7 мин.

«В музыке есть Бетховен, и все остальное...» Музыка Пеле. Часть 1

Про Э́дсона Ара́нтеса ду Насиме́нту, известного во всем мире как Пеле, сказано, написано, снято и спето столько, что сосчитать все это, смогли бы лишь несколько миллионов трудолюбивых китайцев, да и то, скорее всего, только под воздействием сильнодействующих стимуляторов. Я, к счастью, не китаец, стимуляторов у меня, к сожалению, тоже нет, потому расскажу лишь о том, что интересно в биографии Пеле лично мне, а именно, о Музыке в его жизни.

Музыка стала важной частью его жизни, с тех пор как он в детстве услышал, как его отец играет на cavaquinho – бразильской разновидности укулеле. Пеле вспоминает: «Когда я был футболистом Сантоса (с 1956 до 1974 года), у меня было огромное количество свободного времени. Вместо того, чтобы слоняться вокруг отеля и ничего не делать, я брал гитару, наигрывал мелодии и сочинял песни. Я написал более 500 песен. Иногда я писал только текст, а иногда текст, сразу сочетался в моем воображении с мелодией. Даже сейчас, где бы я ни был, у меня всегда есть с собой диктофон, на который я записываю все, что приходит мне в голову. В каждом из моих домов есть гитара».

Пеле всегда сочинял свои песни как бард: и стихи, и музыку. Брал два-три аккорда на гитаре и начинал напевать. Это то, что мы называем «авторская песня». Очень простые мелодии, простые стихи, но в них чувствуются душа и сердцебиение, а это, пожалуй, важнее чрезмерной изобретательности в мелодии и тексте.

На этой записи, Пеле, во время встречи с маленькими футболистами, в окружении детей, поет песню про то, как здорово быть «лучшим в своем деле». Редкий, для Пеле, случай – песня на английском языке:

Некоторые из сочиненных Пеле песен, были записаны им совместно с бразильскими поп-звездами. В 1969 году, Пеле записал свой дебютный EP, совместно с самой популярной певицей Бразилии – Элис Режиной. Пластинка получила название «Elis Regina & Pele - Tabelinha (1969) EP». Автором обеих песен на пластинке, был Пеле. И «Vexamão» и «Perdão Não Tem», получили очень хорошие отзывы и очень быстро, и предсказуемо, стали популярными в Бразилии.

Это был союз двух людей, чья популярность в Бразилии била все рекорды. Элис Режина, уже несколько лет, была самой популярной, и высокооплачиваемой, певицей в Бразилии. Популярность Элис, позволяла ей открыто выражать негативное отношение, к правящей в Бразилии хунте. Она, к примеру, могла безнаказанно сказать на пресс-конференции, что Бразилией правят «гориллы». Пеле, в этот период, готовился к Чемпионату мира в Мексике, и уже являлся настоящим символом бразильского и мирового футбола, и национальной гордостью Бразилии. Его популярность, в те годы была столь же феноменальной, как и его футбольное мастерство.

В 1977 году, после окончания карьеры футболиста, Пеле записал главную песню для саундтрека, к документальному фильму французского режиссера Франсуа Райшенбаха. Фильм получил название «Pele» и, как не трудно догадаться, рассказывал про жизнь и карьеру «Короля футбола». Автором саундтрека к фильму, стал известный бразильский музыкант и композитор Сержио Мендес, добившийся в 60-е годы большой популярности в Бразилии (а в 2006 году получивший «новую» известность во всем мире, благодаря сотрудничеству с американской группой "The Black Eyed Peas"). Песню «Meu Mundo E Uma Bola», Пеле исполнил дуэтом с бразильской певицей Грасиньей Лепорас - женой Сержио Мендеса:

Через 2 года, Пеле выпускает свою первую сольную пластинку. Этой пластинкой, была ЕР, на которой были записи двух любимых собственных песен Пеле.

В 1981 году, Пеле откликнулся на предложение популярного бразильского певца, и своего хорошего друга, Жаира Родригеса записать песню «Cidade Grande», которую еще молодой футболист написал когда-то, находясь под впечатлением от жизни в большом городе.

По словам Пеле, он написал очень много песен для разных бразильских певцов в совершенно разных музыкальных стилях, но предпочитает, чтобы никто и никогда не узнал, что эти песни написал Пеле.

Он никогда не признавался, что писал те песни, потому что не хотел, чтобы общественность сравнивала «Пеле композитора» и «Пеле футболиста». «Такие сравнения были бы очень большой несправедливостью – мой футбольный талант был даром Божьим, а музыка всегда была для меня хобби – любимым развлечением» - говорит Пеле.

В то же время, Пеле всегда охотно соглашался петь публично. За свою жизнь, он побывал гостем на сотнях теле и радио шоу, в разных странах мира. На многих из этих программ, Пеле охотно соглашался спеть:

Это лишь несколько примеров того, как Пеле исполняет песни в различных телепрограммах. Забавно, что Пеле, на одном из телешоу, поет песню про Марадону, сидя напротив Марадоны.

Несколько раз, Пеле записывал песни для детей и вместе с детьми. Так, однажды, он записал песню о Рождестве и Санта-Клаусе, для детской телепередачи, ведущей которой, была Шуша Менегель - молодая бразильская актриса, певица и модель. Пеле и Шуша познакомились в 1980 году, на съемках обложки для одного из бразильских журналов. Сраженный красотою Шуши, и не пропускавший мимо себя красивых женщин, Пеле долго добивался расположения молодой модели. Это «завоевание» превратилось в шестилетний роман, который благотворно сказался на карьерном росте Шушы.

Однажды, Пеле попросили записать песню, которая должна была рассказать бразильским детям, как это хорошо и интересно – учить алфавит, и читать книги. Пеле с радостью согласился. Музыкальную аранжировку, для этой песни, сделал композитор Руриа Дюпрэ, в его студии «Banda Sonora», в Сан-Паулу. Пеле и Дюпрэ, очень быстро подружились. Эта встреча, превратилась в начало долгосрочного творческого союза. Дюпрэ считает, что все получилось только потому, что он заставлял Пеле по настоящему работать в студии. До этого момента, Пеле никто и никогда не воспринимал всерьез как певца. Дюпрэ заставил Пеле спеть песню про алфавит более 100 раз, устроив ему тем самым, «посвящение» в певцы.

Именно тогда, у Пеле родилась идея записи сольного альбома. И, конечно, он хотел, чтобы аранжировки к альбому писал Рурия Дюпрэ.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...