9 мин.

«Наша задача - помочь игрокам сделать праздник для болельщиков». Интервью арбитра ПБЛ Станислава Валеева

 

Баскетбольные судьи, как, впрочем, и их коллеги из других видов спорта, редко дают интервью. А ведь рассказать им есть что. Один из самых молодых арбитров ПБЛ Станислав Валеев любезно согласился ответить на наши вопросы. В первой части интервью - об эмоциях от работы на первом в карьере матче ПБЛ, методике подготовки судей к играм, отношении к критике со стороны игроков и тренеров и о многом другом.

- В этом сезоне вы уже отсудили несколько десятков матчей в Суперлиге, молодежном чемпионате, теперь за плечами есть опыт работы в ПБЛ. Когда становится известно о назначении на тот или иной матч? И есть ли перспектива в нынешнем сезоне еще поработать на играх ПБЛ?

- Назначения происходят за месяц до игры. 5 апреля я отработал матч во Владивостоке между «Спартаком-Приморье» и «Нижним Новгородом». В мае, если смотреть объективно, назначений на игры ПБЛ у меня не будет: там настанет время плей-офф, ответственных матчей, на которых, естественно, будут работать топовые арбитры, а в худшем случае – вообще иностранцы. Конечно, остается надежда получить матч, скажем, за 5-8-е места, но шансов мало. Поэтому буду работать на тех матчах, которые мне доверят (плей-офф мужской и женской Суперлиги), и готовиться к следующему сезону.

Станислав Валеев и Николай Падиус:

- Какие эмоции испытывает судья, которому впервые доверили работать на матче ПБЛ?

- Безусловно, была радость, эмоциональный подъем. Как и в любом деле, в котором ты добился успеха.

- А есть ли какая-то разница в судействе матчей Суперлиги и ПБЛ? Ведь уровень игры в них заметно отличается…

- Разницу я почувствовал, прежде всего, в уровне ответственности. В ПБЛ возрастает ответственность каждого твоего свистка. Здесь играют звезды (минимум российского уровня), и каждое твое решение отслеживается, ведь оно может повлиять на конечный результат. Как потом отметили коллеги, с которыми я работал на матче, и комиссар (Михаил Григорьев, известнейший в прошлом арбитр), для дебюта я отсудил хорошо. И сам, просмотрев потом игру, я не нашел за собой каких-то серьезных ошибок. Хотя, конечно, над многим еще предстоит работать. И еще важное отличие заключается в том, что во Владивостоке мне пришлось судить при полном зале. Гораздо приятнее работать при трехтысячной аудитории, чем на матчах, скажем, Высшей лиги, где на игру приходят человек 200.. В ПБЛ из баскетбола делают праздник, и интересно чувствовать себя частью этого праздника.

- А как у арбитров происходит подготовка к матчу? У баскетболистов это и просмотр матчей предстоящего соперника, и изучение каких-то тактических нюансов…

- У судей топ-уровня подготовка должна быть примерно такой же. В идеале мы также должны просматривать матчи команд, которые нам предстоит судить, знать их лидеров, знать комбинации, которые они играют, какой стиль игры – быстрый или медленный – предпочитают, какую защиту пропагандируют, с каким игроком возможны конфликты… Это все теоретическая подготовка, но важна также и физическая, ты должен быть физически готов не хуже игроков, чтобы они не убегали от тебя, как от «стоячего». Поэтому я, например, три раза в неделю хожу в тренажерный зал.

И вновь в центре внимания фотографов баскетболисты. Арбитр остается в тени:

- Раз уж затронули тему конфликтов… Были ли в вашей практике случаи, чтобы игроки или тренеры открыто выражали свое недовольство судейством?

- Тьфу-тьфу, пока каких-то открытых конфликтов у меня не было. Да и с игроками вообще в игре не было «столкновений». Да, бывает, что после игры тот или иной тренер пытается высказать свои претензии, но затем «остывает», и мы с ним нормально общаемся. То есть каких-либо вопиющих или скандальных эпизодов у меня не было.

 - В России судейская тема постоянно на слуху. А фраза «два свистка туда – один сюда» стала крылатой. Не совсем корректный вопрос, но реально ли на самом деле судье «сделать» результат, чтобы со стороны никто ничего не заметил?

- Я отвечу так: возможно, раньше, когда была немного другая эпоха, и были такие случаи, когда судьи, преднамеренно или нет, влияли на результат. Но за последний год уровень судейских скандалов заметно снизился (интервью записано 11 апреля, за несколько часов до матча «Триумфа» и «Спартака», после которого руководство питерского клуба пыталось оспорить результат из-за несогласия «с рядом судейских решений»). Нужно понимать, что судьи – такие же люди. Многие тренеры замечают и запоминают только те судейские ошибки, которые были не в пользу их команды. А если арбитры ошибаются в их сторону – не замечают.

Знаменитый Костас Ригас, глава судейского департамента Евролиги, рассказывал произошедший с ним случай: «Однажды тренер одной из команд говорит мне перед игрой: «Костас, я хочу, чтобы вы судили сегодня 50/50». «Хорошо, - говорю я, - будет вам 50/50». «Нет, Костас, вы меня не поняли. Я хочу, чтобы 50 процентов ваших свистков были в пользу моей команды, а другие 50 процентов – против соперника». Такова, наверное, психология тренера: пусть и в шутливой форме, но они надеются, что им помогут. Тяжело быть до конца объективным, и один раз «туда», а другой – «сюда» вполне могут и ошибиться. Но в целом, повторюсь, в последний год уровень «судейской скандальности» стал заметно ниже.

В 2008 г. Станислав Валеев работал на престижном международном турнире William Jones Cup в Тайване:

 - Тем не менее, в интервью и репортажах, где напрямую о судействе может даже и не говориться, часто проскальзывает фраза, что вот наша команда пробила сегодня пять штрафных, а соперник – двадцать…

- Да, это одна из любимых фраз тренеров. Но из своей практики могу сказать, что это совершенно нормальное явление. И профессионал, который в этом разбирается, увидит и поймет: одна команда, скажем, весь матч играет «зоной», а другая выбирает прессинг, агрессивную защиту по всей площадке. Это ее тактика, нацеленная на активность в защите, на перехваты. И нередко она приносит успех, и команда, пробившая всего пять штрафных, в итоге побеждает. Так что это не показатель. И подобные фразы – лишь попытка оправдать свою неудачу, а не констатация факта. Вот если обе команды «рубятся», прессингуют, и при этом одна за матч пробивает пять штрафных, а другая двадцать – это уже не совсем нормально.

- И все же судейство – самая универсальная отговорка для спортсменов и тренеров, желающих найти оправдание своим неудачам…

- Да, судейство – универсальная причина для тренеров оправдать свое поражение. Нам к этому не привыкать. Главное для нас – перед самим собой чувствовать, что ты отработал матч хорошо. И у нас есть комиссар, который и оценивает наши действия.

- Баскетбол – достаточно динамично развивающаяся игра, в которой регулярно меняется трактовка тех или иных правил. Из последнего навскидку можно вспомнить, например, новую трактовку правила «зоны», не считая изменений в разметке площадки. Насколько тяжело приспособиться ко всем этим изменениям?

- На самом деле, за последние несколько лет было внесено не так уж и много каких-либо серьезных изменений. Было введено, например, правило полукруга, где теперь разрешены столкновения нападающего с защитником. Да, чуть-чуть изменилось правило зоны. Но каких-либо глобальных изменений не произошло.

- И все-таки, вчера свистели по одним правилам, а сегодня они изменились…

- Для этого и отобрана Федерацией баскетбола группа профессиональных арбитров, которая должна в течение нескольких недель перестроиться и работать по новым правилам. По себе могу сказать, что это не так сложно. Если ты профессионал и хочешь быть в этом деле – ты должен подстраиваться под те правила, которые тебе дают. Проблем с этим, в общем, нет.

- Если не секрет, каких изменений в правилах баскетбола мы можем ждать в ближайшем будущем?

- Недавно состоялся очередной Конгресс ФИБА, на котором предлагались самые разные возможные изменения. Например, увеличить продолжительность матчей по подобию НБА (4 четверти по 12 минут), еще дальше отодвинуть трехочковую линию… Но пока, до Олимпиады в Лондоне, никаких изменений решили не принимать, соответственно, и следующий сезон мы будем играть по «старым» правилам. А дальше… Поживем – увидим…

Тайвань, 2008:

- Чем еще, помимо судейской практики, вы занимаетесь?

- В судействе я с 20 лет, сейчас уже девятый сезон. Начинал, как и положено, с городских соревнований. Уже через год меня начали привлекать к обслуживанию российских соревнований среди детей различных возрастов, а к концу второго года судейской карьеры дебютировал в тогдашней Высшей лиге Б. И за восемь лет я достиг уровня судьи ПБЛ…

Помимо судейства я еще возглавляю судейский комитет Федерации баскетбола Самарской области. Есть, конечно, и увлечения, но на них остается совсем мало времени. Главное из них – рыбалка. Сейчас с моим другом Евгением Колесниковым ждем конца апреля, присматриваем себе какую-нибудь турбазу, чтобы поехать на рыбалку. Ему ведь нужно восстанавливаться после тяжелой травмы… С ним же хотим и на охоту выбраться…

- Вы активный пользователь Твиттера и других соцсетей. ПБЛ, насколько известно, в курсе подобного увлечения. Какова реакция Лиги, нет ли каких-то ограничений или запретов наподобие тех, что имеются в НБА?

- В НБА все-таки увлечение игроков Твиттером зашло достаточно далеко. Они пишут в подробностях, как развлекаются, отдыхают, позволяют себе нелицеприятные высказывания – возможно, с этим и связаны ограничения. У меня же более «приземленные» потребности, и на профессиональные вопросы, на баскетбольные темы я стараюсь там не переходить, предпочитая больше читать, нежели самому что-то писать. А если и пишу, стараюсь «отделаться» общими фразами. И какого-то запрета на общение в соцсетях Лига пока не ввела.

- Работа судьи, как и у спортсмена – это постоянные разъезды. Как на это реагирует семья?

- Семья уже воспринимает как должное. Поэтому, кстати, одна из задач спортсмена или, как в моем случае, судьи – найти такую понимающую жену, которая тебя будет понимать и отпускать. Не все готовы переносить наши постоянные разъезды, у кого-то может возникнуть и недоверие… Мне в этом отношении повезло: моя жена прекрасно понимает, что я уезжаю на работу, и там нет времени ни на какие развлечения. Нам и самим ведь непросто приходится: тот же выезд во Владивосток – это два многочасовых перелета с пересадкой в Москве. Хотя, насколько я знаю, все судьи с удовольствием воспринимают назначение на матч во Владивосток: побывать в самой дальней точке нашей необъятной страны, привезти оттуда той же красной икры и корюшки – в этом есть своя прелесть…

- Не обидно, что все внимание журналистов и болельщиков достается игрокам или устраивающим на пресс-конференциях шоу тренерам, а о судьях если и вспоминают, то только в негативном свете?

- Как говорят, лучшая оценка судьи – когда он остается незаметен. Ведь зрители приходят посмотреть на игроков. И наша задача – помочь им, игрокам, сделать праздник, чтобы обошлось без драк, скандалов и апелляций. Если мы с этим справимся – профессионалы, которые в этом разбираются, поймут, что судья отработал на высоком уровне. Обиды никакой нет, мы же не какие-то звезды шоу-бизнеса.

Фото с сайта spartakbasket.ru/ и из архива С. Валеева.