«Я ехала в Самару именно за развитием». В детстве она училась седлать лошадей, а сейчас играет в Премьер-лиге
Когда-то она занималась конным спортом и в модельной школе. И только в 13 лет пришла в баскетбол. В интервью форварда «Самары» Елизаветы Колотовкиной – о том, как замотивировать себя новыми кроссовками, как через «КЭС-БАСКЕТ» и АСБ пробиться в Премьер-лигу и как понять, действительно ли у вашей гостиницы четыре «звезды».

- Ты пришла в баскетбол в 13 лет, по нынешним меркам это очень поздно. Почему так получилось и что для тебя было самым сложным?
- Я всегда была активным ребенком. И с детства знала, что хочу быть спортсменкой. Но так как я родилась и жила в маленьком городе Агрыз в Татарстане, поначалу занималась конным спортом, он был у нас довольно развит. И участвовала во всех соревнованиях за школу. А потом мы с мамой переехали в Екатеринбург и я поняла, что продолжать заниматься конным спортом уже не смогу, нужно было ездить далеко за город. Но мне нужно было какое-то занятие. И так совпало, что я попала на домашний матч УГМК. Того самого, где играли Бриттни Грайнер и Дайана Таурази. Я посмотрела игру и решила: я хочу играть в баскетбол! хотя бы попробовать! Мама, мне кажется, это всерьез не восприняла, но поддержала: давай попробуем. Я сама нашла спортивную школу, мама позвонила тренеру. Та, конечно, сказала, что уже поздновато, тем более, и рост у меня был всего 168, никаких особых данных – но тоже сказала: давайте попробуем.
Так я еще и опоздала на первую тренировку! Сейчас вспоминаю: да, это было реально жестко... Девчонки занимались много лет, они уже играли именно в баскетбол – и тут я такая... Было тяжело. Но пришла я в марте – а в октябре уже играла на первом своем первенстве России. Кстати, эти мои первые соревнования проходили здесь, в Самаре, мы ехали 16 часов на автобусе... Примерно год мне понадобился, чтобы догнать всех. Поначалу я вообще ничего не могла, у меня ничего не получалось, но потихоньку-потихоньку... Мне еще купили «настоящие» баскетбольные кроссовки, и, когда я два месяца спустя захотела баскетбол бросить, они стали для меня мотивацией: кроссовки были дорогие, и я подумала, что мама меня прибьет, если я так быстро все брошу.
Как раз когда я прозанималась два месяца, у команды появился спонсор, и нам сказали, что на основе команды хотят сделать спорткласс и вести нас дальше, вплоть до чемпионата России. И тогда уже начался «серьезный» баскетбол, по две тренировки в день. Наверное, если бы мы, как и прежде, просто тренировались «для себя» один раз в день, ничего бы у меня не получилось. К тому же пришел новый тренер, Андрей Лалетин, который меня, по сути, и воспитал. А потом еще я и выросла за лето на 15 сантиметров...
- Ты рассказывала, что в детстве еще занималась рисованием и фигурным катанием. Этим, наверное, никого не удивишь. Но конный спорт?..
- Нас занималось человек десять, и мальчики, и девочки, все разного возраста. Я была самая младшая. У каждого была своя лошадь, и нас учили, как за ними ухаживать, какие особенности их поведения нужно учитывать, например, что нельзя подходить к лошади сзади. Каждые два месяца мы сдавали экзамены: теорию и практику. Например, как держать скребок, когда ты чистишь лошадь. Или как ее седлать. Представьте: мне 11 лет, седло весит килограмм десять, лошадь тоже не маленькая – и вот седло нужно поднять, зафиксировать, затянуть ремни, да так, чтобы они не сильно сжимали лошади ребра... Очень много нюансов, которые мы учили. И, конечно, непосредственно занятия в манеже: столько-то кругов рысью или галопом. Я даже участвовала в скачках! И стала третьей. Было прикольно, хотя сейчас я уже не представляю: как я могла управлять лошадью, которая весит полтонны?! Мне кажется, это она управляла мной. Еще с животными тяжело в том плане, что никогда не знаешь: что же у них в голове? Были и не самые приятные случаи, когда я выезжала в поле, и лошадь не слушалась ни повода, ни команд, а просто неслась по полю, как угорелая — главной целью было уже просто на ней удержаться. Конечно, я и падала с лошадей, и на ногу они мне наступали так, что у меня ноготь отпадал...
- А еще ты занималась в модельной школе...
- Это было, когда мы переехали в Екатеринбург, до момента, когда я захотела заниматься баскетболом. Буквально полгода. Мама где-то увидела объявление и предложила попробовать. Я походила на занятия, даже на подиуме один раз выступала, но поняла: не мое. Все-таки мне нужно что-то поэнергичнее, я не настолько творческий человек. Но уроки актерского мастерства или, например, этикета – это было интересно, да и полезно для жизни.
- В баскетболе твои первые серьезные успехи – скажем так, не на профессиональном уровне: победы в Школьной лиге «КЭС-БАСКЕТ» и в чемпионате АСБ. В какой момент ты поняла, что можно себя попробовать и в профессиональном баскетболе?
- Я только недавно как раз об этом думала. Что раньше я даже и не задумывалась о том, что баскетбол может стать «работой», что здесь ты можешь зарабатывать. Мне просто очень нравилось – и я играла. Конечно, хотелось стать профессиональной баскетболисткой, но чтобы куда-то поехать, какие-то заработки – об этом даже и не думала. Вот цель отучиться в университете, получить образование – это было. А баскетбол... Если и здесь получится, то хорошо. Тем более в детстве: вот наша команда, сказали, что едем играть туда-то – мы и поехали. После школы предложили всем поступить в университет и играть в АСБ – поступили и играли. Хотя меня и после школы звали в Высшую лигу, но я не захотела: как раз хотелось поступить в университет. Вот уже в АСБ, когда пришли победы и титулы, я почувствовала некий толчок, что я выросла как игрок. Были предложения из Суперлиг – тогда уже я понимала: а почему бы и не попробовать?
- Что вообще скажешь о системе, которую выстроили «КЭС-БАСКЕТ» и АСБ?
- Наверное, не многие могут через них выйти в профессиональный спорт, все-таки эти турниры немного про другое. В «КЭС-БАСКЕТ» же играют обычные школьники, обычные девчонки и ребята, которым просто нравится баскетбол и они выступают за свою школу. Это у нас так совпало, что нас вели всей командой и была цель: выиграть. Мы и обыгрывали всех на 50 очков. Но там и сама движуха прикольная! Мы, например, за победу в чемпионате, помню, слетали в Сербию. И немного грустно, когда видишь, как проходят финалы Суперлиги: нет такого масштаба, ты просто срезаешь сетку и получаешь кубок... А Суперфиналы «КЭС-БАСКЕТ» – это настоящее шоу! Крутая атмосфера! Обычным девчонкам, играющим за обычную школу, почувствовать, каково это: сыграть при пяти тысячах болельщиков – это реально круто! И в АСБ то же самое. Знаю, что совсем скоро Суперфинал «КЭС-БАСКЕТ» пройдет в Самаре, обязательно постараюсь попасть на матчи и поболеть за команды из Екатеринбурга.

- Уровень топовых команд АСБ сравним с уровнем команд Высшей и Суперлиги?
- По своему опыту могу сказать, что АСБ равно Высшая лига. Когда я уходила из АСБ, думала: начну с Высшей лиги, а уже оттуда можно потихоньку и в Суперлигу перейти. Но присмотрелась, посоветовалась, мне сказали: Лиза, смысла нет, здесь то же самое. Тем более, в АСБ есть команды, которые параллельно выступают в Высшей лиге, где неплохо смотрятся. Суперлига – это все-таки чуть другой уровень, разница чувствуется.
- В университете ты училась по специальности «гостиничное дело». Почему выбрала именно ее и планируешь ли в будущем по ней работать?
- Когда мы сдали ЕГЭ, директор команды нам сказал: выбирайте специальности, на которые хотите поступать. Кто-то поступил на менеджера, кто-то на промышленный бизнес, кто куда... Я тоже хотела что-нибудь, связанное с маркетингом, но понимала, что не смогу совмещать с баскетболом. Да еще и обществознание я сдала не так хорошо, как рассчитывала. Поэтому и решила поступить на «гостиничное дело». Тогда мне это казалось более-менее интересным. И главное, это можно было совмещать с тренировками. Хотя все равно было тяжело: с учебой нам не помогали, ничего не «закрывали», я ходила на все пары. Отсидишь несколько пар – и идешь на тренировку. Иногда, если пары днем или их вообще нет, можно сходить и на утреннюю тренировку.
Связывать с этой специальностью свою жизнь? Наверное, нет. Но, конечно, интересно узнать, как работает эта сфера. Иногда прилетаем на выезд, и я обращаю внимание: ага, камера должна стоять в коридоре так, чтобы ни один уголок номера не был виден при открывании двери. Или по «звездам» могу в шутку докопаться: у вас четыре «звезды»? но должны быть спа или бассейн – а у вас нет! Но это именно в шутку. Тем более, сейчас уже многое подзабыла. Хотя все гостиницы Екатеринбурга до сих пор помню: мы по ним делали доклады и презентации, защищали на занятиях.
- Когда ты три года назад перешла в выступающий в Суперлиге «УГМК-Юниор», что для тебя было самым сложным?
- Самое сложное — перестроиться «по голове»: нужно все впитывать, а баскетбол в Суперлиге намного умнее. Схемы, комбинации – такого в АСБ нет. Дали мяч — и делай, что хочешь. К тому же в студенческой команде я была самой высокой и играла четвертого-пятого номера, а в УГМК меня перевели на «тройку». Поэтому было супертяжело вдвойне: я, по сути, заново училась каким-то опциям. Месяца два я вкатывалась, прям переживала, но потом все наладилось. А вот по «физике» я нормально вывозила. Хотя скорости в Суперлиге намного выше, а игроки гораздо габаритнее.
- За два сезона в системе УГМК как-то пересекалась с основной командой?
- Взаимодействие между командами, конечно, было: например, на новогодние каникулы американок из основы отпускали на чуть подольше и приглашали пару человек из фарм-команды. Это был классный опыт. Перед первой тренировкой ты, конечно, волнуешься и даже боишься: что, как, все-таки лучшая команда России, лучшие баскетболистки – и ты идешь к ним на тренировку... Но попадаешь туда, и понимаешь, насколько это прикольно. Есть, конечно, некоторые нюансы, кто-то может и косо посмотреть, но это, скорее, исключения, в основном все поддерживают и помогают.
- Понимала, что шансы у девчонок из Суперлиги попасть в основу УГМК минимальны?
- Все же понимают, что у УГМК в принципе нет цели вырастить своих воспитанников и играть ими в Премьер-лиге. К сожалению, это не та система, что есть в Видном. Но, конечно, каждая девчонка, которую привлекают из Суперлиги, втайне надеется: а вдруг?.. Хотя за последние годы такой пример только один, Вика Завьялова (Третьякова). Она молодец, дождалась своего шанса. Нас вот хотели привлечь на какой-то домашний матч вместо заболевшего игрока – а она выздоровела... Но просто потренироваться и почувствовать атмосферу и уровень Премьер-лиги – это тоже круто.
- Ты еще и в баскетбол 3х3 играла, но, как понимаю, больше «для себя»?
- Самый серьезный турнир, в котором я сыграла – Международный фестиваль университетского спорта, который проходил в Екатеринбурге в 2023 году. Это был конец августа, сборы у «УГМК-Юниор» уже начались, но Татьяна Васильевна Фефилова, наш тренер, меня отпустила сыграть за мой университет, потому что я очень этого хотела. Какие же команды там были?.. Зимбабве, Нигерия, Аргентина, еще несколько стран, плюс команды российских университетов: ГУТИД, МГАФК, ГЦОЛИФК и мы. Было классно. В Екатеринбурге построили, прям как в Казани, «деревню Универсиады», которую потом передали нашему университету, и мы там жили. Очень много иностранцев, самые разные мероприятия – будто ты попал на мини-Олимпиаду. Пусть это и длилось всего четыре дня. Мы не очень результат тогда показали, потому что у нас в команде были собраны не игроки 3х3. Но поиграть было интересно. В целом баскетбол 3х3, наверное, не мое. Мне нравится, но я не вижу, что у меня в этом прям круть, как получается.
- В прошлом сезоне «УГМК-Юниор» выдал едва ли не лучший свой результат в Суперлиге, дойдя до полуфинала. И ты решилась на еще один шаг вперед – уже в Премьер-лигу. Какие еще варианты, кроме «Самары», у тебя были?
- Мне предлагали остаться в УГМК, но я уже сама отказалась: понимала, что в команде будет омоложение, не хотелось быть самой старшей. О каких-то других вариантах я даже не знаю: как только мне сказали о предложении «Самары», я сразу же согласилась. Поговорили с агентом, и уже в марте я подписала контракт. Было интересно, хотелось попробовать что-то новое, развиваться и расти дальше.

- Когда в клубе начались проблемы, не пожалела о своем выборе?
- Честно: нет. Чего жалеть-то? Опыт в любом случае интересный.
- А в начале сезона, когда все лидеры «Самары» были в команде и ты иногда даже не поднималась со скамейки?..
- Ни сомнений, ни сожалений. Все равно: ты же тренируешься с игроками уровнем выше, чем в Суперлиге – это уже ценно. Я знала, что все это идет мне только на пользу. Я ехала в Самару именно за развитием. Но морально было тяжело: я никогда прежде не сидела на скамейке. Возможно это было ожидаемо, все-таки сложно перейти на новый уровень и сразу начать играть. Я ждала своего шанса, понимая, что когда-нибудь он обязательно появится. Тем более, у меня контракт не на один сезон. Не в этом сезоне – так в следующем все получится! Верила и ждала, и вот жизнь повернулась так, что этот момент настал...
- И ты стала играть по 25-30 минут. Легко переключилась на такой режим?
- Физически я была в хорошей форме. Вот когда осенью меня пару раз «спускали» в команду Суперлиги, а в Премьер-лиге я тогда вообще не играла, после первого матча тело нормально так побаливало, потому что просто забыло, каково это: бегать по 30 минут. А потом уже было легко. Ты ловишь кураж: тебя выпускают, тебе доверяют – и открывается третье дыхание.
- Мы сравнивали АСБ и Суперлигу – а в чем главные отличия Премьер-лиги?
- «Физика» и габариты – это самое основное. Мне не хватает массы, поэтому тяжело. И мозг, конечно, должен хорошо работать. Но первое, чем отличается Премьер-лига – скорости.
- Ты несколько раз выходила в стартовом составе, набирала 10+ очков – есть матч, который тебе особенно запомнился?
- Можно вспомнить, наверное, домашний матч с «Никой» в конце декабря. Тогда я после долгого «засиживания» на скамейке вышла играть прям на хорошее время. Мы проигрывали больше 20 очков, но в концовке сократили до минимума и даже могли выиграть. И я что-то забила. Это был первый матч, когда я именно поиграла. Поэтому он и запомнился. Другие матчи не могу выделить. Даже когда я выходила в старте – просто так сложились обстоятельства, что Сабина Абайдуллина получила травму, а я выходила на ее позиции. Мне всегда легче выходить в стартовой пятерке, чем со скамейки, поэтому было внутреннее облегчение. Но и волнение, конечно, присутствовало, хотя сильно я не переживала.
- Твой молодой человек комментирует хоккейные матчи. Часто с ним обсуждаете спорт?
- Как-то раз, когда я играла еще в Екатеринбурге, пришла домой – а он пересматривает мои матчи. Спрашиваю: ты что, с ума сошел? «А я завтра вас комментирую». Оказывается, что-то случилось с нашим постоянным комментатором, моему парню предложили его подменить. А он далек от баскетбольного сленга и терминологии, поэтому поспрашивал у меня некоторые нюансы. За вечер постаралась его подготовить. Ничего, откомментировал два матча. Кто-то спрашивал: «А ты не переживаешь, что твой парень комментирует твои матчи?» А чего переживать? Он за комментаторским столом сидит, я играю... А когда он хоккей комментирует, я не вмешиваюсь, в этом он явно лучше меня разбирается.
- За несколько лет ты прошла от школьных и студенческих турниров до Премьер-лиги. Что дальше? Сборная?
- Когда-нибудь попасть в сборную было бы круто. Но я не очень люблю говорить о своих целях и мечтах. Хотелось бы играть в топ-клубе, развиваться. И, конечно, выиграть Премьер-лигу.