73%. Почему Россия не интересуется футболом
Блог «Аттенданце» опять озабочен философским вопросом непопулярности футбола в России и делает несколько неожиданных открытий.
ВЦИОМ бьет в социологический набат: 73% россиян не интересуются футболом. Конечно же, о ложности этих данных стала кричать футбольная ветка Спортса, совершенно не знакомая с методикой соцопросов (А МИНЯ НИ СПРАСИЛИ, АПРОС НИДИСТВИТЕЛЕН). Конечно, если бы опрос проводили там, то Месси по популярности обогнал бы Путина. На самом деле, если вылезти за пределы спортсовского манямирка, то можно увидеть, что данные соответствуют реальному положению дел.
Главная цифра соцопроса – падение народного интереса к игре составило 25%. Понятно, что это связано в первую очередь с блистательной игрой сборной, которая только благодаря черногорскому файеру еще держится в зоне стыковых матчей. С другой стороны, это значит, что эти 25% интересовались в футболе ТОЛЬКО СБОРНОЙ.
Опрос подтверждает главную особенность нашего футбольного боления – оно чудовищно централизовано. Единственная известная команда для большинства населения – сборная России, в который все еще играют Аршавин и Кержаков. Все любимые клубы россиян сосредоточены в городах федерального подчинения. Придите на матч «Спартака» или ЦСКА где-нибудь в Перми или Екатеринбурге – на трибунах обязательно найдется тысяча-полторы аборигенов, болеющих за именитых гостей
Главная проблема популярности футбола в России – у нас начисто отсутствует принцип «Support your local team”. Парень из российской провинции практически всегда предпочтет столичный клуб или вообще БарсоРеал городскому клубу даже первой лиги, что уж говорить о второй. В результате чего сложилась такая ситуация?
Многие из футбольных ветеранов, да и подрастающее поколение любят поностальгировать по чемпионату СССР и постоянно сравнивают его с чемпионатом России, причем эти сравнения, как можно догадаться, всегда в пользу первого. Но при этом всегда упускается из виду одна важная вещь – в чемпионате СССР практически не было команд из РСФСР. Как вы понимаете, Москва – это не совсем РСФСР, да и Ленинград тоже.
Вот все команды из собственно РСФСР, что когда-либо выступали в высшей лиге и количество сыгранных ими матчей:
Как видно, их было очень много. Четыре из них даже не существуют сейчас, а команда из Калинина, игравшая в чемпионате 1952 года, вообще сыграла все матчи в Москве (из-за усиленной подготовки к Олимпиаде все команды играли там в один круг). Большинство клубов не задерживались дольше 1-2 сезонов, а единственной топ-командой РСФСР был СКА времен Виктора Понедельника. Большинство клубов России мирно паслось на просторах второй лиги. А для многих других клубов потолком была даже она, и они выступали уже в каких-то республиканских соревнованиях.
Существует такой интереснейший показатель, как гостевая посещаемость. Средняя домашняя посещаемость далеко не всегда отражает истинный интерес к футболу (к примеру, на Спартак придет 26 тысяч, а на Ростов 4, то средняя получается 15, но на самом деле тут велика доля одноразовых глоров). Гостевая посещаемость помогает рассмотреть, какие команды на самом деле были интересны в регионах
Для большей объективности рассмотрим ее на историческом протяжении – в чемпионатах 1983, 2000 и 2014 годов:
Ситуация за десятилетия так и не изменилась. Людям все так же интересны только гранды. Разница между наименее и наиболее посещаемыми командами за 30 лет составила 99% (1983), 84% (2000) и опять 99% (2014 год) от средней посещаемости первенства. А это катастрофично много (в Англии или Германии эта цифра – 5-10%). То есть в регионах ходили и все-таки продолжают ходить на Спартаки и Динамы, а вот на Нистру у них уже желания не хватает
Причем так происходит не во всех видах спорта. У нас есть популярная лига, которая успешно живет и без заточенности на московские команды – КХЛ. Вот ее гостевая посещаемость за сезон 2014 года:
Здесь этот показатель составляет вполне пристойные 24% процента. Хоккею в нашей стране повезло больше. В советское время хоккейный клуб, в отличие от футбольного, было содержать довольно дешево, поэтому клуб высшей лиги могло содержать даже автотранспортное предприятие (Автомобилист Свердловск), и в высшей лиге, за исключением киевского Сокола и рижского Динамо, были только команды из РСФСР
Плюс в девяностые годы в московском хоккее случился дикий кризис – конкурентоспособным осталось только Динамо, Спартак и Крылья Советов вылетели в низший эшелон, ЦСКА вообще раскололся, и было время, когда на их матчи ходило 70 человек. У нас традиционно считается, что кризис московского хоккея – это бида-бида, однако я считаю, что это, наоборот, большая подмога КХЛ – не случилось слишком большого усиления центральных команд, в результате чего в регионах почти все болеют за местные команды, как бы плохо они не выступали, на матчах с именитой московской франшизой в зале вряд ли найдется и несколько десятков болеющих за нее аборигенов
Ну да вернемся к футболу. Вообще, по мнению автора, настоящую популярность футбола в регионах показывают цифры посещаемости первой лиги, которая охватывает настоящую, как сказал бы Васисуалий Лоханкин, сермяжную Россию от Калининграда до Владивостока
Как же изменилась посещаемость первой лиги за двадцать лет ее существования?
Как видно по этому графику, региональный футбол сейчас переживает невиданные даже в ранних девяностых времена. Все годы после разгона ПФЛ и образования ФНЛ падала каждый год. А ведь суммарное население городов ФНЛ этого сезона -16,7 миллионов человек, цифра, сопоставимая с населением Нидерландов. Двенадцать тысяч на матче первой лиги теперь событие почти что небывалое. Как шутит Алексей Шевченко, «скоро все зрители на стадионах будут знать друг друга лично». Во второй лиге картина еще печальнее – из 70 команд лишь пять имеют посещаемость выше 2 тысяч зрителей. Даже в немецкой Регионаллиге (четвертый эшелон) таких клубов 11, а ведь там не участвуют команды городов-миллионников, в отличие от России
Конечно, найдутся крикуны , которые всегда найдут объяснение бесстрастным цифрам посещаемости. Например, у нас «средневековые стадионы» или там «низкий уровень чемпионата». Для справки: в АПЛ 10 стадионов из 20 построены более ста лет назад, из них большинство еще в Викторианскую эпоху. Да, за это время их ремонтировали и сделали комфортнее, но это все равно стадионы викторианской эпохи. На низших уровнях картина даже еще хуже, так там не надо приводить стадионы в соответствие с нормами УЕФА. В конце концов, сейчас мы уступаем посещаемости даже начала и середины девяностых -неужели тогда у стадионов было состояние лучше?
Наша премьер-лига уступает по посещаемости голландскому, швейцарскому и бельгийскому чемпионатам. Это соревнования выше классом? Притом если учитывать население этих стран, то ситуация становится еще печальнее. Наша ФНЛ уступает шведскому и голландскому пердиву , третьей бундеслиге и четвертой английской лиге. А ведь если глядеть издалека, и у РПЛ, и у ФНЛ не такая уж и плохая обертка – игроки не самых плохих сборных в составах, реки разливанные денег.
Как же решать эту проблему? На самом деле она глубже, чем кажется. Можно купить хоть тридцать Халков и открыть пятьдесят футбольных каналов, на которых будут круглосуточно трепаться в «90 минут+». Проблему это не решит
А проблема эта в том, что у нас начисто отсутствует региональное развитие футбола на самых низких его уровнях. Сравним положение вещей, например, с Германией, которая должна являться для нас образцом посещаемости, уровня игры и подготовки молодых игроков.
Возьмем Нижегородскую область. Первенство области разыгрывается в три группы, третья группа делится еще на четыре по географическому признаку и всего имеет 59 команд. Неплохо, казалось бы. Теперь сравним это с федеральной землей Саксен-Анхальт, которая имеет сопоставимое с данной областью население. Эта немецкая земля ранее входила в состав ГДР и сейчас, как и большинство восточных земель, переживает экономическую депрессию. Так вот, футбольная лига этой земли имеет семь дивизионов, в которых в общей сложности играют 1056 команд. Напишу текстом: тысяча пятьдесят шесть. В 18 раз больше Нижегородской области, которая выглядит еще относительно неплохо по нашим меркам.
Если наше футбольное руководство хочет чего-то добиться хотя бы в 2034 году (о 2018 речи уже просто не может быть), то никакие лимиты ситуацию не спасут, естественно. Должны работать региональные федерации на местах. Мы постоянно видим видео крутейших моментов из низших европейских лиг. А видели ли вы хоть одно такое видео из матча второй группы первенства Свердловской области? Рассчитывать на то, что трансляция умений Халка в режиме 24/7, вообще нелепо. Футбольный интерес россиян должен начинаться с самого низа, а футбольная жизнь в регионах держится только на единицах энтузиастов
Но наши руководители делают все совершенно наоборот, в результате чего большинство зрителей Матье Вальбуэна – это голубые замызганные кресла химкинской арены. Руководителям над головой и не каплет – они преспокойно могут пилить деньги на трансферах и без фанатов. Если бы у них была возможность, то никаких болельщиков и вовсе не пускали бы на стадион.
В общем, верхи не хотят, а низы не могут. И пока нет предпосылок к изменению сложившейся ситуации.
Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов
407 комментариев
А вот зрелище которое выдает команда и ее соперники мягко выражаясь на любителя. Точнее любителя убить время. Все матчи команд заключаются в том, что бы начать тайм т.е. забить или не пропустить, в зависимости от соперника. А потом провести остаток времени "судьянусвестиуже". Этот остаток времени может продолжаться по пол тайма. К 60-й минуте уже смело можно уходить со стадиона т.к. точно не уже не будет ни чего интересного. На финальный счет может повлиять только если это матч с лидером, которому поставили задачу выйти в КФК. Но это значения не имеет т.к. футболисты к этому времени уже передвигаются по полю пешком выискивая в газоне потерянные кем то монетки.
При этом в это же время в 100 метрах от стадиона в том же парке на открытой проповеди церкви 12 апостолов столпотворение. Т.к. там песни поют, раздают брошюры и поят халявным соком с печеньками. А что ведь это гораздо интереснее. Проповедник старается 2-3 часа заводит толпу так, что самый закоренелый аттеист начинает подпевать "Аллилу я".
Так вот подводя итог этому эпосу. Может быть поднять такую тему, что бы господа чиновники заложили в стратегию развития футбола некую идею. Например футбол давать зрелище. Чтобы много голов и напряжения до 90-й минуты. Пусть плохо, пусть коряво но бегали и давали то ради чего ходит зритель.
Вы вообще видели как в ФНЛ играют?
Буквально в субботу от скуки глянул матч Арсенал - Байкал. Этого зрелища мне хватило один тайм.
И это играл лидер с новичком. В такие матчи ждешь, что Лидер задавит скоростными атаками, ударами, да на худой конец осядет на чужой половине поля. А в место этого каждый третий пас Арсенала это потеря в центре поля. И это команда которая в прошлом сезоне играла в Премьер лиге. А что остальные тогда?
Когда-то давно было намного меньше развлекухи, чем имеется сейчас.
Даже писюк теперь в каждой избе, а это игрухи, плюс инет со спортс.ру в частности.
Я вот тоже с трудом понимаю, как когда-то я сам лично мог пинать мяч с 9 утра (на каникулах, встал, и вперёд) до момента, как мяча уже не видно толком (типа 22-23 часа вечера). Да делать было нехрен, вот и всё.
Сейчас у ребят лет 10 помимо не совсем правильных развлечений вроде компа, есть спортивные секции с настоящим тренером, а родители с доходами, которые не идут ни в какое сравнение, что были когда-то у моих родителей, вваливают, например, в хоккейную амуницию нехилые бабки - в том смысле, что подросток активно растёт во все стороны.
Так что, нет никакого смысла подкапывать под железный занавес.
а вот чтобы заставить клубы работать с болелами надо очень хорошо постараться.. как минимум должна за клубом стоять очень богатая структура, которая хочет много людей видеть :) потому что иначе болелы, в принципе на фиг никому не сдались.. к примеру, бюджет клуба 2-й лиги, чтобы хотя бы быть командой-лифтом, а не сливать матчи в концовке, чтоб, не дай бог, в ФНЛ не попасть, - должен быть около 100 млн. р. при посещаемости 3000 ч. и стоимости билета 100р (дороже во 2-й лиге не видел) за 15 домашний матчей клуб заработает.. 4,5 млн.р. - даже на 1/20 бюджета не наскрёб.. но и при 10-15т. человек посещаемости при тех же условиях получается 15-20млн.р - что тоже даже не 1/5 бюджета.. ясен пень руководство будет думать над "альтернативными" вариантами привлечения средств в команду, а не над посещаемостью, афишами и пр..