Трибуна
14 мин.

Самая эффективная атака НБА. Разбираем «Миннесоту» образца 2022 года

От редакции: вы читаете пользовательский блог, где «Миннесота» всегда побеждает. Не забывайте о плюсах, ведь они приносят в мир добро.

Половина сезона позади и в предверии дедлайна на обмены я пытаюсь разобраться, что показала «Миннесота» в этом сезоне и какой путь развития я вижу наиболее оптимальным. Поехали!

Ровно четыре месяца назад, 22 сентября, Миннесота уволила генерального менеджера Розаса, эти четыре месяца для меня болельщика были невероятно длинными, насыщенными событиями, матчами. Однако с точки зрения менеджера команды НБА – это всего лишь короткая передышка, подготовка к дедлайну, который наступит 10-го февраля. Нынешний состав «Миннесоты» собран Розасом, и после двух сломанных пандемией и травмами сезонов мы наконец-то можем видеть, насколько его видение было правильным. Итак, что же представляет собой командная идентичность «Миннесоты» в январе 2022 года.

Во-первых, мы играем двуми разыгрывающими. Еще в прошлом сезоне мы сделали попытку использовать Рубио и Расселла для создания постоянного движения мяча и задействования снайперов. Однако надежда на то, что Рубио сможет играть без мяча и быть полезным выходя в старте, провалилась. В этом сезоне Эдвардс играет роль винга, а Беверли и Расселл таскают мяч. В результате команда нашла тот баланс, которого не хватало тройке Рубио-Эдвардс-Расселл, сейчас каждый игрок на своем месте. Например, неожиданно для многих после десяти лет в НБА Беверли показывает, что может быть полезен в розыгрыше, вопреки крикам хейтеров Расселл приносит пользу команде, играя на подстраховке в защите, а 20-летний(!!!) Эдвардс уже стал одним из самых эффективных скореров НБА. Пасующий Беверли, защищающийся Расселл и снайпер Эдвардс. Чем не название новой серии «Разрушителей легенд?»

Во-вторых, несмотря на то, что состав команды почти не изменился с прошлого сезона, Миннесота сильно изменилась в тактическом плане. К примеру, в нападении мы больше не играем «five-out» в его самом ортодоксальном исполнении, с пятью бросающимися игроками на периметре. Поэтому говоря о небросающем Вандербилте тренер Финч сказал, что основная проблема Вандербилта в том, что он плохо завершал из-под кольца. То есть важно завершать конкретное владение в атаке результативным действием, а не просто наличие пяти бросающих игроков на площадке.

Тренер Финч является сторонником «motion offense». В качестве примеров его работы можно указать «Денвер» сезона-2016/17 с Йокичем и «Нью-Орлеанс» в сезоне-2017/18 с Дэвисом и Казинсом. Всем кто знаком с принципами «motion offense» понятно, что пик-н-ролл, задействующий двоих игроков команды, является лишь одним из вариантов атаки. Поэтому интеграция Расселла, который в «Бруклине» сезона-2018/19 был на втором (!!!) месте в лиге по количеству пик-н-роллов за матч (11.4) является личным вызовом для нашего тренера. В свое время Кенни Эткинсон и в дальнейшем Райан Сондерс не смогли решить эту головоломку. Частично проблема с пик-н-роллом связанна с тем, что стартовые большие Вандербилт и Таунс не создавали возможности для Расселла при розыгрыше, у Вандербилта есть проблемы с обработкой мяча при получении, а Таунс охотнее играет пик-н-поп. Однако в последних матчах видно, что Расселл целенаправленно старается заиграть партнеров, открывающихся после пик-н-ролла. Таунс в интервью сказал, что тоже старается больше открываться во время движения в сторону кольца.

 

«Миннесота» в этом сезоне провоцирует много потерь у соперника и охотно бежит в ранее нападение, но в позиционном нападении команду постоянно лихорадит. Поэтому нашедший в последних играх бросок Расселл, контролирующий темп атаки и заигрывающий партнеров, является неким стержнем командного нападения. Как результат у нас третье позиционное нападение в НБА в последних 10 матчах. В целом с начала 2022 года у нас 2-й рейтинг в нападении и 13-й в защите, видна тренерская работа.

Говоря о прогрессе в нападении, также стоит отметить Науэлла. Этот комбогард, выбранный под 43-м пиком в 2019 году, является еще одним примером грамотной селекции и развития молодых игроков в «Миннесоте». Джейлен выходит со скамьи и выполняет функции шестого игрока. Он умеет играть на мяче, то есть создавать себе возможности для броска, разыгрывать пик-н-ролл, фактически Джейлен своей универсальностью закрывает сразу несколько ролей в нападении. Его лучший матч в этом сезоне был против «Бостона».

Может показаться, что самый развитый навык Науэлла это бросок, однако это не совсем так. Самая сильная сторона игры Науэлла – это способность завершать в краске. Для этого он использует проходы с обоих рук, флоатеры, короткие броски в прыжке через соперника.

В этом сезоне игроки НБА бросают c низким средним процентов из-за дуги, и в какой-то момент сезона оказалось, что Дюрэнт, бросающий со средней с убийственной точностью более эффективен, чем бросающие из-за дуги Бадди Хилд, Тэйтум, Пол Джордж или Данкан Робинсон. Что-то сломалось в статистической машине и вот уже давно «заклейменный устаревшим» Дерозан показывает лучшую игру в карьере, раз за разом вытаскивая Чикаго. Команды НБА долгое время учились выдавливать игроков соперника на среднюю дистанцию, чтобы те совершали неудобные броски. Поэтому также как командная защита совершенствовалась в борьбе со скорерами, броски со средней дистанции стали привилегией элитных скореров, способных обыграть первого опекуна, а потом просчитать ситуацию и при необходимости обыграть подстраховку. Науэлл – это уже топовый скорер, если рассматривать игроков, бросающих в радиусе четырех метров от кольца. Именно поэтому он способен в одиночку вытащить команду в клатче, когда соперник не дает простых возможностей.

Последнее, чтобы понять какой потенциал у текущего состава команды, можно рассмотреть основные проблемы, выявленные за первую половину сезона. Первая проблема на мой взгляд – это нестабильная игра скамейки и недостаток ветеранов.

Мы регулярно пропускаем рывки соперника, что можно объяснить структурой текущего состава: мы первые в лиге по количеству трехочковых попыток, но всего лишь двадцатые по проценту реализации, при этом мы третьи по количеству потерь, двадцать восьмые по подборам в защите и первые по количеству фолов. В текущей лиге с обилием трехочковых бросков соперник легко может отыграть отставание в 10 очков, если мы промахиваемся из-за дуги, теряем мяч, фолим в нескольких владениях подряд. При этом наша стартовая пятерка и в частности тройка наших лидеров играют вместе на высоком уровне.

Однако игроки скамейки не могут масштабировать игру игроков основы и не могут предложить альтернативу. Например, когда Беверли не играет, то без стоппера на периметре мы не можем развить успех в защите, когда не играют Таунс и Вандербилт мы проигрываем борьбу на щитах.

Вторая проблема – это штрафные. Достаточно сказать, что Таунс лидирует в Лиге по количеству совершенных персональных фолов, а Макдэниельс на пятом месте. И если с молодым и неопытным Макдэниельсом все понятно, то Таунс, совершая очередной фол в нападении, подставляет команду, так как это худший вариант развития событий: в этом случае мы 100% теряем владение (в отличие от простого промаха, где есть возможность подбора в нападении или перехвата), плюс ключевой игрок (Таунс) получает фол. Это тот элемент игры, над которым Таунс должен работать индивидуально, с тренерами и быть более дисциплинированным: ставить аккуратнее заслоны, контролировать работу ног при броске и меньше разговаривать с судьями. Есть мнение, что на Таунса давит ощущение того, что судьи не свистят на нем обязательные фолы, и поэтому это отражается на его отношениях с судьями. Вот небольшой контекст о том, как свистят фолы на других звездах.

Йокич – 4 игры с 10-ю и более пробитыми штрафными из 38-ми игр, .303 частота походов на штрафную (.296 за карьеру), 27.8% его бросков в радиусе одного метра от кольца, 3.1 прохода за игру

Эмбиид – 21 игра с 10-ю и более пробитыми штрафными из 33 (5 игр с 15+ штрафными), .594 частота походов на штрафную (.542 за карьеру), 21.2% его бросков в радиусе одного метра от кольца, 4.1 прохода за игру

Дончич – 5 игр с 10-ю и более пробитыми штрафными из 30, .296 частота походов на штрафную (.386 за карьеру), 12.3% его бросков в радиусе одного метра от кольца, 20.1 проходов за игру

Морант – 8 игр с 10-ю и более пробитыми штрафными из 34, .329 частота походов на штрафную (.351 за карьеру), 29.3% его бросков в радиусе одного метра от кольца, 20.0 проходов за игру

Трей Янг – 13 игр с 10-ю и более пробитыми штрафными из 40 (1 игра с 15+ штрафными), .338 частота походов на штрафную (.405 за карьеру), 17.1% его бросков в радиусе одного метра от кольца, 18.7 проходов за игру

Таунс – 5 игр с 10-ю и более пробитыми штрафными из 38, .351 частота походов на штрафную (.319 за карьеру), 32.4% его бросков в радиусе одного метра от кольца, 6.8 проходов за игру

Эдвардс – 1 игра с 10-ю и более пробитыми штрафными из 39, .187 частота походов на штрафную (.211 за карьеру), 27.5% его бросков в радиусе одного метра от кольца, 11.1проходов за игру

Из этого можно сделать три вывода: первый заключается в том, что судьи свистят на Таунсе достаточно нарушений для статуса звезды, однако в этом сезоне Карл стал гораздо активнее идти в проход и частота зафиксированных на нем фолов не коррелирует с частотой проходов. Второй вывод – это то, что Эмбиида откровенно тянет Лига. Ну и последнее, судьи игнорируют фолы на Эдвардсе. Для того, чтобы стать лучше в этом аспекте, и Таунсу и Эдвардсу нужно научиться доигрывать эпизод до конца, безотносительно предвзятости судей. 

Последнее, «Миннесота» на 9-м месте в лиге по количеству пропускаемых очков на 100 владений, что обеспечивается наличием четырех топовых защитников в составе.

Проблема в том, что ключевой для нашей защитной схемы PoA-защитник Беверли уже пропустил в этом сезоне 13 игр из 45, и это не считая игр, в которых он играл посредственно, набирая форму. Получается 32-летний Беверли пропускает каждую третью игру и это сразу отражается в худшую сторону на нашей игре в защите. Адекватной замены Беверли нет, так как Окоги абсолютно не играбелен в нападении.

 

Таким образом говоря о текущей «Миннесоте» мы имеем интересную, молодую (4-й по молодости состав в НБА), перед менеджером которой стоит весьма нетривиальная задач по завершению перестройки. Исполняющий обязанности главного менеджера Гупта сказал, что «Миннесота» постарается усилиться перед грядущим дедлайном, но при этом будет действовать в рамках долгосрочных интересов. Что это значит на практике можно понять посмотрев на список игроков «Миннесоты», которые могут быть переподписанными летом 2022-го и 2023-го года.

К примеру Наз Рид будет доступен для переподписания этим летом, однако если руководство решит, что для него не будет игрового времени за спиной Таунса, то стоит ожидать трейда Рида перед этим дедлайном. При этом Гупте надо решить вопрос с позицией запасного разыгрывающего, которую частично можно решить переподписанием Науэлла, надо усилить скамейку, где ваканты роли комбофорварда и габаритного, защитного большого. Можно ожидать, что вопросы с переподписаниями будут решаться в первую очередь, так как в 2025 году ожидается рост зарплат в НБА, соответственно переподписания, сделанные до этого момента могу быть выгодны для команды. Также хочется отметить, что 22-го февраля будет ровно года, как Финч начал работать главным тренером «Миннесоты», по сути на данным момент у него не было возможности повлиять на формирование состава, он играет тем составом, который ему достался. Будет интересно наблюдать, как Гупта и Финч видят усиление состава, исходя из своего опыта.

Возвращаясь к вопросу заданному в начале, мне хочется сказать, что Розас в короткое время собрал интересный состав, который в силу объективных причин смог показать свой потенциал только в этом сезоне. Задача Гупты сейчас усилить команду в долгосрочной перспективе, при этом из-за специфичности состава нужно найти игроков, которые смогут органично вписаться в защитную и атакующую модель «Миннесоты». Для меня примером идеального трейда в середине сезона является обмен Рашида Уоллеса в «Детройт» в 2004 года. Уоллес стал тем кусочком паззла, который завершил превращение «Детройта» в чемпионскую команду.  На мой взгляд, есть только один игрок, который в данный момент сделает «Миннесоту» качественно сильнее – это Бен Симмонс, возможно самый противоречивый игрок лиги. Симмонс – это элитный стоппер, способный в одном владении отзащищаться против условного Трея Янга и от центрового, Симмонс поможет на щитах. При полном отсутствии броска Симмонс проходит под кольцо и умеет пасовать в качестве «short roll» большого.

Есть две вещи, которые стоит принять во внимание говоря о Симмонсе в «Миннесоте». Первое, изменения в правилах, позволяющие больше контакта в защите. С физическими данными Симмонса это абсолютный чит-код в защите. Второе, сочетание паса и способности завершать около кольца. Недавний пример – это игра Монро, который легко набрал 11-9-6 в первой дебютной игре, без подготовки, не зная комбинаций, не играв в НБА два года. При этом Монро просто физически не может играть в защите на периметре, не говоря уже он применяемой «Миннесоте» схеме «high wall» вместе с «blitz/show» и «x-out». Симмонс же будет чувствовать себя в такой агрессивной защите как рыба в воде.

Именно такого плана безумия я ожидаю от дедлайна, ну а что будет дальше, покажет время (как говорилось в одной старой телепередаче из моей юности). За сим прощаюсь, всем здоровья и интересного дедлайна!

 

UPD: После сегодняшней победы над «Бруклином» у «Миннесоты» официально лучшая атака в 2022 году!

 

P.S. Подписывайтесь на мой телеграм-канал, чтобы не пропустить первый трейд Гупты!

Фото: Gettyimages.ru/David Berding / Stringer; REUTERS/Brad Penner-USA TODAY Sports