17 мин.

Все сезоны «Автомобилиста»

За период выступления в КХЛ «Автомобилист» прошёл тернистый путь от аутсайдера до сильнейшего клуба лиги. Двигаться к поставленным целям было не всегда легко, порой не удавалось достигнуть желаемого. Оvertime.life рассказывает о 15 последних сезонах главной хоккейной команды Екатеринбурга.

Сезон 2009-2010. И всё-таки это успех

«Автомобилист» дебютировал в КХЛ осенью 2009 года. Впервые в истории екатеринбургского клуба команду тренировал иностранец – чешский специалист Марек Сикора. В том сезоне екатеринбуржцы, слабо начав регулярный чемпионат, сумели сенсационно попасть в плей-офф. В решающем матче «Автомобилист» обыграл питерский СКА, что позволило по очкам опередить «Сибирь» и принять участие в битвах за кубок Гагарина. Но в первом раунде команда с берегов Исети не смогла пройти «Салават Юлаев». Тогда в команде из Екатеринбурга победы ковали вратарская бригада в составе Ивана Лисутина и Дениса Франскевича, легионеры-защитники Томаш Словак и Ян Новак, а нападение состояло из смеси молодых и опытных хоккеистов, среди которых были братья СтрельцовыАлексей Симаков, Анатолий Никонцев, Андрей Субботин и капитан Александр Гулявцев.

Со следующего сезона новым главным тренером был назначен Евгений Попихин. Но уже к октябрю с ним расторгли контракт по обоюдному согласию. В чемпионате под его руководством уральская дружина провела лишь 14 матчей, заработав 13 очков. Тренировать команду стал Евгений Мухин, который ранее руководил молодёжной командой «Авто». В этом сезоне «Автомобилист» до плей-офф так и не дошёл.

Сезон 2011-2012. Надежда умирает последней

В то время клуб испытывал огромные финансовые трудности и находился на грани вылета из Континентальной хоккейной лиги. Спас команду действующий на тот момент губернатор Александр Мишарин, который решил поддержать клуб и лично говорил с руководством КХЛ.

По инициативе Мишарина на пост главного тренера «Автомобилиста» был назначен олимпийский чемпион Илья Бякин. Но уже к ноябрю Бякина сменил Андрей Мартемьянов, прежде занимавший должность старшего тренера. Несмотря на то, что «Автомобилист» не попал в плей-офф, многие болельщики были восхищены работой Мартемьянова. Дело в том, что сезон выдался тяжёлым, команда испытывала огромные финансовые трудности, хоккеистам задерживали зарплату, порой даже не хватало клюшек. Мартемьянов сумел сплотить коллектив и вдохновить их на победы. Давние поклонники клуба до сих пор помнят матч с «Салаватом Юлаевым», в котором обескровленный «Автомобилист» дал бой одной из сильнейших команд «Востока» и выиграл со счётом 6:2. Концовка чемпионата получилась впечатляющей. Болельщики оценили самоотверженность команды и вручили им кубок и медали с надписью «чемпионы наших сердец».

Андрей Мартемьянов был готов продолжать работу, однако у клуба сменилось руководство, а прежние договорённости перестали иметь силу. В конце сезона покинула команду ударная тройка – Денис АбдуллинНиколай БушуевАндрей Субботин. Ушёл любимец публики голкипер Иван Лисутин. Не стал подписывать новое соглашение о сотрудничестве подающий надежды молодой игрок Филипп Савченко, который ярко выступал на молодёжном уровне.

Сезон 2012-2013. Очередной провальный сезон

Следующим наставником «Автомобилиста» стал Андрей Шаянов, под его руководством «Барыс» принял участие в плей-офф чемпионата КХЛ, а сборная Казахстана достигла успехов. Однако уже в октябре Шаянов был отправлен в отставку из-за неудовлетворительных результатов. К исполнению обязанностей главного тренера приступил Игорь Уланов. «Автомобилист» до плей-офф так и не дошёл. В турнирной таблице команда была на последнем месте не только в Восточной конференции, но и во всем чемпионате КХЛ.

Сезон 2013-2014. Перемены к лучшему

В новом сезоне на смену прежним руководителям пришёл опытный функционер Леонид Вайсфельд и занял пост генерального менеджера. В команде появился Якуб Коварж и другие качественные легионеры. Главным тренером команды стал Анатолий Емелин. До этого Емелин тренировал «Металлург», но так и не вывел эту команду в плей-офф. А вот с «Автомобилистом» получилось. Тогда екатеринбуржцы прошли в первый раунд, где уступили казахстанскому «Барысу».

Однако в этом сезоне было чему порадоваться. Впервые «Автомобилист» завершил чемпионат с положительным балансом побед и поражений, плюсовой разностью заброшенных и пропущенных шайб, занял самое высокое место за всю историю выступлений в КХЛ – 15, а в регулярном чемпионате набрал 22 очка. Прогрессировал екатеринбурженец Фёдор Малыхин, он в конце сезона впервые вошёл в десятку лучших бомбардиров чемпионата, расположившись на 7 месте.

12 представителей команд выступали за различные сборные, а Никита Трямкин и Эдуард Гиматов на чемпионате мира в составе молодёжной сборной России завоевали бронзу, на Олимпиаде со сборной Финляндии бронзу получил защитник Сами Лепистё.

Сезон 2014-2015. Статус крепкого середняка

Емелин продолжил тренировать команду и в следующем сезоне. «Автомобилист» вновь порадовал своих болельщиков выходом в плей-офф, но опять не смог пройти дальше первого этапа розыгрыша Кубка Гагарина. Казанский «Ак Барс» оказался сильнее. Правда, небольшой прогресс всё же был. В отличие от прошлого сезона, «Автомобилист» сумел выиграть один матч, показав упорную борьбу. Теперь команда из Екатеринбурга закрепила за собой репутацию крепкого середняка, который способен обыграть даже серьезного и именитого соперника.

Отдельные поздравления принимал воспитанник «Автомобилиста» Анатолий Голышев, который стал серебряным призёром молодёжного чемпионата мира.

Сезон 2015-2016.  Вера в светлое будущее

Место главного тренера занял Андрей Разин. Перед ним стояли прежние задачи – попадание в плей-офф. Специалист был готов к вызову и пообещал надеть розовый пиджак, если команда сумеет выйти в решающую стадию турнира. Разин прекрасно справился с поставленной задачей и сдержал своё обещание. Команда вышла с седьмого места, но не сумела преодолеть первый раунд, где уступила в упорной борьбе будущему обладателю кубка Гагарина — магнитогорскому «Металлургу» со счетом 2:4 в серии. Для молодого тренера в дебютном сезоне — результат достойный.

В этом же сезоне пост генерального менеджера занял Олег Гросс. Он презентовал новую концепцию клуба, выполняя поручение губернатора Евгения Куйвашева, и заявил, что собирается делать ставку на молодежь и местных воспитанников. «Со своими расставаться однозначно не собираемся, будем им помогать», –делился планами функционер.

Разин, несмотря на поставленные перед ним цели, не боялся исполнять задачи высшего руководства – привлекать и полноценно использовать неопытную молодёжь, понимая, что это отличная инвестиция в будущее клуба. Для него считалось нормой поставить 18-летнего Максима Рассейкина на вбрасывание с опытнейшим Ильёй Ковальчуком. При Разине продолжали прогрессировать и другие молодые игроки. Например, Анатолий Голышев обновил бомбардирский рекорд клуба, который ранее принадлежал Фёдору Малыхину.  

Сезон 2016-2017. Неоправданные ожидания

Новый сезон в Екатеринбурге ознаменовался сменой владельцев. Президентом клуба стал Андрей Козицын, а одним из главных спонсоров ОАО «Уральская горно-металлургическая компания». С этого времени «Автомобилист» – один из самых финансово обеспеченных клубов в лиге.

Андрей Разин остался у руля команды и произвёл ряд изменений в составе. По его инициативе произошло расставание с главной звездой клуба Якубом Коваржем. В межсезонье покинул команду воспитанник Никита Трямкин, но перебрался он в НХЛ.

Сезон начался, как обычно: удачный старт, за которым последовал спад. При этом обстановка была рабочая, а у команды были все шансы для прогресса. Но после проигрыша в домашнем матче с «Северсталью», ворота которой защищал Якуб Коварж, «Автомобилист» оказался в глубоком кризисе. За одиннадцать матчей екатеринбуржцы одержали всего одну победу. На пресс-конференциях наставник команды выражал недовольство игрой своих подопечных и критиковал руководство клуба. После разгромного поражения в Казани было принято решение расстаться с Разиным из-за «неудовлетворительных результатов».

На смену молодому тренеру пришёл представитель «старой» школы – Владимир Крикунов. Он имел большой опыт работы с разными командами, помимо клубов тренировал сборные России, Белоруссии, Казахстана и Словении. 

В регулярном чемпионате с Крикуновым «Автомобилист» произвёл настоящую сенсацию: дважды обыграл, набравший скорость клуб с берегов Невы. До игры с «Автомобилистом» победная серия петербуржцев составляла пятнадцать матчей. Мало кто верил в то, что команда Владимира Крикунова одолеет СКА.

Несмотря на этот успех, впервые за четыре года «Автомобилист» не принимал участие в решающих играх чемпионата. До самого конца регулярки уральцы боролись за попадание в плей-офф, но не сумели достигнуть этой цели.  

Сезон 2017-2018. На пути к успеху

В новом сезоне руководители клуба не стали менять тренера. Владимир Крикунов продолжил тренировать команду. Громких трансферов не было, но стабильно заиграли, показывая результаты, Франсис Паре и Михал Чайковски. Благодаря усилиям Владимира Васильевича «Автомобилист» обновил клубные рекорды. В финальной стадии чемпионата екатеринбуржцы играли с двукратным обладателем Кубка Гагарина и финалистом прошлого сезона «Металлургом» из Магнитогорска. Серия состояла из шести игр, в которых «Автомобилист» одержал две победы. В конце сезона контракт с Крикуновым продлевать не стали.

Сезон 2018-2019. Новый топ-клуб в КХЛ

На тренерскую скамейку вернулся представитель свердловской школы хоккея Андрей Мартемьянов. Этому были рады многие болельщики, которые помнили его, однако были и те, кто отнёсся скептически. Возвращение Мартемьянова стало одним из самых ярких событий в истории уральского хоккея. Перед Андреем Алексеевичем стояла цель – выйти в финал Восточной конференции.

«Уральская красная машина» мощно начала сезон и шла без поражений 18 игр подряд! Серия немного недотянула до абсолютного рекорда СКА. Были побиты все прежние клубные рекорды. Результаты регулярного чемпионата – впечатляющие: первое место в Восточной конференции и досрочный выход в плей-офф. Найджел ДоусДэн  Секстон и Стефан Да Коста – тройка лучших бомбардиров команды.

В финальной стадии чемпионата «Автомобилист» впервые в истории вышел во второй раунд Кубка Гагарина. «Салават Юлаев», с которым подопечные Мартемьянова дважды без проблем разобрались в регулярке, казался проходимым, но екатеринбуржцы проиграли серию со счётом 1:4. Однако с этого сезона об «Автомобилисте» заговорили как о топ-клубе!

Сезон 2019-2020. Крушение надежд

«Едем дальше» – такую фразу часто повторял Андрей Мартемьянов на пресс-конференциях. И «Автомобилист», окрылённый успехами прошлого сезона, собирался ехать дальше и покорять новые вершины. У Мартемьянова были козыри, которые считались главными составляющими его успеха –  поддержание тёплой атмосферы в команде, сильнейшая мотивация игроков и грамотное использование имеющихся ресурсов. Однако в этот раз что-то пошло не так. «Автомобилист» хорошо начал сезон, но в октябре случилась катастрофа. Буквально за месяц команда опустилась с первой строчки на последнюю. Многие эксперты склонялись к мнению, что это вызвано внутренними проблемами в коллективе. Тогда же Мартемьянов на пресс-конференции намекал на возможную отставку. Но руководство не стало менять тренера в ходе сезона. Кризис удалось преодолеть, а регулярный чемпионат завершить четвёртыми на Востоке, что позволяло начать игры на вылет на комфортной домашней арене.

В первом раунде плей-офф мощному «Автомобилисту» досталась скромная «Сибирь», одолеть которую уральцы так и не сумели, проиграв сопернику пять матчей из шести. Руководители клуба приняли решение не продлевать контракт с Андреем Мартемьяновым, возложив на него ответственность за результат.

Цели на сезон команда не выполнила, зато отдельные игроки показывали успешную игру. Анатолий Голышев побил рекорд Алексея Симакова и стал лучшим бомбардиром команды, за всю историю её выступления в КХЛ, набрав наибольшее количество очков. Лидирующие позиции в бомбардирской гонке в лиге занимали легионеры Найджел Доус и Брукс Мэйсек. Отменную игру показывал Якуб Коварж. А главным событием этого сезона стало возвращение легендарного хоккеиста Павла Дацюка в Екатеринбург.

Сезон 2020-2021. Надежда на иностранца

Историю «Автомобилиста» вновь писал иностранный тренер – канадец Билл Питерс. Команда отлично начала сезон и, на первый взгляд, выглядела очень уверенно. Крайне результативной была первая тройка с легендарным Павлом Дацюком в центре, а новичок Алексей Макеев долгое время лидировал в списке лучших бомбардиров. На последнем рубеже Якуб Коварж не давал усомниться в своём мастерстве.

Однако в ноябре у команды случился спад, перешедший в кризис. В начале декабря серия поражений достигла девяти матчей. Руководители клуба сделали несколько важных шагов для стабилизации ситуации. В команде появился защитник-легионер Корбиниан Хольцер и нападающий экстра-класса Сергей Шумаков, на которых возлагаются огромные надежды.

Не было сомнений, что «Автомобилист» попадёт в плей-офф. Но перед тренером и игроками стояла непростая задача – дойти до финала Кубка Гагарина. С этой задачей они не справились и вновь не смогли преодолеть рубеж первого раунда. Одной из основных причин провала стало непонимание зарубежным тренером российского менталитета.

Сезон 2021-2022. Виновата пандемия?

Несмотря на провал, канадец Билл Питерс продолжил тренировать «Автомобилист», но теперь шанса на ошибку у него не было. В своём втором сезоне зарубежный специалист так и не смог найти подход к игрокам и понять КХЛ и был отправлен в отставку. Сменил канадца его помощник Николай Заварухин, который, ранее успешно возглавлял «Сибирь», но оставил свой пост и вернулся в екатеринбургский клуб.

Исправить «наследие Питерса» Заварухину не удалось. В планы вмешалась пандемия коронавирусной инфекции, которая на тот момент захватила весь мир. Регулярный чемпионат не был доигран, а екатеринбургский клуб так и остался за бортом восьмерки сильнейших коллективов Восточной конференции КХЛ.

Сезон 2022-2023. Не теряем веру

На новый сезон «Автомобилист» сохранил костяк и вновь заявлял об амбициях. В этот раз громкие трансферы себя оправдали. Кёртис Волк по решению КХЛ признан лучшим нападающим первого раунда плей-офф, Ник Эберт стал одним из ведущих атакующих защитников, а титулованный форвард Сергей Широков мощно поработал над атмосферой в раздевалке, не забывая о своих обязанностях на льду.

Екатеринбуржцы хорошо начали сезон, много забивали и стали лидерами в своей конференции, значительно оторвавшись от соперников к концу первой части чемпионата. Однако после декабрьской паузы команда изменилась до неузнаваемости: пропали победы, началась затяжная серия поражений. Только запас очков позволял держаться в верхней части таблицы. Хоккеисты не паниковали, спокойствие выражал и главный тренер, а неудачи списывал на индивидуальные ошибки игроков и невезение. В итоге уральцы финишировали четвертыми на Востоке и получили право начать главные игры сезона на домашней арене.

В плей-офф «Автомобилист» на равных сражался с «Металлургом». Соперники не уступали друг другу, а серия затянулась на семь матчей. Магнитогорцы оказались опытнее, поэтому выбили екатеринбуржцев из гонки за Кубок.

Несмотря на невыполненные задачи, в конце сезона был продлен на два года контракт с Николаем Заварухиным. Ранее в Екатеринбурге ни с одним главным тренером не продлевали контракт после неудовлетворительного выступления команды.

Сезон 2023-2024. Историческое достижение

Команде из Екатеринбурга покорилось историческое достижение – уральский клуб впервые добрался до полуфинала КХЛ, успешно преодолев два раунда плей-офф Кубка Гагарина. 

В межсезонье менеджмент клуба не стал делать кардинальных изменений, как было прежде, а сохранив костяк команды, выбрал стратегию точечных усилений. В первую очередь искали топового голкипера и с несколькими клубами поборолись за Евгения Аликина. В центр взяли Алексея Бывальцева. Подпись в контрактном соглашении поставил Кирилл Воробьев, который впоследствии стал лучшим по блокшотам в плей-офф среди всех защитников Лиги.

Сезон «Автомобилист» начал хорошо, но к декабрю опустился на седьмое место Востока. Поползли слухи об отставке главного тренера. Однако Заварухин свой пост не покинул и исправил положение дел. Команда финишировала на четвертом месте в регулярке.

В первом раунде плей-офф уральцы встретились с «Ак Барсом». Глыба тренерского цеха Зинэтула Билялетдинов во главе казанского клуба, титулованные хоккеисты, имеющие кубковый опыт, на первый взгляд были способны одолеть уральцев, у которых подобного бэкграунда не было. Однако – сенсационные 4-1 в серии. «Автомобилист» наказал соперников за удаления и слабую реализацию моментов и пробился во второй раз в своей истории во второй раунд.

В четвертьфинале клуб из Екатеринбурга сражался с петербургским СКА. Это произошло благодаря нововведению – перекрестному плей-офф. И снова 4-1 в серии. И снова сенсация! Уральцы безжалостно выбили амбициозную команду Романа Ротенберга из битвы за Кубок.

В своем первом в истории полуфинале Кубка Гагарина «Автомобилист» встретится с магнитогорским «Металлургом». У Андрея Разина – наставника команды из Магнитогорска – личная мотивация, он никогда не скрывал, что игры с клубом, который он однажды возглавлял, для него принципиальны. Исход противостояния был непредсказуем, но «Магнитка» взяла верх – 4:3 в серии. В этот мезоне «Металлург» стал чемпионом, одолев «Локомотив» в финале, а у «Автомобилиста» в копилке бронзовые медали чемпионата Континентальной хоккейной лиги и бронза чемпионата России от ФХР.