14 мин.

«Два года назад была уверена, что вообще закончу с баскетболом». Дарья Годяева: от «выгорания» до дебюта в Премьер-лиге

20-летний форвард женской «Самары» Дарья Годяева вспоминает, как едва не бросила баскетбол, признается, что предчувствовала первую победу в сезоне, и рассказывает о пользе занятий танцами. А еще — про кумира Дарью Курильчук, про «Закрытую школу» и даже про дойку козы.   

- Позади стартовый отрезок сезона — ты важный игрок ротации команды Премьер-лиги, иногда выходишь в стартовой пятерке. Насколько это для тебя неожиданно?

- Не скажу, что это прям сильно неожиданно. Ведь молодых игроков часто подтягивают к «основе» в предсезонке. Хотя вот год назад, например, меня в предсезонке к основной команде не привлекали. А этим летом у нас так получилось, что молодых поначалу было даже больше, чем «взрослых». Когда мы начали тренироваться, у меня даже мыслей не было: останусь я в команде или нет — я просто работала, делала то, что от меня требовали тренеры. Было большое желание показать им, что я хочу быть с командой, хочу получать новые знания и новый опыт. А потом с предсезонки мы плавно вошли в сезон. Я рада, что так сложилось и судьба дала мне такой шанс. Надеюсь, я сумею раскрыть себя как игрока и сделать еще один шаг в своей карьере. Сейчас я получаю достаточно игрового времени в Премьер-лиге — это показывает, что тренеры мне доверяют. И, в свою очередь, это мотивирует меня и дальше работать.

- Как прошла адаптация в новой команде? Хотя «новой» она для тебя, наверное, была условно, учитывая, что, как ты сама сказала, большинство игроков — твои подруги по «Самаре-2».

- Конечно, так было намного проще. Вот если бы я пришла в команду совсем одна... Я еще и сама по себе человек довольно закрытый, так что, будь я одна, мне пришлось бы тяжело. А так мы в Премьер-лигу зашли, можно сказать, своей командой. Опытных игроков было поначалу всего трое-четверо, но они по прошлому сезону уже хорошо знали и Риту Золотухину, и Настю Пиженко. Это помогло мне потихоньку влиться в команду. А потом приходили новые игроки, и все быстро вливались — все ведь давно друг друга знают, многие раньше уже играли вместе. У нас бывают и разногласия. Все-таки это женский коллектив, а в женском коллективе работать тяжело даже женщине. Но когда мы выходим на площадку — мы все вместе делаем одно дело. Да и вне площадки у нас нормальные дружеские отношения.  

Самый большой хейтер для себя – я сама». Капитан «Самары» – о друзьях в баскетболе и образовании

- Вспомни свои первые матчи за «основу». Волновалась — или была в себе уверена?

- «Выйти и не облажаться» — в самом первом матче предсезонного турнира в Оренбурге были и такие мысли. Вот честно, я сидела на скамейке с трясущимися коленками, ждала, когда же тренер позовет меня на замену. Но на скамейке ты сидишь и переживаешь, а когда выходишь на площадку — в тебе столько эмоций и столько желания себя показать и помочь команде, что они заглушают любое волнение. Ты выходишь — и просто делаешь то, чему тебя научили. Для меня тот первый матч предсезонки получился довольно удачным, я забила те мячи, которые до меня довела команда — и это было для меня сигналом: нечего бояться, нужно быть уверенным в себе и тогда все получится.

- А как сохранить эту уверенность, когда против тебя выходят не ровесницы из фарм-команд в Суперлиге, а, например, Кияра Линскенс или Мария Вадеева?

- Когда я смотрю на них вне площадки — я понимаю опыт и статус этих игроков. Но на площадке они — такие же соперники, как и остальные. Когда мы готовимся к матчам и разбираем команды, тренер доносит до нас наши задачи — и, выходя на площадку, ты просто их выполняешь, не думая, кто именно против тебя играет.

Игра в Премьер-лиге — это игра «по-умному», командная игра. И когда мяч доходит до меня, я уже понимаю, когда я могу бросить, а когда нужно отдать его дальше. Сейчас моя сильная сторона, наверное — трехочковый бросок, и я уверена, что если я свободна, то могу бросить. Даже если я промахнусь, в этом не будет ничего страшного.

Самым сложным для меня в Премьер-лиге было перестроить мышление, то, что наш тренер называет баскетбольным IQ. Думаю, у меня оно было на минимуме. Все-таки игра в Суперлиге — это больше игра один в один, командная игра и взаимодействие друг с другом не так развиты. Помню, когда на предсезонке с «основой» мы только начали взаимодействовать 5х5, я взяла на себя пару атак — совершенно глупых, но в моем тогдашнем понимании абсолютно правильных. Тренер меня раз отчитал, второй — а я даже не понимала, чего он от меня хотел. Но со временем начинаешь понимать тренерские установки, голова у тебя работает по-другому, ты уже знаешь, куда отдать пас, куда двигаться. И игра один в один — это уже, скорее, крайний случай.

«Побед у нас не так много, тем ярче они запоминаются». Маргарита Золотухина — о дебютном сезоне в Премьер-лиге

- За первые твои полтора месяца в Премьер-лиге кто произвел на тебя наибольшее впечатление? Может, в детстве у тебя были кумиры, против которых ты уже сыграла?

- Не скажу, что я тот человек, у которого есть кумир. Хотя есть игрок, который всегда меня восхищал. Как ни банально, это Даша Курильчук. Вот она — единственный, кто всегда меня поражал и всегда вдохновлял. Мне нравилась ее игра, нравилось, какой она вообще человек. Помню, мы ехали в поезде с детских соревнований и всей командой смотрели финал чемпионата мира, когда сборная России играла с американками. Поезд, интернет нестабильный, но мы очень переживали и болели за Дашу и нашу сборную. Даже счет до сих пор помню: 86:82 в нашу пользу. А еще Марина Валерьевна Курильчук, мама Даши и мой первый тренер, всегда ставила мне ее в пример, когда проводила воспитательную работу.

Если говорить про Кияру Линскенс, которую мы уже вспоминали, она меня поражает тем, как легко она все делает. Смотришь на ее игру — она моментально все считывает! Вроде бы такой большой центровой, а как голова работает, какие крутые передачи она раздает! На матчах с курским «Динамо» я сидела и не понимала: как такое возможно? А уж самой забить ей вообще не проблема. Она забивает, кажется, вообще все... Вот это в ней восхищает.

- Ты назвала трехочковый бросок своим сильным качеством. Обращала внимание на такой парадокс: в Премьер-лиге у тебя реализация гораздо лучше, чем в предыдущие сезоны в Высшей и Суперлиге?

- У меня был период в жизни, когда я психологически сильно поменялась. И это, конечно, влияет и на баскетбол. Плюс работа с Дмитрием Пивцайкиным, который поверил в меня и помогает раскрыться как игроку. Уверенность вообще берется не из тренировок. Вернее, не в первую очередь из тренировок. Она — из головы. Спорт — это психология, и если у тебя какие-то проблемы, «тараканы» в голове, с которыми ты не можешь разобраться, это обязательно скажется. В какой-то период жизни я взялась за себя, разобралась со своей головой — и в новый сезон зашла с чистой головой.

В этом сезоне у меня вообще все новое: новая я, новая команда, новый тренер, новая лига, новый номер... Произошла такая трансформация меня — отсюда и уверенность. Уверенность из обычной жизни перешла в работу. А дальше — уже улучшать свои качества на тренировках. Тренеры, как я надеюсь, раскрыли мои сильные стороны — и команда их видит, и я сама их понимаю. Нет такого, чтобы именно меня выводили на бросок. Каждый сделал свою работу, переведя мяч на партнера — и я, если свободна, завершаю это взаимодействие.

- В 17 лет ты уехала в Курск и сезон провела в системе «Динамо». С какими чувствами сейчас вспоминаешь тот опыт?

- Тот сезон оставил большой след в моей карьере. Он дался мне очень тяжело. Если говорить честно, вернувшись в Самару, я была уверена, что вообще закончу с баскетболом: психологически я в Курске совсем не выдержала. Много факторов. Там были очень ранние тренировки, чуть не с семи утра, и шли они иногда по три часа. Такой «армейский» режим... И ты далеко от родителей, у тебя рядом никого из родных... Да, ты общаешься с девочками — но такого прям родного человечка, кому можно было бы поплакаться, рядом нет. Из-за этого ты замыкаешься в себе.

Я настолько «закрылась», что это отражалось в самых банальных вещах. За девять месяцев в Курске у меня восемь-десять раз случались какие-то болезни, пошли микротравмы, которых раньше никогда не было... Как будто знаки, что ты и в самом деле не на своем месте. И с девочками, врать не буду, общего языка я не нашла. Я настолько выгорела, настолько устала, что на последнем выезде с командой ДЮБЛ, когда мы играли «Финал восьми», позвонила маме: все, забирайте меня! я бросаю баскетбол!

После последнего матча я уехала домой, даже не возвращаясь в Курск. И когда мне позвонили из «Самары», предложив вернуться в клуб, я до последнего сомневалась, подписывать ли контракт. И все-таки решила, каким бы ни было выгорание, дать себе еще один шанс. Остаться в баскетболе мне помогла семья: родные понимали, как много он для меня значит.

Хотя и следующий сезон, который я с «Самарой-2» отыграла в Высшей лиге, получился непростым. Я все еще переживала это выгорание, плюс кое-что происходило за пределами площадки. Я тогда очень сильно поправилась... Но постепенно все стало приходить в норму. Как я уже говорила, произошла перезагрузка меня: я похудела, вылечила свои болячки — а когда ты способна привести в порядок собственное тело, это уже придает тебе огромную уверенность. И сейчас я полностью восстановилась, чувствую огромную любовь к спорту и своей работе и желание добиться всего то, что я задумала.

Можно подытожить словами: что ни делается — все к лучшему. И я рада всем тем испытаниям, которые со мной произошли: они сделали меня сильным человеком. И сейчас у меня все идет вверх в самых разных сферах.

«Парни, да я сам от себя был в афиге!» За два сезона от «разбитого корыта» до роли стартового центрового в Единой Лиге

- Твое увлечение танцами — это одно из «лекарств» от этого выгорания?

- Танцы — это вообще моя любовь! Я всегда восхищалась людьми, которые танцуют, смотрела разные программы и шоу, подписана на многих танцоров в соцсетях. Это, во-первых, сильное эстетическое удовольствие: меня это прям завораживает! Конечно, хотелось и самой попробовать. Но я очень долго это откладывала, оправдываясь сомнениями: это же дополнительная нагрузка, а вдруг что-то случится...

И в итоге к танцам меня буквально подтолкнули, подарив сертификат в студию. Я сходила — и первое занятие было очень удачным, я поняла: я кайфую! я расслабляюсь, мой мозг переключается с баскетбола... И когда закончился сезон и начался отпуск, я прям погрузилась в эту сферу. Это реально перезагрузка и отключение от внешнего мира, тебя окружает только музыка, которая помогает расслабиться и забыть про все проблемы. Так что да, в определенный момент танцы меня спасали. Я приходила — и просто танцевала...

Во время сезона я, конечно, в студию не хожу, в танцах действительно большая нагрузка на суставы. И это еще один повод ждать отпуск!..

- А как провела последний отпуск?

- Обычно, когда завершается сезон, первые две-три недели я стараюсь вообще забыть о баскетболе, даже не беру мяч в руки. Хожу в тренажерный зал, на те же танцы, просто гуляю. Но потом уже начинаю индивидуальные тренировки, чтобы к сборам подойти готовой. Вот в те две-три недели отдыха я стараюсь больше времени проводить у бабушки в деревне: во время сезона навещать ее просто не реально. Этим летом я провела там две недели. Это «настоящая» деревня: свой дом, огород, раньше и хозяйство всякое было — когда мне было лет шесть или семь, я впервые подоила козу, это был интересный опыт, до сих пор его помню...

- Так совпало, что после победы над МБА-МГУСиТ, первой для «Самары» в сезоне, у вас было несколько дней отдыха — чему их посвятила?

- С учетом дня, когда мы прилетели из Москвы, у нас было четыре свободных дня. И провела я их, не лежа на диване, как сначала планировала... Убраться дома, съездить к родным и повидаться с любимой племяшкой, заняться учебой, тем более, у меня началась сессия — полежать удалось только вечером как раз после прилета в Самару, и то уже после генеральной уборки.

Готовить? Конечно, я готовлю себе сама. Я обожаю готовить. Летом, когда я похудела, я готовила на три дня вперед, у меня был распланирован рацион. Не то чтобы я прям высчитывала и взвешивала граммы и калории, с этим я особо не парюсь — но я примерно понимаю, сколько белка и калорий мне нужно. Мне больше важен не вес моего тела, а его качество. Для спортсмена очень важно следить за тем, что он ест: еда — это наше топливо.

Вообще я кайфую от жизни одной. Давно хотела съехать от родителей, но раньше не позволяли обстоятельства. А сейчас все супер! И я к родителям в гости езжу, и они ко мне приезжают, и племяшка может у меня остаться — я отлично справляюсь с жизнью одной!

- Для тебя есть какие-то ограничения в еде?

- Я ем все. Но готовить стараюсь правильно и заменила некоторые продукты, например, подсолнечное масло заменила на кокосовое, оно подходит и для обжарки, и для выпечки, вместо обычной муки — рисовая или овсяная. И стараюсь сахар есть по минимуму, использую сахарозаменитель. Хотя, конечно, могу себя побаловать обычной шоколадкой. Я сластена, и вообще убрать сахар — для меня это будет стресс. Когда мы на выездах живем в отелях с шикарными завтраками, я себя не могу сдерживать, могу и круассанчик с шоколадной пастой съесть...

- Если все-таки удается дома полежать на диване — с книжкой или с телевизором?

- Люблю смотреть сериалы. Причем такие, чтоб разгрузиться: когда ты сидишь — и просто тупишь в телек. Не такие, чтоб смотреть, не отрываясь, и думать: а что же будет дальше или кто убийца — во время сезона для меня это достаточно тяжело. Стараюсь смотреть «разгрузочные» сериалы, даже если уже их видела: «Кухня», «Молодежка», сейчас смотрю «Закрытую школу». Наделаешь себе вкусняшек, лежишь на диване и смотришь сериальчик...

- Вернемся к сезону. У «Самары» была неудачная серия на старте: шесть поражений в чемпионате, вылет из Кубка... Как в команде это переживали?

- Это тяжело. Каждый по-разному переносит поражения. Я понимала, что нам будет непросто. Хотя бы даже из-за отсутствия опыта у нас, молодых игроков: мы не всегда можем выстоять в концовке, еще случается в голове какой-то «переклин», когда мы ошибаемся, и команда начинает отставать. Но мы работаем и понимаем, что наши усилия когда-то дадут результат. И победа в Москве, конечно, очень важна для нашего эмоционального состояния: она дает нам уверенность, что мы действительно можем — не просто бороться, но и побеждать! Приятно после такой долгой выездной серии уйти на выходные с победой.

- А не было перед матчем предчувствий, что именно эта игра принесет первую победу?

- Вообще у меня бывает такая чуйка, но я стараюсь никому свои ощущения не озвучивать, чтобы не сглазить. И в Москве было именно так: я проснулась с ощущением, что сегодня-то мы заберем победу. Не стала, как и всегда, никому ничего говорить, но выходим на площадку — и у нас пошло! И я сижу на небольшом мандраже: господи, пусть удача, наконец, будет на нашей стороне!.. Да, мы уже в начале матча получили преимущество в 18 очков, но все понимали, что эти 18 очков в любой момент могут раствориться. И действительно, разница сократилась до 2 очков, напряженная концовка — но все сложилось в нашу пользу, весь наш труд, все наше желание побеждать. Большой респект нашим «старшим» девочкам, которые четвертую четверть отыграли без замен, они выдержали эту концовку. А нашей задачей было как можно сильнее поддержать их со скамейки.

- Когда, если не после победы над МБА-МГУСиТ, подумать о турнирных перспективах? Судя по общению с командой, вы уверены в попадании в плей-офф...

- Да вот только сегодня перед тренировкой, пока раскатывались, обсуждали шансы попасть в восьмерку. Они вполне реальны. И понятно, что мы сами будем все для этого делать.

- А ты себя на что теперь будешь нацеливать?

- Приятно, что в Премьер-лигу я «зашла» дома, в родном клубе, на глазах у своего первого тренера и всех тренеров, с кем я работала. Хотя почувствовать атмосферу домашнего матча мне пока не удалось: в Самаре за полтора месяца у нас была только кубковая игра, но и та не в основном зале. В конце ноября у нас начинается домашняя серия, и я жду этих матчей с нетерпением: играть дома при своих зрителях — это всегда мотивирует. Мотивирует показать всем, что и мы можем побеждать, хотя у нас молодой состав.

А в целом по карьере... Многое будет зависеть от того, что будет с «Самарой» через год. Конечно, мне бы хотелось продолжить играть в нашем клубе и продолжить работу с Дмитрием Пивцайкиным. Хотя, не скрою, были мысли попробовать себя где-нибудь в другом клубе: мне кажется, игрок, особенно молодой, должен выходить из зоны комфорта и получать разный опыт. Но вот куда-то в Европу пока совершенно не тянет: есть еще, над чем поработать и что доказать в России. Да и английский нужно подучить.

Фото: «Самара», «Енисей»