10 мин.

«Зенит» тратит в два раза больше «Краснодара». Почему тогда они равны?

Рассуждения Андрея Савина.

«Краснодар» лидирует в РПЛ перед очной встречей с «Зенитом». В случае победы лидер оторвется от петербуржцев на 8 очков и, вероятно, выкинет действующего чемпиона из титульной гонки, хотя стоимость составов несоизмерима. Transfermarkt оценивает зенитовский в 181 млн евро, а краснодарский в 88. Разрыв в зарплатах еще показательнее. По налоговым отчетностям (туда входят траты на весь персонал, не только футболистов), «Зенит» за пять лет выплатил сотрудникам минимум 45 млрд рублей (470 млн евро, число приблизительно, потому что нет данных за 2024-й), тогда как «Краснодар» всего 17,9 млрд рублей (180 млн евро), то есть в 2,5 раза меньше.

Как с такой разницей в деньгах клубы оказались равны на поле? Или все же не равны, и «Зениту» просто не повезло? 

Как сильно результат зависит от денег?

Впервые о существовании высокой корреляции между зарплатами и очками в таблице заговорили авторы книги «Футболономика» Саймон Купер и Стефан Шимански. За 10-летний период зарплаты объясняли более 90% вариаций в позициях команд АПЛ и Чемпионшипа.

Но не все так просто: вы вряд ли улучшите результат, если просто поднимите зарплаты текущему составу в два раза. То есть основный принцип успеха заключается в привлечении более сильных игроков. При этом на заработки футболистов часто влияет результат.

«Связь между зарплатами и успехом работает в обе стороны, – объяснял бывший глава аналитического отдела «Ливерпуля» Иан Грэм в книге «Как выиграть АПЛ». – Высокооплачиваемые игроки помогают добиться успеха, но успех также способствует росту зарплат. Возьмем, например, «Норвич», который перемещается между Премьер-лигой и Чемпионшипом. Условия в контрактах игроков, связанные с вылетом и повышением в классе, означают, что они получают больше в сезонах Премьер-лиги и меньше в Чемпионшипе – фонд зарплат следует за успехом.

Аналогичный процесс происходит и на вершине таблицы: большинство команд выплачивают бонусы за квалификацию в Лигу чемпионов или победу в чемпионате. В «Ливерпуле» мы включали в контракты стимулирующие условия, чтобы финансовое вознаграждение игроков соответствовало успехам клуба. В сезонах, когда мы квалифицировались в Лигу чемпионов или выигрывали титул, игроки зарабатывали больше. В Германии связь между успехом и зарплатами ещё более конкретна: в контрактах игроков прописаны выплаты за каждое набранное командой очко. 

Также играет роль эффект фильтрации. Игроки, которые переходят в клуб и показывают успешные результаты, получают предложения остаться – с повышением зарплаты. Те, кто провалился, не получают повышения. Если клубу, благодаря удаче или грамотным решениям, удалось подписать хороших игроков, фонд зарплат должен расти, чтобы удержать их в долгосрочной перспективе».

Зависимость между вложениями и результатами есть, но она скорее обозначает диапазон, ориентируясь только на деньги, невозможно предсказать, как сыграет клуб в сезоне. Например, с 2012 по 2023 «Ливерпуль» потратил на трансферы (учитываются только чистые траты) в 2,5 раза меньше «МЮ», в 2 раза меньше «Сити» и значительно меньше, чем «Арсенал» и «Челси». При этом зарплаты были меньше, чем в «Сити» и «МЮ», и немного выше, чем у «Челси».

При сопоставимых тратах на трансферы «Ливерпуль» выиграл АПЛ и ЛЧ, а с 2016/17 по 2020/21 в среднем набирал 83 очка за сезон – второй результат после «Манчестер Сити».

Грэм подчеркивает: «Важен только результат относительно общих затрат. В целом мы потратили на основной состав более чем на 20% меньше, чем «Манчестер Сити» и «Манчестер Юнайтед», и примерно на 5% меньше, чем «Челси». Худшие показатели среди большой шестерки были у «Арсенала»: их траты составляли около 85% от наших, но средний результат – всего 65 очков за сезон». 

Теперь вернемся к «Зениту» и «Краснодару» и посчитаем, сколько они вложили в состав с календарного 2019-го по 2024-й.

«Зенит»: 470 млн евро зарплат + 137 млн евро на трансферы (расходы минус доходы, данные Transfermarkt) = 607 млн евро.

«Краснодар»: 180 млн евро + 53 млн евро на трансферы (здесь тоже от расходов вычитаем доходы) = 233 млн евро.

За этот период «Зенит» набрал 398 очков, «Краснодар» – 309, а значит средняя цена очка у петербуржцев – 1,53 млн евро, а у краснодарцев – 0,75 млн евро. 

Обоснованы ли такие траты? С одной стороны, да. За это время «Зенит» ни разу не проигрывал РПЛ и зачастую заканчивал с солидным отрывом от конкурентов. «Краснодар» же даже не второй на этом отрезке. С другой, сейчас от доминирования петербуржцев мало что осталось. В прошлом сезоне «Краснодар» отстал от «Зенита» всего на 1 очко, в этом опережает на 5, а вероятность его чемпионства выше 50%. Хотя финансовая ситуация не поменялась.

«Зенит» и «Краснодар» правда команды одного уровня?

Стоит начать с того, что нет универсального критерия для сравнения уровня. Если ориентироваться на турнирную таблицу, то «Краснодар» и «Зенит» на одном уровне: занимают первую и вторую строчки и борются за чемпионство.

Для глубокого сравнения есть продвинутая статистика и визуальные впечатления. Команды Сергея Семака и Мурада Мусаева – одни из лучших по атакующим показателям: «Краснодар» доминирует по ожидаемым голам, «Зенит» лидирует по действиям в чужой штрафной.

Важно подчеркнуть, что лидерство отчасти обусловлено пассивностью остальных. Потому что абсолютного восхищения атака обоих клубов в этом сезоне не вызывала, были отрезки без особой яркости впереди. Петербуржцы проседали осенью из-за травм правого вингера Максима Глушенкова и центрального полузащитника Вендела, спорных вариантов в нападении и тактической нестабильности. Краснодарцы справлялись лучше, но тормозили на старте, а в начале весны обходились без важнейшего нападающего Джона Кордобы и главного креативщика Эдуарда Сперцяна.

Оборонительные показатели тоже в порядке. «Зенит» чуть лучше за счет владения и надежных центральных защитников Нино и Страхини Эраковича. «Краснодар» больше позволяет соперникам, но пропускает меньше всех в РПЛ благодаря отличной игре голкипера Станислава Агкацева.

Но некорректно говорить об игре, опираясь только на статистику. Точно так же нельзя рассуждать об уровне команд в отрыве от их финансовых возможностей..

Абсолютно нормально тратиться, если хочешь выигрывать титулы. «Зенит» шесть лет доминировал в РПЛ благодаря мощному ресурсу. Сейчас весь вопрос в рациональности использования этого ресурса. Летом 2023-го клуб не нашел замену ушедшим лидерам Малкому и Далеру Кузяеву, провалился с Марио Фернандесом и Вильзоном Изидором (хотя его продали на 2 миллиона дороже), зимой 2024-го выкинул 15 миллионов на Артура (а продал на 5 мллионов дешевле), летом 2024-го одновременно купил нападающих Лусиано Гонду и Александра Соболева в конкуренцию к Матео Кассьерре, зимой отдал 30 миллионов за вингера Луиса Энрике, но оказался не готов к продаже Клаудиньо и в панике схватился за Сашу Зделара после срыва полузащитников Родриго Саласара и Матеуса Перейры.

Несистемные трансферы привели к переизбытку вариантов на флангах и неразберихе в нападении, но не решили проблемы с недобором в центре поля:

«С уходом Клаудиньо центральная зона у нас просела на каком-то этапе, поэтому мы ищем тех игроков и ту систему, которая позволит нам использовать лучшие качества футболистов, которые у нас есть», – говорил Семак после матча с «Локомотивом» (1:1).

В итоге «Зенит» шатает:

● разрывал на старте благодаря ярчайшей связке Глушенкова и Вендела, но замедлился после травм Максима и микроповреждений бразильца;

● старался сохранить 4-3-3 и сдвигал Андрея Мостового на неудобный правый фланг, в итоге все равно пришлось меняться;

● упорствовал с тремя башнями в надежде совместить Кассьерру, Гонду и Соболева – неудачно;

● настроил новую атакующую структуру и вернул топ-форму Мостового, но глобально оставался таким же замедленным;

● новые 4-2-3-1 до сих пор не отлажены: Семак до конца не определился с позицией второго нападающего/десятки, не вписал Глушенкова и не нашел комфортного распределения ролей на правом фланге, где Максиму, Луису Энрике и Густаво Мантуану тесно, жертвовал Мостовым ради Кассьерры слева и не справился без Вендела в середине. Даже в оптимальном сочетании «Зенит» испытывает проблемы.

«Краснодар» тоже терял лидеров (летом ушли основной вратарь Матвей Сафонов и главный центральный защитник Хуниор Алонсо, к уходу был близок Джон Кордоба), слабо стартовал, никак не усилился зимой и задействовал меньше всех игроков в этом сезоне – 21. 

В реальности обойма еще меньше: правый защитник Александр Эктов с 2 минутами за «Краснодар» в аренде в «Пари НН», у Юрия Газинского 10 минут в этом сезоне, Кайо практически не играл до травмы основного центрального защитника Витора Тормены, центральный полузащитник Кевин Кастаньо уехал в «Ривер Плейт» уже после рестарта.

Состав «Краснодара»  выглядит шатко, но этого хватает для чемпионской борьбы на фоне проблем «Зенита». Команда Мусаева смотрится выигрышнее за счет тактической стабильности.

Где не хватает ресурса, прикрывает система. Ярче всего это проявилось на отрезке после рестарта, когда посыпались многочисленные кадровые проблемы. Перед возобновлением сезона Мурад Мусаев потерял ключевого центрального защитника Витора Тормену (так открылась дорога в старт для привозного Кайо), на несколько туров лишился главного креативщика Эдуарда Сперцяна, атаковал против компактного «Ростова» и силового «Факела» без единственного мощного форварда Джона Кордобы и творческого вингера Виктора Са и с более примитивными Мозесом Кобнаном и Олакунле Олусегуном.

Даже в таких условиях «Краснодар» нагнетал и создавал моменты благодаря действиям крайних защитников в ширине, творчеству вингера Жоао Батчи в полуфланге, стабильному поиску между линиями от центральных полузащитников (пусть и не такому эффективному, как в первой половине осени), открываниям Александра Черникова в штрафной с позиции восьмерки. Когда атака не справлялась – выручали дальние удары и стандарты, а проседающую защиту всегда страховал великолепный Агкацев. То есть у команды есть план А, В и даже С. 

Топ-матчи – маркер силы. «Краснодар» стабильно сильнее конкурентов благодаря отточенным механизмам. «Зенит» буксует при сбое атакующих алгоритмов, тактических решений Семака, нервной тасовки схем и ролей.

С 2023/24 «Зенит» набрал меньше всех очков в матчах с топами (19). У «Краснодара» только за этот сезон может получиться больше.

Лидерство «Краснодара» и падение «Зенита» – не стечение обстоятельств, а результат работы последних двух лет. «Краснодар» не прокачал состав относительно конкурентов, но прикрыл недостатки системой. «Зенит» некачественно распорядился ресурсом – это приблизило конкурентов и привело к прекращению доминирования. Теперь между командой Семака и другими топами нет футбольной пропасти.

Мой телеграм

Фото: РИА Новости/Виталий Тимкив; IMAGO/Nigel Keene, IMAGO/Elli Birch, Maksim Konstantinov/Global Look Press/Global Look Press