13 мин.

«Барса» скучает по Бускетсу, чемпионский «Наполи» умер. Тактика топ-лиг

Делимся наблюдениями и тактическими деталями матчей выходных.

Провал «Барсы» против «Вильярреала» – воплощение нехватки Бускетса

В матче «Барселона» – «Вильярреал» (3:5) было два максимально разных тайма. Первый – один гол и минимум моментов. Второй – перестрелка на семь мячей почти в баскетбольном стиле.

В первом тайме у «Барсы» в опорной рядом с Френки де Йонгом располагался Ориоль Ромеу. Он не способен давать нетривиальные решения при продвижении мяча и почти всегда держит в уме потенциальную потерю. До 35-й минуты «Барса» не допустила даже ни одного удара в сторону своих ворот (в матче, где в итоге пропустят пять!), но и сама не создавала явной угрозы. Чаще всего били издали, а пропустили в конце тайма после аута.

В перерыве Хави сделал тройную замену. Все перестроения делали состав более атакующим, но ключевым было изменение в центральной зоне. Ромеу ушел с поля, а его позицию занял Педри. Игра с мячом, скорость развития атак и продвижение вышли на новый уровень, но реакция на потери и встреча контратак вышли из чата. В этом тайме обе команды могли забивать сколько угодно – все уперлось в реализацию.

То есть в первом тайме не хватало неординарных передач и скорости развития атак. Во втором – хотя бы минимальной оборонительной надежности. При 3:2 после камбэка не хватило опыта и умения успокоить игру, забрав контроль. Все описанные проблемы мог бы решить Серджи Бускетс. На дистанции сезона у команды Хави есть и другие беды, но игра против «Вильярреала» стала невольным трибьютом важности экс-опорника «Барсы».

Фиксируем смерть чемпионского «Наполи»

Мы и раньше писали о проблемах «Наполи». Чемпионская магия начала пропадать еще прошлой весной при Лучано Спаллетти. Далее наблюдались попытки реанимации разными средствами от Руди Гарсии и Вальтера Мадзарри, но становилось только хуже.

Именно матч против «Лацио» (0:0) – фиксация смерти, потому что хуже сыграть в атаке просто невозможно. Команда с самым авангардным мышлением («Понимание игры через пространство, а не через позиции», – говорил Спаллетти) превратилась в команду вообще без мысли.

Справедливости ради, в этот раз «Наполи» обходился не только без Виктора Осимхена и Андре-Франка Замбо-Ангисса, но и без Хвичи Кварацхелии. И все же дело не в персоналиях, а в структуре. Несмотря на все предостережения от владельца Аурелио Де Лаурентиса, Мадзарри окончательно привил схему с пятеркой защитников.  

«Лацио» отдал мяч. При владении 61% «Наполи» родил всего один удар из пределов штрафной и три входа в штрафную. Лидеры «Наполи» по передачами – трио защитников. В тройке по попыткам продвигающих пасов – вратарь Пьерлуиджи Голлини.

Перекатывают, загоняют себя в тупик и предпринимают отчаянную попытку зарядить вперед на удачу – забросы тут не часть хитрого плана по выманиванию соперника, а именно олицетворение тотальной безыдейности.

Тотальная безыдейность – синоним «Наполи» прямо сейчас.

«Байер» допустил осечку, но точно не сбавил в игровом плане

«Байер» потерял очки против «Гладбаха» (0:0). Играли без шести игроков стартового состава, потеряли очки сразу после ухода в отрыв и обретения фаворитского статуса в гонке. Очень простится нарратив про психологию и Неверкузен, но пока он не уместен. Возможно, комплексы и нехватка глубины состава еще окажут влияния на гонку, но в конкретном матче абсурдно вообще говорить о проблемах «Байера», так как команда Хаби Алонсо сыграла изумительно. 

В общем предлагаю воспевать «Байер» так, как мы делали это обычно. Любой иной подход к такому матчу будет подгонкой под результат. «Леверкузен» владел мячом 75%, нанес 28 ударов (16 из штрафной) и создал пять явных шансов. Это доминирование без кавычек. А результат – несчастный случай плюс феноменальная игра кипера Моритца Николаса (девять сэйвов).

Что особенно хорошо получалось? Нагружать правый фланг радикальным перегрузом и придумывать там изящные комбинации. 

Это было красиво и приводило к моментам. Возможно, из-за потери важных для продвижения игроков «Байер» (Тапсоба и Паласиос) не так быстро достигал этой зоны. Но Йонас Хофманн и Фло Виртц были на месте, поэтому на чужой трети все работало как надо. Увы, не повезло.

Вадим Лукомский (телеграм-канал)

Винисиус оправдал недоработки в защите мегапользой в атаке

Без Джуда Беллингема Карло Анчелотти вернулся к варианту предыдущих лет, когда левый край «Реала» отвечает Винисиус – причем и в обороне, и в атаке. Получился классический сценарий, когда бразилец недорабатывает без мяча, но перевешивает это пользой впереди. 

По ходу всего матча с «Лас-Пальмасом» Вини упускал Марвина Пака – номинального вингера, который из-за кадровых проблем вышел правым защитником. Испанец неплохо пользовался свободой и даже пару раз обострял: 

Чтобы замаскировать провалы в защите, Винисиус обычно выбирает между двумя опциями. Первая – наказать защитника в контратаке. Бразилец пытался и против «Лас-Пальмаса», но либо сам ошибался, либо партнеры не доводили мяч. Вторая опция – приберечь энергию и расшатать защитника уже в позиционках. С этим все было в порядке. 

Винисиус обновил рекорд сезона по ударам – семь штук. Наиболее частым сценарием были его рывки за спину Паку. В общей сложности бразилец выжал три убойных момента. Сначала подводила реализация, но с третьей попытки Вини все-таки наказал: 

Спустя пару минут после гола Пака заменили, но Винисиус разобрался и с вышедшим вместо него Алексом Суаресом. После фирменного прохода бразилец заработал угловой, с которого Тчуамени положил победный (2:1). 

Шок-контент: теперь у Пепа не ложные, а классические фулбеки

В двух последних матчах Гвардиола практикует вариант, в котором отказывается от ложных фулбеков и выставляет их в классических ролях. Вот пример из кубковой игры с «Тоттенхэмом», где в полузащите выстраиваются Родри, Бернарду Силва и Матео Ковачич, а ширину в атаке создают Кайл Уокер и Йошко Гвардиол:  

Аналогично «Сити» конструировал атаки и против «Ньюкасла» неделей ранее. В чем причина?  

Кажется, приоритетом Пепа на эти игры было преодолеть прессинг соперника. И «Ньюкасл», и «Тоттенхэм» любят давить даже топ-клубы. Супертехничная тройка Родри – Силва – Ковачич отлично справлялась с их прессингом. «Сити» легко выходил из обороны и запирал соперника: «Ньюкасл» провел на своей трети 45% времени, «Тоттенхэм» – 42%. 

Проблемы возникали с созданием моментов из широкой позиции Уокера и Гвардиола. Кайл за счет многолетнего опыта еще более-менее обострял, а вот у Йошко с принятием решений была полная беда. Камеры несколько раз выхватывали недовольного Пепа после потерь хорвата.

К счастью, у «Сити» слишком много источников моментов, чтобы полагаться только на крайних защитников. Против «Тоттенхэма» пригодился прессинг, мощный ресурс вроде Доку и КДБ на скамейке, тактическая гибкость Фодена (заканчивал ложной девяткой) и стандарты. Все это понадобилось, чтобы наконец победить на стадионе «шпор» (1:0). 

Комплимент «Атлетико» – атаковали в стиле «Интера»

Кажется, Диего Симеоне уже вовсю готовится к 1/8 ЛЧ и активно изучает «Интер». Кое-что даже пытается скопировать у прошлогоднего финалиста.

Одна из фишек команды Индзаги – химия между парой форвардов и парой латералей в атаке. У «Атлетико» по ходу сезона тоже получаются яркие вспышки, но матч с «Валенсией» – выход на прямо-таки новый уровень. 

Когда идет речь о взаимодействии латераля и форварда, в голове сразу создается картина, как один вешает в штрафную на другого. Слишком банально – у «Атлетико» были заготовки гораздо тоньше. Самая-самая – когда латерали превращались в скрытых форвардов, а форварды – в скрытых плеймейкеров.  

Вот эпизод на первых минутах. Мемфис Депай стягивает на себя защитника «Валенсии», а в свободную зону вбегает Науэль Молина. Голландец отдает ему на ход: 

А это голевой эпизод. Антуан Гризманн замечает рывок Самуэля Лино и пасует ему из глубины: 

Классический сценарий у «Атлетико» тоже сработал, но уже во втором тайме (2:0), где могли позволить себе сыграть на удержание счета. В общем-то – тоже в стиле «Интера». 

Вячеслав Палагин (телеграм-канал)

«Штутгарт» необычно прессинговал «Лейпциг». Сработало!

Наше большое упущение: мы недостаточно хвалим тренера «Штутгарта» Себастиана Хенесса. Был большой текст об успехах команды, но «Штутгарт» заслуживает почаще получать комплименты. Постараемся исправиться и надеемся, что поводов во второй половине сезона будет еще много. 

Под «Лейпциг» (5:2) Хенесс подготовил абсолютно новую схему – 5-3-2. Больше всего удивил центр поля, состоящий из Криса Фюриха, Анджело Штиллера и Энцо Мийо. Фюрих и Мийо выполняли две функции: перекрывали центр и выдвигались на крайних защитников «РБ» (или тех, кто спускался на позицию крайнего защитника), когда «Лейпциг» пасовал на фланг.

Фюрих еще ни разу не выступал в роли условного центрального полузащитника. Это самый креативный футболист «Штутгарта», всегда играющий слева на фланге. Иногда появлялся латералем в пятерке – благо работоспособность и оборонительные навыки позволяют. 

Мийо – тоже атакующий игрок, в разы более созидающий, чем разрушающий. 

Дело в том, что матч против «РБ» из-за перебора желтых пропускал основной опорник Атакан Каразор. «Штутгарт» в 99% случаев герметизирует центр поля парой Штиллер-Каразор. Хенесс придумал адаптацию на игру без Каразора. Было особенно важно насытить центр, ведь «Лейпциг» любит и умеет его вскрывать – особенно в быстрых переходах. 

«Штутгарт» справился. Фюрих и Мийо добротно перекрывали центр и крайне своевременно выдвигались в прессинг на фланги. Иногда «Лейпциг» все-таки вскрывал пространство между защитой и полузащитой, но выносов наобум было гораздо больше. Прессинг «Штутгарта» работал замечательно.

Стоит отметить не только Фюриха и Мийо. Джейми Левелинг, обычно стартующий справа в атаке, тут был напарником Дениза Ундава на острие – вдвоем они давили пару центральных защитников «Лейпцига».

Центральный защитник Антони Руо, обычно запасной, здесь появился в старте и несколько раз успешно выдернулся в агрессивный отбор – с его возврата начался второй гол «Штутгарта».

Отличная задумка Хенесса, отличная реализация идеи. «Штутгарт» в этом сезоне очень хорошо воплощает тренерские мысли.

Артем Денисов (телеграм-канал)

«Милан» отказался от прессинга, чтобы лишить «Болонью» главного приема. Мотта адаптировался за полтайма

Перед туром «Милан» шел шестым в лиге по интенсивности прессинга – 11,1 PPDA (количество позволенных передач до первой попытки вмешательства). С «Болоньей» (2:2) прессинг Пиоли составил 14,7 PPDA.

Причина сознательного отказа от давления – нежелание выбрасываться на соперника. Мотта намеренно провоцирует прессинг, сжимая пространство в районе мяча, чтобы перегрузить зону и атаковать разреженный противоположный край либо быстро продвинуться вертикально.

Отказ был настолько подчеркнутым, что в начале матча случилось несколько забавных эпизодов: вратарь и оба центрбека болонцев застывали с мячом на 10-20 секунд. Миланцы не спешили в прессинг и выжидали, а соперник не понимал, как продвигать без давления. Стояли и смотрели друг на друга.

Вдобавок «Милан» не спешил на край, если соперник затягивал туда коротким перепасом – сохранял структуру, чтобы не дать свободу противоположному вингеру.

Минус в том, что Пиоли слишком много позволил классно пасующим защитникам «Болоньи». Калафьори хватило половины тайма, чтобы понять, что с этим делать. После этого план рухнул. Центрбеки начали высоко подниматься с мячом и вырезать качественные забросы из удобных зон. Так выглядел первый – Фаббиан не реализовал почти чистый выход один на один.

Таким же забросом «Болонья» забила. Со второго тайма «Милан» постепенно наращивал агрессию, исправляя уязвимость – и раскрылся под фирменный трюк Мотты: заманили налево, моментально переключили края, создали для вингера (Орсолини) ситуацию 1-в-1.

Обводка, прострел, пенальти, ничья.

«Болонья» тоже отказалась от прессинга – из-за Леау. Тоже зря

«Болонья» – одна из немногих команд, которые давят активнее «Милана»: перед туром шла третьей в лиге с 10,45 PPDA. В этом матче показатель упал до 16,2.

Так Мотта выказал уважение спринтерским качествам Рафы Леау.

Еще больше подстройка под Леау выразилась в позиционной защите. Против Рафы всегда играли вдвоем, причем с точными и строгими установками: а) не выбрасываться; б) не реагировать на забегания Тео – тот обычно уводит опекуна.

Не оставлять самого опасного игрока мира 1-в-1 наедине с защитником – логичный ход. Из-за него Леау и двое опекунов несколько раз надолго застывали без продвижения. Португалец не шел в обыгрыш, потому что его дриблинг зависит от скорости и пространства, а соперники не желали их предоставлять. Как на скрине ниже – гипнотизировали друг друга почти 10 секунд.

Леау адаптировался и нашел в положении плюсы: стягивал соперников и создавал пространство. Второй гол случился из-за того, что болонец поздно среагировал на рывок Флоренци – побоялся оставить партнера наедине с Рафой. Миланский защитник прогулялся по флангу и без помех вырезал в центр штрафной.

Андрей Клещенок (телеграм-канал

Хави – жертва запредельных амбиций «Барсы» в кризисные времена

Фото: Alfredo Falcone, Panoramic, www.imago-images.de, Javier Borrego/Global Look Press; кадры трансляций