4 мин.

Королевская лилия

«Я помню», – гласит надпись на номерных знаках Квебека. В окружении враждебной английской культуры канадская провинция свято хранит французские традиции. Настолько свято, что сами французы квебекцев поначалу просто не понимают. В Монреале уверяют, что это не акцент, а настоящий старофранцузский язык. Это, мол, мы и помним. В доказательство – флаг с королевскими лилиями, словно гильотины, взятия Бастилии и последних пары веков истории не было. И полный отказ от любых англицизмов. То есть слова паркинг здесь вы не услышите, а зато есть что-то вроде «стойбища». Вместо машины – «повозка». Вместо менеджера – «управляющий». Вместо шоппинга – магазинирование. Даже американские фильмы на французский переводят сами. На свой французский. Говорящий с диким акцентом Дарт Вейдер – зрелище не для слабонервных.

Та самая Стена Чемпионов с надписью: Добро пожаловать в Квебек!

При всем при этом – квебекцы – милейшие люди. Совершенно душевные, отзывчивые и добрые. Но, – с гигантским чувством собственного достоинства. При малейшем подозрении в том, что это чувство кто-то пытается ущемить, они способны часами доказывать глубокие корни собственной культуры и бытия. Которое, как известно, и определяет сознание. Стиль жизни – совершенно англосаксонский. На первый взгляд неотличим от того же Мельбурна. Тот же даунтаун, небоскребы и торговые центры, те же кафе и тротуары, подход к региональным газетам и телеканалам. При этом все пронизано ощущением собственной изолированности. Французами они себя не ощущают, канадцами – тем более. Не то чтобы кругом враги, но уж добра крохотной провинции точно никто не желает.

Привет, Жиль! На стартовой решетке.

Представляете, зато, КАК здесь знают, ценят, любят и помнят все свое. Как гордятся клубом «Монреаль Канадиенс» (то есть «ле Канадьень дю Монреаль»), Селин Дион и... конечно же Вильневом. Жак (причем не ВильнЁв, как говорят во Франции, а ВильнЭЭв, – с двойным протяжным Э) – это без преувеличения национальный герой. Когда он выиграл 500 миль Индианаполиса, во всей провинции был праздник. Когда же стал чемпионом мира «Формулы-1», жизнь по всему Квебеку буквально замерла на несколько дней. Что уж говорить о его отце Жиле. Отношение к «Маленькому принцу» в Монреале напоминает культ личности. Назвать его именем трассу, первую же гонку «Ф-1», на которой и выиграл Вильнев, было минимумом того уважения, что благодарные соплеменники могли выразить Жилю после его трагической гибели в Зольдере.

Жак еще не знал, что ему остаются в БМВ всего три гонки...

Сама трасса, между прочим, также пропитана духом Квебека. В том плане, что совершенно не похожа ни на один из других автодромов. Конечно ее расположение в городе напоминает Альберт-Парк в Мельбурне, а длинные прямые и жесткие торможения – Монцу, но автодром имени Жиля Вильнева все же уникален. Искусственный остров Нотр-Дам посреди широченной реки Святого Лаврентия был построен для Всемирной выставки, а к Олимпиаде прямо посреди него появился гребной канал, вдоль которого и проложена трасса. Узенький паддок благодаря понтонам постепенно оккупирует часть площади канала, а к парковкам (то есть – стойбищам) на другом берегу проложены временные плавучие мостики. Само же полотно трека заковано в бетонные стены. А скорости высоки, в том числе и в шиканах.

Уставший от работы механик может рыбачить прямо в метре от моторхоума

Даже если не вспоминать грустную историю Оливье Паниса, эти стены сами по себе постоянно генерируют множество мелких аварий. При этом разбитые машины остаются прямо на трассе, что и приводит к пейс-карам, причем иногда – по несколько раз за гонку. Более того – машина безопасности перетасовывает тактики и сводит на нет отрывы. Поэтому из последних десяти Гран-при Канады в восьми случаях на финише победителя и второго призера разделяло менее пяти секунд. А чаще всего – вообще в районе секунды. Возможно, что новые правила пейс-кара, которые мы так и не увидели в Монако, на этот раз продемонстрируют себя во всей красе.

Пейс-кары непременный атрибут Гран-при Канады

Кстати, – последние два победителя здесь, – Алонсо и Райкконен. А ведь болельщики испанца и финна ждут, не дождутся, чтобы их кумиры наконец-то показали класс Хэмилтону и Массе. Посмотрим. Есть, кстати, и черная лошадка. И лично Физико и «Рено» всегда были сильны в Монреале, и на этот раз обещали продолжить неплохую форму Монако. Вопрос в том, планируют ли они бросить вызов «БМВ», или же замахнутся на схватку «Макларена» с «Феррари»?