4 мин.

Гонка моей жизни - Ники Лауда

Гран При Португалии, Эшторил

21 октября 1984 года

«МакЛарен-ТАГ MP4/2»

Ники Лауда начал выступать в горных гонках в середине 60-х. затем, после «Ф-3» и «Ф-2» дебютировал в «Ф-1» в Австрии в 1971 году, после получения самого известного банковского кредита в истории гонок. Он впервые запомнился в 1973-м хорошими выступлениями за «БРМ». В 1974-м он перешел в более сильную «Феррари» и выиграл свой первый Гран При в Бельгии. В следующем году он выиграл и свой первый титул. Он был близок к повторению этого в 1976-м перед почти смертельной аварией на Нюрбургринге. Он отважно вернулся перед финишем сезона, но проиграл Джеймсу Ханту. Он снова победил в 1977-м, а затем провел два, большей частью неудачных, сезона в «Брэбэме», перед тем как внезапно уйти в конце 1979 года. Он вернулся в 1982-м с «МакЛареном» и выиграл титул в 1984-м. Он окончательно ушел в конце 1985 года, имея 25 побед. После того, как он занимался делами своей авиакомпании и командой «Ф-1» «Ягуар», сейчас он телевизионный эксперт «Формулы-1».

 

 

Гонку моей жизни очень легко выбрать. Это была последняя гонка в 1984-м году в Португалии, где я выиграл чемпионат, опередив на пол-очка своего напарника Алена Проста. Я думаю, это была наиболее трудная гонка для меня.

Я выступал за Рона Денниса и «МакЛарен». В предыдущий год мы разработали турбодвигатель «ТАГ» (прим.пер.- Официально двигатель назывался «ТАГ Порше», но от «Порше» там были только деньги. То, что Лауда не называет двигатель по его более известному немецкому имени, о многом говорит). Это действительно была полностью моя работа, которую я проделал вместе с Джоном Уотсоном. Джон был очень приятным напарником и мне нравилось работать с ним. Между нами было хорошее соперничество, потому что когда он действительно хотел, то был быстрым, но, с другой стороны, я всегда опережал его.

В конце 1983-го года Джон и его менеджер постоянно говорили о деньгах, и он не подписал новый контракт. Затем Прост покинул «Рено» в конце сезона – никто этого не ожидал – Джон не подписывал контракт с Роном и неожиданно маленький француз стал моим напарником!

Я не был рад этому, потому что я разработал «МакЛарен-ТАГ турбо». Но даже когда Прост пришел в команду, я думал: «Это не проблема. Я буду быстрее и быстрее, и маленький француз не доставит мне неприятностей».

Но когда мы приехали на первую гонку, он опередил меня в квалификации. Затем в Бразилии я лидировал, но сошел из-за проблем с электрикой. И когда я вернулся в отель, то увидел его по телевизору выигрывающим гонку. Я подумал: «Дерьмо! Хорошее начало для Проста в команде!»

Он был большим вызовом, чем Уотсон, поэтому я начал действовать всерьез. Мне кажется, что я лучше был готов к квалификациям, но я не мог использовать двойную мощь двигателя на один квалификационный круг так, как это делал Прост. Я пытался в течении трех или четырех гонок, а затем я понял, что никогда не смогу опередить его в квалификации.

Поэтому я догадался переключиться с работы в пятницу и субботу на работу в гонке. Хотя я не квалифицировался так высоко, как он, в большинстве гонок я был лучше его (прим.пер.- Строго, говоря, это не так. Прост и Лауда в том году совместно провели 16 гонок. Каждый был впереди партнера 8 раз. Причем один раз победа Лауды над Простом получилась за пределами очковой зоны).

Это было очень плотное соперничество. Он сделал несколько ошибок в том сезоне, как и я. Все решалось в Португалии и я имел небольшое преимущество в очках. Квалификация здесь была ужасной. Он был вторым, а я где-то 11-м на старте. И я знал, что если я финиширую вторым позади него, то выиграю титул.

Как ни странно, перед гонкой я знал, что если не совершу ошибки – например, врезавшись в кого-нибудь, сломав антикрыло или что-то наподобие этого – я могу это сделать. Но каждый думал, что Прост уже выиграл чемпионат. Я помню, что «Мальборо» напечатало тысячи постеров, на которых Прост был чемпионом!

Я застрял в трафике на пол-гонки. Я не мог пройти кого-либо, потому что в самом начале мое турбо сломалось. Я не мог развить скорость и поэтому не мог обогнать кого-нибудь. Я чувствовал себя идиотом.

Затем я прошел нескольких парней и обнаружил, что снова могу ехать быстро. Вскоре я проходил соперников одного за другим. Я помню, что у Мэнселла были проблемы с тормозами, и я обогнал его в борьбе за второе место, но мне кажется, что я обогнал бы его в любом случае.

Под конец моя машина была не так уж и плоха и я ехал все быстрее и быстрее. Проблемой было то, что я расходовал слишком много топлива, а турбо был сломан, поэтому мои датчики показывали неправильные данные о расходе топлива. Последние пять или шесть кругов я всерьез боялся, что моя машина может остановиться – слава Богу, этого не произошло.

Итак, я финишировал вторым за Простом, что было достаточно. Это было очень требовательная и сложная гонка, особенностью было то, что результаты были очень плотными. Это был действительно тяжелый сезон для меня и Проста, потому что мы сражались с начала сезона, пытаясь выигрывать гонки и набирать очки.

Прост был крайне расстроен. Он был огорчен, потому что сделал все, что было в его силах. Он едва не расплакался на подиуме!

Но я сказал ему: «Это гонки. Ты проделал хорошую работу, но и я тоже. Не беспокойся, ты выиграешь в следующем году».