10 мин.

Максим Кривошеев: «Нельзя выйти на площадку и сказать: я играл в Евролиге, поэтому дайте мне мяч, я все решу»

 Форвард «Самары» Максим Кривошеев поделился впечатлениями от Суперлиги, рассказал о задачах на сезон и порекомендовал свой любимый сорт чая.

«Уверен, в «Самаре» я смогу вырасти как игрок»

- В прошлом сезоне ты выступал в Единой лиге ВТБ и Евролиге. Почему в нынешнем решил играть в Суперлиге? И почему выбрал именно «Самару»?

– У меня были предложения от клубов Единой лиги, но в них не было никакой конкретики относительно моей роли в команде. А я несколько лет провел в статусе «игрока запаса», и мне хотелось заново почувствовать свои силы и побыть в роли лидера. «Самару» же выбрал потому, что очень давно знаю ее главного тренера: с Сергеем Александровичем Зозулиным я работал еще в Новосибирске, когда мне было 16-17 лет. Я знаю его подход к работе, его характер, мне нравится, что он ни на секунду не расслабляется, полностью отдается своему делу – с такими людьми всегда приятно работать. Уверен, с ним я смогу еще вырасти как игрок. К тому же есть пример в той же «Самаре»: Андрей Кирдячкин и Владимир Пичкуров провели здесь хороший сезон и попали в Единую лигу. 

- Не каждый игрок может похвастать опытом участия в Топ-16 Евролиги. Какие у тебя остались впечатления от прошлого сезона?

– Эмоции и воспоминания остались, в большинстве своем, положительные, ведь это был мой первый опыт игры в Евролиге. Запомнилась, конечно, организация матчей – все на самом высоком уровне, залы в Европе всегда полные и поддерживают свою команду. Играть в Евролиге на выезде очень сложно, это ощущается во всем – начиная от встречи в аэропорту и заканчивая тем, что болельщики хозяев по завершении матча всегда тебя освистывают, независимо от того, выиграл ты или проиграл. А лига ВТБ год за годом становится все серьезнее и серьезнее, в нашу страну приезжают сильнейшие игроки, команды выравниваются, уже нет явного лидера. Достаточно просто посмотреть таблицу: сейчас каждая команда имеет минимум по одному поражению.

- Выступая в Единой лиге ВТБ, ты следил за Суперлигой?

– В основном следил за матчами Кубка России и плей-офф Суперлиги. На остальное просто не оставалось времени. Было много своих матчей в Единой лиге и Евролиге, каждые три дня – новый соперник, соответственно, тактические занятия перед играми, физическая подготовка…Времени следить за какими-то другими лигами уже не было. Даже за НБА – просто просматривал статистику.

 И каковы твои первые впечатления?

– Со многими ребятами, с которыми здесь встретился, раньше уже приходилось пересекаться в юношеских и молодежных командах или сборных. Многие по-прежнему играют роли лидеров в своих клубах, а чтобы заиграть в Единой лиге, им не хватает, может быть, уверенности или доверия тренеров. И в Суперлиге, считаю, есть игроки, способные помочь командам уровня лиги ВТБ. Для меня психологически самым сложным был матч с «Новосибирском»: какое-то время я жил в этом городе, там проходило мое становление как профессионала, город стал для меня в некоторой степени родным, и я всегда как-то по-особому настраиваюсь на игры с этой командой.

 

«Как бы я ни сыграл, все в итоге будет оцениваться по результату команды»

- Сезон в Суперлиге стартовал недавно, а ты уже несколько раз попадал в различные рейтинги лучших игроков тура. Следишь за этим? Или за своей личной статистикой?

– Эти рейтинги довольно интересны, но я стараюсь особо за ними не следить, иначе начнешь копаться в себе, искать, что ты сделал не так… Да, я пришел в «Самару» быть лидером команды, и приятно, когда отмечают мой вклад в успех, но для меня главное, чтобы в конце сезона мы добились выполнения всех поставленных перед нами целей. Это для меня важнее попадания в символические пятерки. Никто не вспомнит, сколько раз за сезон ты попал в пятерку лучших, если твоя команда в итоге займет пятое или шестое место. Нужно, чтобы вся команда показывала хороший баскетбол – тогда и можно будет смотреть на индивидуальные рейтинги.

- В нашей команде ты самый старший и самый опытный. Это как-то сказывается на взаимоотношениях с партнерами?

– Я на это внимания не обращаю. Еще когда я был молодым, все тренеры мне говорили: независимо от возраста в паспорте, ты – игрок, и всегда должен стараться совершенствоваться и становиться лучше. Нельзя выйти на площадку и сказать: я опытный, играл в Евролиге, поэтому дайте мне мяч, я сейчас все решу.  Нет, я – часть команды, и наравне с молодыми ребятами пытаюсь выполнять то, что нам говорит тренер.

- В последних матчах бросилась в глаза слабая реализация тобой штрафных бросков. Дело в психологии?

– Да, именно в психологии, потому что на тренировках штрафные я бросаю гораздо лучше. Надеюсь, этот мандраж перед штрафными в скором времени пройдет. Мы играем агрессивно и можем штрафными набирать львиную долю своих очков. Обидно, когда ты выполнил свою работу, заставил соперника сфолить на себе – но не реализуешь «свободную» попытку… В проигранном матче с «Рязанью», когда мы уступили всего два очка, нам этого и не хватило…

- Сергей Зозулин выпускает тебя на площадку в самых разных сочетаниях, ты играешь и четвертого, и пятого номера. Тебе самому какая позиция ближе?

– Мне все-таки больше нравится играть четвертого номера, потому что зачастую оппоненты-центровые превосходят меня в габаритах, с ними сложно бороться за позицию и защищаться против них. Хотя в нападении я никакого дискомфорта не чувствую ни на четвертой, ни на пятой позициях.

- Как должен завершиться сезон, чтобы ты признал его успешным и для себя, и для команды?

– Не хочу говорить громких слов, чтобы не сглазить… Но, как минимум, это должны быть выход в Финал четырех Кубка России и попадание в число призеров в Суперлиге. И я здесь не отделяю свои успехи от командных: повторюсь, как бы я ни сыграл, все в итоге будет оцениваться по результату команды.

 

«Суперлига – это новый этап в моей жизни, и стоит его начать с новым номером»

- Ты играл в Новосибирске, Краснодаре, Владивостоке, Красноярске, Нижнем Новгороде… Где тебе было комфортнее всего, и в бытовом плане, и в баскетбольном?

– По роду своей деятельности я давно уже уехал из дома и привык не привязываться к какому-то одному месту. В бытовом плане мне комфортнее всего жилось в Ростове-на-Дону, когда я играл за «Локомотив», еще до переезда команды в Краснодар. Там я познакомился со своей будущей женой. Да и климат мне там нравился. И в Краснодаре тоже было хорошо: можно сказать, круглый год живешь в тепле…

- Сезон-2011/2012 ты отыграл во Владивостоке за «Спартак-Приморье». Как переносил постоянные перелеты через всю страну?

– Самым сложным было возвращение во Владивосток после выездных матчей. Мне кажется, когда ты прилетаешь куда-то играть по московскому времени, акклиматизация тебе дается чуть легче. А вот возвращение, да еще после физической нагрузки, домой проходит тяжело: первые дня три ты какой-то «разобранный». Но в том сезоне, когда я играл, у нас был удобный график: на выезд мы всегда летали за два дня до игры, успевали перестроиться на местное время и подготовиться к матчу тактически и физически.

- Удалось познакомиться с дальневосточной спецификой?

– Пару раз я ходил в китайские рестораны, где и шеф-повара, и официанты – китайцы, почти не говорящие по-русски, и с ними нужно объясняться чуть ли не на пальцах. Все знают, что Владивосток – это морепродукты. Столько, сколько там, я их больше не ел нигде. И вообще, когда начинаешь узнавать, видно, что дальневосточная культура в чем-то отличается от той, что знакома мне, например, по Центральной и Западной Сибири, там есть свои плюсы и минусы. Самый большой минус, как я считаю – разница во времени. Отличаются и климат, и ландшафт… Но в целом Владивосток мне нравился.

- В предыдущих командах ты играл под 31-м номером, в «Самаре» же он был занят, и ты выбрал 8-й. Почему именно 8-й?

– Изначально я вообще играл под 13-м, но затем у меня была тяжелая травма, и после восстановления я решил поменять цифры местами, начать с чистого листа. В «Самаре» 31-й номер занят Александром Варнаковым, и я решил: раз Суперлига – это новый этап в моей жизни, стоит его начать с новым номером. А 8 – благоприятное для многих людей число, может, и для меня оно окажется счастливым…

- Из-за той травмы, полученной в 2010 году, ты пропустил полтора года. Каково было возвращаться после нее на прежний уровень?

– Было очень сложно и физически, и психологически. Сначала я пытался лечиться консервативно, но поехал с командой на предсезонку – и там случился рецидив, после которого стало понятно, что придется делать операцию. И после операции восстановление заняло больше времени, чем я планировал, месяцев восемь в общей сложности… Самым трудным было вернуться на площадку и начать работать в контакте, потому что многое было пропущено, какие-то навыки были подзабыты, и при резкой физической нагрузке ты подсознательно старался себя беречь, не выкладываться по полной… Нужно было переступить через себя, через свой инстинкт самосохранения, чтобы заново пойти в контакт и поверить в свои силы.

 

«Не знаю случаев, чтобы чай на кого-то плохо влиял»

- Когда стало известно о твоем переходе в «Самару», тебя назвали обладателем едва ли не самого крутого автомобиля в Суперлиге. Откуда такая страсть к машинам?

– Страсть к скорости у меня была всегда. Наверное, это из-за моего характера. А нынешний автомобиль… Появилась возможность приобрести Porsche Cayenne – приобрел, и уже довольно долго на нем езжу, он меня полностью устраивает. Теперь уже не считаю нужным брать что-то новое.

- Ты ведь даже участвовал в любительских гонках…

– Я состою в Porsche-клубе, там есть такое понятие как «трек-дни». Они проходят в течение уик-энда. В первый день тебе дается машина с инструктором, и он показывает правильные траектории и повороты при прохождении трассы. А на второй день уже ты сам в гоночном режиме пытаешься выполнить то же, что тебе показывал инструктор. Мне это нравится, хотя не могу назвать это хобби – времени на него почти нет, иногда могу просто посмотреть какие-нибудь автогонки.

- Как ценитель хороших машин, что можешь сказать о самарских дорогах? Много лет они были нашей «больной» темой…

– Приезжая играть в Самару года четыре или пять назад, я бывал неприятно удивлен: дорога от аэропорта до города занимала довольно много времени, да еще и тряска была хорошая… А приехав сюда этим летом, я увидел, что на основных улицах полностью переложили асфальт, сейчас дорожное полотно в Самаре выглядит вполне приемлемо, хотя какие-то проблемные участки, наверное, еще остались.

- В одном из интервью ты сказал, что любишь сам повозиться в машине. На что еще тратишь свободное время, если оно появляется?

– В основном стараюсь проводить его с семьей, потому что график у нас плотный, и много времени уделять ей не получается. Но летом, когда времени побольше, я могу, например, сам поменять в машине масло или проделать какие-то другие небольшие «манипуляции». Вот недавно поменял аккумулятор, а это не так просто: в моей машине аккумулятор находится под водительским сиденьем, и нужно постараться, чтобы его поменять.

- Недавно все узнали, что игрок сборной России Андрей Воронцевич пишет стихи. А ты какими талантами можешь удивить?

– Даже не знаю… Каких-то особых талантов у меня нет, петь я не пою, стихов не пишу… Мне больше нравится обогащать свой мир, читая научные статьи по самым разным направлениям, причем больше по естественным наукам, чем по гуманитарным. Нравится узнавать, например, об открытии новых веществ… Сейчас много интересных познавательных каналов, я стараюсь и дочку к этому приучать: вместо канала с мультиками иногда смотреть какой-нибудь Discovery, где все доходчиво объясняется и приводятся научные примеры из повседневной жизни.

- Твой одноклубник по «Нижнему Новгороду» Дмитрий Головин в интервью как-то упомянул, что ты большой любитель чая…

– Чай я пил давно. А с Димой Головиным мы в прошлом сезоне часто ходили в чайный клуб, где попробовали много разных сортов, правильно и с соблюдением всех ритуалов заваренных. Мне кажется, это здоровый отдых: чай способствует общению, тем более, если это происходит под расслабляющую музыку, при приглушенном свете… Тогда можно хорошо отдохнуть и телом, и душой, пообщаться на разные интересные темы. Это лучше чем какая-нибудь вредная привычка, я не знаю случаев, чтобы чай на кого-то плохо влиял. Любимый сорт? Их несколько. Например, тайваньский чай габа – у него достаточно интересный насыщенный вкус. Всем рекомендую его попробовать.

Еще о БК «Самара»:

Максим Кирьянов: «Мне не платят, поэтому я не хочу работать» – это удел слабых»

Фото: БК «Самара»