8 мин.

Крис Коулмэн: «Этот матч будет для Гарри Спида. Только для него одного»

Гарри Спида больше нет с нами. Сегодняшний товарищеский матч, который сборная Уэльса проведет против сборной Коста-Рики будет посвящен его памяти. Событие невеселое, но крайне важное. Недавно назначенный тренером сборной Уэльса Крис Коулмэн, который был одним из лучших друзей Гарри Спида, дал «Гардиан» по этому поводу большое интервью, получившееся очень личным и теплым.

В последний день зимы сборная Уэльса принимает костариканцев в товарищеском матче, который будет посвящен памяти Гарри Спида. Нынешний наставник валлийцев Крис Коулмэн дал понять, что это крайне важно. «Это для Гарри Спида. Это не первая моя игра на посту главного тренера, но я не мог сделать этого раньше. Это для Гарри и его семьи, вот для кого. Да, люди говорили мне, что у меня в распоряжении будет не так много игр перед стартом отборочных матчей к чемпионату мира-2014. Я отвечу на это так: «Знаете, если сравнивать важность этого и футбола… футбол останется на втором плане».

С момента смерти Спида прошло три месяца, но за это время боль не утихла, и Коулмэн никак не может прийти в себя. Он признается, что порой не верит, что этого «твердого, уравновешенного и умного» человека, которого он знал больше 30 лет, больше нет рядом. «То, что я чувствую сейчас, трудно описать словами. Это будто сон. Иногда кажется… что он не умер. – В голове не укладывается…»

Вдвойне тяжело перенести эту потерю, потому что слишком уж многие вещи напоминают об ушедшем друге, которого Коулмэн сменил теперь на посту тренера национальной сборной. Крис признается, что когда он в первый раз пришел на заседание в штаб Футбольной ассоциации Уэльса и его взгляд упал на пустующее черное кожаное кресло,  у него «мурашки по коже прошли». «Я смотрел на это кресло и думал, что еще каких-то пару месяцев назад здесь сидел один из моих лучших друзей».

На миг в его глазах мелькает огонек, и он придумывает другую причину, по которой Гарри мог отсутствовать на том заседании. Это лишний раз показывает, насколько они были близки. «Если бы его не было просто потому, что его уволили, я бы первым позвонил ему и сказал: «Какое удобное у тебя было кресло». Эх, вот бы причина была в этом…», - вздыхает бывший тренер «Лариссы». «Ковентри», «Реала Сосьедада» и «Фулхэма».

«У нас со Спидсом никогда не было проблем, мы отлично ладили. Но тут другая ситуация. Я теряю уже третьего хорошего друга в футболе. Когда я играл за «Суонси», покончил с собой Алан Дэвис. Это было в 1992-м, и ему только исполнилось 30. Другой мой друг, Робби Джеймс, умер прямо на поле в 40. И вот теперь Спидс».

Коулмэн, которому сейчас 41 год, на 9 месяцев моложе Спида. Они играли друг против друга с 10 лет. «Он играл за Северный Уэльс, а я – за Южный. Его родители стояли на бровке с одной стороны поля, а мои – с противоположной. Потом мы в 14 лет вместе поехали на просмотр в «Манчестер Сити», наши пути в футболе постоянно пересекались, вот почему мы так сблизились. А потом мы уже играли в сборной – сначала в юношеской, потом в молодежной, а затем и в первой команде».

Он улыбается, вспоминая, как весело им было, когда они играли за сборную и на выездах были соседями по номеру. «Мы оба играли гитаре. Спарки (Марк Хьюз, бывший тренер сборной Уэльса) считал, что очень важно поддерживать хорошие отношения внутри коллектива и командный дух, поэтому, когда мы добивались нужного результата, он возвращался в гостиницу и пропускал несколько кружек пива. Мы со Спидсом доставали гитару и пели со всей командой. Я-то играл получше Спидса, а тот бренчал так, будто у него на руках были боксерские перчатки».

Они оба любили такого рода подшучивание. В такой дружбе люди могут не видеться месяцами, а затем при встрече броситься друг другу в объятия и снова разъехаться на долгое время. «В последний раз мы разговаривали перед игрой сборной Англии (в марте). Тогда я работал в Sky, но все время подкалывал Спидса: «Ты ведь понимаешь, что сидишь на моем месте, да?» Мы постоянно шутили и сами смеялись своим шуткам. У него был заразительный смех, такой еще иногда бывает у девушек. У меня до сих пор перед глазами стоит его улыбающееся лицо, и я слышу его смех».

Эти слова не слишком вяжутся с образом человека, не нашедшего в себе сил жить дальше. А Крис Коулмэн вспоминает тот день, когда пришли эти страшные известия.

В то время он тренировал греческий клуб «Ларисса». Крис только-только дал предматчевую установку, когда получил от своего бывшего товарища по «Фулхэму» Ли Кларка  обескураживающее сообщение. Оставшаяся часть дня проплыла, как в тумане. «Я ничего не сказал своим игрокам в перерыве, я не помню счет того матча и не помню даже, как протекала та игра. Я просто сидел на своем месте, не понимая, что происходит вокруг. Самый-самый-самый плохой день в жизни, просто ужасный».

И тут же его мысли переходят на семью Гарри. Их силой воли можно только восхищаться, ведь в последние несколько месяцев были для них неимоверно тяжелыми. Жена Спида Луиза и оба его сына Томми и Эд придут на сегодняшний матч. Возможно, дети даже станут своеобразными талисманами сегодняшней встречи, и на поле их должен вывести Крейг Беллами, капитанствующий в отсутствие Аарона Рэмзи. Пару недель назад Коулмэн встречался и с родителями Гарри Спида, Роджером и Кэрол. «Я не хотел им звонить, потому что такие вещи нельзя обсуждать по телефону. Я посидел с ними пару часов за кружкой пива с баре Роджера. Тяжело это всё, но вышло довольно мило».

Коулмэн уверен, что сегодня на стадионе будет море эмоций, а потому футболистам, возможно, будет трудно, как никому другому.

Крис помнит слезы на лице Шея Гивена перед началом матча «Астон Виллы» и «Суонси» в тот день. Он понимает, как тяжело будет вышедшим сегодня на поле против Коста-Рики игрокам в форме сборной Уэльса думать о футболе.  

Команду к матчу будет готовить Осиан Робертс, который входил в тренерский штаб Спида и остается в нем и при новом тренере. На матче будет и спортивный психолог, на случай если кому-то из игроков понадобится такого рода помощь. Коулмэн давал это  интервью до того, как с поста исполняющего обязанности тренера уволился другой бывший помощник Гарри Спида Рэймонд Верхейен. Несмотря на свое назначение, Коулмэн хочет, чтобы его речь перед игроками вышла краткой. «Я буду говорить перед командой, но не о себе или о каких-то перспективах, а только о Гарри. Возможно, вспомним его славный футбольный путь. А сказать я им хочу вот что: «Это тяжело, но мы все здесь, чтобы почтить память Гарри. Он не ушел совсем, он сейчас тоже здесь, рядом с нами».

Хотя Коулмэн не будет говорить о будущем сборной на этой неделе, он уже встречался с ведущими игроками, не только чтобы представиться в качестве тренера, но и для того, чтобы заверить их, что с новый тренер не станет полностью ломать старые и вводить новые порядки. Хотя и добавляет: «Игроки любили Спидса, да и все остальные его любили. Но я не могу, да и не буду пытаться работать, как Гарри, потому что я не Гарри. Все же у нас были разные характеры».  

«Мы душевно пообщались с Аароном Рэмзи за чашкой кофе. Я сказал ему то же самое, что и другим игрокам. Хотя я и хочу, чтобы команда продолжала играть в том же стиле, тренировки изменятся и их содержание будет совсем иным. Кошку можно побрить разными способами. А некоторые вещи сохранятся, но не потому, что я хочу подражать Гарри, просто они мне нравятся. А следовать по его стопам, шаг в шаг, я все равно никогда не смог бы».

Достичь того, чего достиг Спид на посту наставника сборной нелегко, однако Коулмэн полон уверенности, что он сможет закрепить успехи команды, которая выиграла 4 из последних 5 матчей. «Это вызов для всех нас, - признается он, надеясь, что Крейг Беллами согласится продолжать играть за сборную. Когда мне было 32 и меня позвали работать в «Фулхэм», один близкий друг сказал: «Не делай этого, ты еще не готов». Но мое эго, моя уверенность в себе – называйте, как хотите, - твердили мне, что я справлюсь. Здесь есть только я и футбол, и я никогда не боялся. Люди мне говорят: «Если ты не выведешь команду на чемпионат мира, считай, ты ничего не достиг». Пусть, пусть именно так и стоит для меня задача. Я готов к такому вызову».  

Сейчас кажется, что он больше готов к свершениям, поскольку переосмыслил свой подход к руководству командами, да и к своей жизни тоже. После того, как его уволили из «Ковентри» в 2010 году, Крис, понимая, что его тренерская карьера находится на перепутье, взял паузу. Вернулся он прошлым летом, придя на пост главного тренера греческого клуба «Ларисса». Он привнес свежие идеи в свою работу и сразу же, по его словам, почувствовал, что чего-то достиг. «Я полностью изменил стиль игры. В первом предсезонном матче мы попробовали играть по-новому – более агрессивно в атаке, более разнообразно, где-то даже рискованно. Я покидал поле совершенно счастливый».

Он достаточно честен, чтобы признать, что ему надо было измениться и в других направлениях, если он хотел снова чего-то достичь. «Не покривлю душой, если скажу, что мне пришлось многое изменить в своей жизни. Я вынужден был это сделать, если хотел работать на том привычном уровне. Я всегда жил и дышал только футболом, но были и некоторые вещи, скажем так, за пределами футбола, которые мне пришлось научиться делать иначе. Что я и делаю сейчас».

Если бы у него был один шанс изменить какой-то эпизод в своей жизни, он изменил бы тот, что случился ноябрьским днем. В тот день он потерял друга, которого всецело любил и чей замечательный вклад в валлийский футбол будет, несомненно, отмечен сегодня вечером в Кардиффе. «Если честно, то я не слишком озабочен тем, как будет складываться игра, - добавляет Коулмэн. – Важно то, что этот товарищеский матч мы посвящаем Спидсу».   

«Только ему. И никому кроме».

Stuart James, guardian.co.uk