обстояли еще хуже.

В жарком и влажном 1965-м году от солнца умерло от 10 до 15 (по разным подсчетам) футболистов. В то время единственным средством от обезвоживания была, разумеется, сама вода. Спортсмены пили ее буквально литрами, но у воды есть два существенных недостатка. Первый – она медленно усваивается. Можно упиться как верблюд и все равно страдать от обезвоживания, к тому же бегать с полным желудком воды довольно затруднительно.

Открытием второго недостатка воды мы обязаны Дуэйну Дагласу (Dewayne Douglas), помошнику тренера футбольной команды университета Флориды. «Почему они не ходят в туалет?», - спросил весной  1965-го Даглас у профессора медицины доктора Кейда (Cade). «Футболисты, - они же пьют как лошади, но ни один не уходит сделать пи-пи во время матча». Доктор Кейд и его ассистенты начали исследования. Результатом их работы стало открытие того факта, что кроме воды спортсмены теряют еще и различные соли, их недостаток тоже серьезно влияет на здоровье. Почки, реагируя на потерю солей, «дают команду» организму – не сметь и думать о туалете. И далее см. первую проблему воды.

В том же 65-м Кейд создал напиток, состоящий из воды и комплекса солей и опробовал его на университетской команде. Прообраз Gatorade выглядел как чистая прозрачная водичка и был омерзителен на вкус. «Я попробовал немного – гадость неописуемая», - вспоминал защитник Лэрри Гейджнер, - «и я вылил остаток на голову». Но большая часть игроков сумела побороть отвращение, и Флорида неожиданно обыграла том матче более сильную команду LSU.

Оригинальный Gatorade - бесцветный и ужасный на вкус.

После той игры Кейд-Кола (Cade’s Cola), как в шутку нарекли изобретение медика, стала основным напитком университетской команды.

К слову сказать, название футбольной команды университета Флориды – Gators, т.е. «Аллигаторы». Поэтому, когда в 1967-м доктор Кейд продал права на свое изобретение, новые владельцы дали ему название Gatorade. Чуть позже был создан традиционный оранжево-зеленый логотип – цвета, опять же, Gators.

Зимой 1967-го Флорида выиграла у Джорджиа Тек в Оранж Боуле, и тренер проигравших на вопрос, почему его команда уступила, ответил следующее: «У них был Gatorade, а у нас – нет. Вот и вся разница». Так напиток доктора Кейда получил известность, и спустя всего год тысячи литров Gatorade стали выпивать спортсмены во всех лигах Америки.

Создатели напитка. Крайний справа - доктор Кейд.

«Я пью его как сумасшедший, и никогда не чувствую себя уставшим», - говорил звезда NBA Джерри Уэст, - «Если бы я пил столько воды, я бы не смог даже ходить». Насыщенный солями Gatorade усваивается гораздо быстрее, чем обычная вода.

В начале 80-х Gatorade начал продаваться за пределами США, в Европе он появился в 1988-м. К настоящему времени Gatorade в разных вкусовых вариациях занимает 80% общемирового рынка спортивных напитков. Pepsi, владеющая брендом, продает крокодильей воды на 4 миллиарда долларов в год.

Все остальное, как говорится, уже история.

Так что если когда-нибудь вам скажут - "Мне от американского футбола ни холодно, ни жарко", расскажите товарищу про Gatorade. От него и вправду - не так жарко.

P.S. С Gatorade-ом, кстати, связана интересная традиция в американском футболе – душ из Gatorade для победителей – историю которой можно прочитать в статье Алексея Лебедева.