5 мин.

Легендарные этапы «Тур де Франс». Глава IV. 2014 год, 10-й этап

За девять месяцев до описываемых событий перед стартом очередного этапа «Вуэльты» я сидел на парапете какого-то фонтана в Хихоне и болтал с на тот момент пресс-секретарем «Астаны» Крисом Болдуином. Мы говорили о шансах Винченцо Нибали на победу в борьбе с Крисом Хорнером, тогда они рубились за каждое мгновение. Я вспомнил, как в начале гонки «Астана» легко отпускала атаковавшего американца, и начал прикидывать сколько секунд команда могла сохранить, если бы знала о дальнейшем развитии событий. В ответ на это Крис с высоты своего богатого журналистского опыта (кажется, он был на высокой позиции в «Рейтерс» и еще где-то) сказал одну вещь, которая для меня много лет актуальна и в реальной жизни. Профессионал не может мыслить категориями того, что могло случиться, но не произошло. В серьезной журналистике это называет ifonlystories. Надо оперировать только реальными событиями и фактами. Поэтому на тот момент все мои рассуждения не имели никакого смысла. Через несколько дней Нибали закончил «Вуэльту» на втором месте, что он лично воспринял как поражение. Но вскоре после этого итальянец поднялся на подиум на Елисейских полях. Это была заслуженная победа. И не надо думать, что было бы если главные фавориты не сошли с дистанции.

Перед этапом

10-й этап «Тур де Франс» был в том году первой проверкой в высоких горах. Как правило, именно в этот момент по сути формируется узкий круг претендентов на что-то осязаемое в общем зачете. Но в той версии Тура все было по-другому. «Мини Париж-Рубэ» на пятом этапе размазал по брущатке амбиции многих фаворитов, среди которых был и Крис Фрум. Большинство из них просто развалились, столкнувшись с новым испытанием. Они нервничали, падали, получали травмы. А в это время Нибали в компании Лиуве Вестры и Якоба Фульсанга пользовались моментом и лихо уезжали делать свою гонку.

Формально лидером общего зачета перед стартом 10-го этапа был Тони Галлопэн. Но ограниченность его амбиций была понятна всем. Зато расположившейся на второй строчке Нибали выигрывал у ближайшего серьезного соперника Ричи Порта почти две минуты. И в этот день мы должны были увидеть способен ли Акула показывать свой уровень в тяжелых горах.

Ход этапа

В отрыв дня уехали семь гонщиков, которые за единственным исключением реально претендовали на победу: Джованни Висконти, Маркель Ирисар, Кристоф Риблон, Томас Фоклер, Амаэль Монар, Арно Жирар + Лиуве Вестра от «Астаны» для контроля за ситуацией. Не удивляйтесь большому количеству французов в отрыве - дело происходило 14 июля. Позже к ним переложились Хоаким Родригес, Ян Барта, Петер Саган и Михал Квятковски. На спуске с горы первой категории Коль ду Платцервасел на велосипеде не удержался Альберто Контадор. Когда его показали сидящим на асфальте, сразу стало очевидно, что испанец выбывает из большой игры.

За 20 км до финиша в отрыве решили, что там слишком многолюдно. Родригес и Квятковски предсказуемо начали разваливать эту группу. Но их проблема заключалась в том, что в пелотоне, как это обычно и бывает в первый день в высоких горах, тоже задались с целью разобраться с тем, кто лишний. Поэтому группа весь этап ехала в высоком темпе, а к тому моменту в ней на первой позиции появился Микеле Скарпони, который практически доставил капитана к лидерам гонки. Ехавший на протяжении всего дня с одним выражением лица (что-то из серии покерфэйс) Нибали единственный раз серьезно атаковал за три километра до финиша. Большего и не потребовалось.

Капитан «Астаны» визуально легко отклеился от основных соперников и добрался до последнего представителя отрыва Родригеса. Испанец пытался выжить на последних километрах на колесе у Винченцо, но 20-градусный градиент оказался для него непреодолимым испытанием. Нибали, который казалось так ни разу не оглянулся на протяжении всего дня, уехал от попутчика за очередной победой на этапе. Но даже сам факт выигрыша был не столь важен. Главное - Нибали показал, что в этой версии «Тур де Франс» нет никого, кто может с ним соперничать в горах.

После этапа

Преимущество итальянца над переместившимся на вторую строчку в генеральной классификации Ричи Портом достигло 2 минут 23 секунд. И в дальнейшем Нибали только развивал свой успех. Он выиграл еще на двух горных этапах, а также занял по итогам других двух этапов с тяжелым рельефом второе и третье места. Кроме этого, на равнинной разделке протяженностью 54 км он показал четвертое время, проиграв лишь Тони Мартину, Тому Дюмуллену и Яну Барте. В итоговом общем зачете перевес Акулы над вице-чемпионом Жаном-Кристоффом Перро составил 7 минут 37 секунд - уникальный результат для современного велоспорта.

Это был апофеоз в карьере Нибали. Позднее он выиграл для «Астаны» еще один гранд-тур (Джиро), но даже близко подобраться к желтой майке больше не имел шансов. Не только он один был вынужден смириться с тем, что на французских дорогих наступила эпоха доминирования «Ская». В 2016 году Фабио Ару показалось, что два крутых итальянца занимают слишком много места в пределах одной команды, после чего Нибали перебрался в Бахрейн. На закате карьеры он еще на один сезон вернулся в «Астану», но это было в первую очередь желание завершить свои велосипедные гастроли в составе команды, с которой связаны его самые большие победы.