7 мин.

Вождь зеленой армии. Роберт Пэриш по Биллу Симмонсу

head

Автор: Билл Симмонс

Оригинал: Глава из «Книги баскетбола» (переиздание 2010-го года). Перевод выполнен не для коммерческого использования.

РОБЕРТ ПЭРИШ

№59 в Пирамиде Славы Билла Симмонса.

Резюме: 21 год карьеры, 9-кратный участник Матча Всех Звезд, первая пятерка All-NBA (‘82), вторая пятерка All-NBA (‘89), чемпион НБА-1981, -1984, -1986.

Одно из самых сложных решений в моей Пирамиде.

Долговечность и выносливость Роберта Пэриша просто поражали воображение. В одном лишь «Бостоне» он отыграл 14 (!) сезонов, пропустив в итоге лишь 42 (!) матча и ни разу не отыграв меньше 74 матчей за сезон в эпоху Берда. За пять сезонов в период с 1984-го по 1988-й Вождь выдал 494 матча (включая плэйофф) и хромал на вывихнутой лодыжке в плей-офф-1987. Его постоянство было неподражаемо – у него никогда не было удачной или неудачной полосы, он порой взрывался и выдавал 35 очков и 20 подборов, никогда не спорил с судьями, не ввязывался в драки и не ссорился с партнерами. Порой он попросту казался киборгом.

Черт, Пэриш даже выглядел одинаково на протяжении всей своей карьеры. Он – капитан символической сборной игроков, которые внешне не меняются настолько долго, что становится жутко, имени Тони Ла Руссо. За исключением его первого сезона в «Селтикс», когда он отрастил усы, он никогда не набирал вес, не менял прическу и всегда был гладко выбрит. Я могу взглянуть на любой случайный матч «кельтов» из 80-х и сразу же назвать вам сезон, судя только по прическе и усам Берда. Но в случае с Пэришом в период с 1982-й по 1993-й это сделать невозможно. Он всегда был в форме и перемещался вприпрыжку как газель, заставляя вас всегда быть начеку.

Так в чем же проблема с его наследием?

Пэриш был хорош, чертовски хорош, но никогда не был велик. Его элитные навыки включали умение собирать подборы в важных матчах (вы всегда могли рассчитывать на 15-20 подборов от Пэриша в решающем матче серии плей-офф), умение умно играть в защите, надежный бросок с разворота, хитрый разворот в лицевую линию, который работал как трюк джедая (оппоненты знали, что именно он предпримет, но никогда не могли отзащищаться против его разворота), умение ставить отличные заслоны (он был одним из первых центровых, поставивший высокие заслоны на поток), высокий процент попадания (54% и выше в каждом из его сезонов в майке «Бостона») и неповторимое умение опережать оппонентов при данках и лэй-апах. Он не сопротивлялся участи игрока второго плана (как и Сэму Джонсу, ему не хотелось тащить команду на своих плечах каждый вечер), его не заботило количество совершенных им бросков, и он с удовольствием выполнял грязную работу за других. Через пару лет после его появления в команде бостонские зрители научились ценить его и кричали «Вооооооождь!» всякий раз, как он выдавал что-то хорошее по ходу матча. Если Роберт Пэриш был вашим четвертым лучшим игроком, значит, у вас в наличие был отменный состав.

С другой стороны, ему просто не могло повезти еще больше – он попал в талантливую легендарную команду с элитными игроками в лоу-посте (Максвелл, затем МакХэйл), одним из лучших игроков в истории (Берд), умными гардами (Арчибальд, Деннис Джонсон, Хендерсон, Эйндж), и с довольно умелыми запасными центровыми (Рик Роби и Билл Уолтон как красноречивый пример), а также с сумасшедшими фанатами и СМИ, которые просто разорвали бы его, если бы он позволил себе играть спустя рукава, как в «Голден Стэйт». Нам всегда приходится слышать о звездах, никогда не нашедших правильную команду (как Маравич). Пэриш же нашел для себя идеальную команду.

Я думаю, все зависит от того, что именно вы хотите от своего центрового. Если говорить о чистом таланте, то четырнадцать центровых в моей Пирамиде располагали лучшим резюме, чем Пэриш. Однако на пике его карьеры фанаты «кельтов» всегда ожидали, что ему удастся нейтрализовать более талантливых «больших» соперника, и ему всегда это удавалось (за исключением Финала-1985). Это уже многое значит и именно от этого я отталкиваюсь при выборе Пэриша в мою Пирамиду.

ewing

Представьте, если удастся создать компьютерную программу, позволяющую эффективно симулировать игру с участием игроков разных эпох с использованием не только статистики, но также и «неосязаемых» аспектов. Создадим лигу из двенадцати команд с участием величайших игроков в истории и проведем драфт по принципу серпантина (команда, получившая последний пик первого раунда, берет себе первый пик второго раунда, и т.д.). Я бы использовал свои первые четыре пика на элитного игрока нападения, подбирающего, разыгрывающего и мастера трехочковых бросков, затем дождался бы, пока все остальные разберут двенадцать величайших центровых, и взял бы себе Пэриша в шестом раунде, зная, что он не против быть игроком второго плана.

Итак, если бы я выбирал пятым, я бы взял Берда в первом раунде; Петтита, Мэлоуна или Баркли во втором (если только мне не удалось бы получить Хавличека); Айзейю или Стоктона в третьем раунде (если Кобе уже забрали); МакХэйла в четвертом (если только мне не нужен разыгрывающий, в таком случае я заберу Фрейзера или Нэша); в пятом раунде возьму лучшего из доступных вторых номеров (Дрекслер, Грир или Сэм Джонс, если он все еще доступен); затем Вождь стал бы моим шестым пиком. В лучшем случае у меня будет состав из Берда, Мэлоуна, Айзейи, МакХэйла, Джонса и Пэриша, затем я взял бы себе снайпера типа Реджи Миллера и гарда-гибрида (Джо Дюмарс?). Это отличный состав из восьми игроков: у меня есть физические размеры, точность бросков, скорость, игра в лоу-посте, защита, игра в «клатче». И ключом ко всему был бы Пэриш, который солидно отыграет на месте центрового и не будет переживать о том, что ему досталась вся грязная работа. Не каждый член Зала Славы согласился бы на подобную роль, и именно это делает Вождя таким великим.

fi

История, определившая для бостонцев наследие Пэриша, случилась после того, как Билл Лэймбир «врезался» в Берда, спровоцировал драку и удаление Лэрри по ходу четвертого матча финала Восточной конференции-1987. Пятый матч серии проходил в «Гардене», с трибун которого буквально лилась коллективная ненависть бостонцев к Лэймбиру. Нам хотелось крови (лишь дважды в жизни мне довелось быть в толпе болельщиков, так ненавидевшей оппонента – тот самый случай, который я описываю, и шестой матч Финала-1986, в котором Ральф Сэмпсон спровоцировал драку с Джерри Сихтингом). Лэймбир просто обожал играть на нервах Пэриша и всегда пытался вывести из себя такого спокойного парня, поэтому мы все точно знали, что Лэймбир вновь столкнется с Пэришем в пятом матче.

В конце второй четверти «Детройт» ринулся в быстрый отрыв, Лэймбир занял позицию под щитом и ткнул Пэриша левым локтем в грудь. Пэриш просто взорвался, как Реджи Джексон в «Голом пистолете», когда решил убить королеву. Только вместо радио-сигнала тут было коллективное сознание пятнадцати тысяч болельщиков, желавших мести. Вождь в первый и единственный раз в карьере полностью потерял контроль над собой, дважды ударив Лэймбира сзади, отчего тот рухнул на паркет, пока все остальные вокруг просто стояли в шоке. Включая рефери Джека Мэйддена, который был прямо под кольцом и был свидетелем всему случившемуся, но даже не свистнул фол. А что было с болельщиками? Мы начали восторженно кричать. Мы заставили Вождя дать ответ. Мы просто промыли ему мозги. И я буду верить в это до конца своей жизни.

Лэймбир комментировал матч плей-офф-2002 в Бостоне, когда на экране стали показывать отрывки плей-офф-1987. Мы с отцом были на трибунах и наблюдали за Лэймбиром, который пытался на смотреть на экран, но вскоре не сдержался. На его лице появилась злобная ухмылка при виде драки с Бердом. Он даже не двинул бровью, увидев повтор момента, когда Пэриш срубил его на паркет. Когда же наконец показали знаменитый перехват Берда, он сокрушенно покачал головой и отвел взгляд. И полностью отвернулся при виде празднования «кельтов» в конце седьмого матча той серии. Было ясно, что исход того плэйофф до сих пор мучил его, даже пятнадцать лет спустя. «Господи, как же я ненавижу этого парня», – прошептал мой отец в тот момент. Вывод один – Лэймбир был сволочью. Есть шансы, что Жоаким Ноа станет Лэймбиром нынешнего поколения – вы обожаете его, если он играет за вашу команду, и ненавидите его всеми фибрами души, если он ваш опппонент. 

Заглавное фото: Fotobank/Getty Images/Rogers Photo Archive