11 мин.

Нападающий, который сменил «Ньюкасл» на «Ливерпуль» и в итоге попал на обложку альбома «Битлз»

Центральный нападающий «Ньюкасл Юнайтед», которого преследовал «Ливерпуль», подумал, что было бы неплохо скрыться от всеобщего внимания. Он знал, что ситуация становилась все более напряженной. The Liverpool Echo уже опубликовал подробный анализ сенсационного трансфера. Итак, разыскиваемый нападающий отправился туда, где его никто не мог увидеть, — в кинотеатр.

Был полдень четверга, и Альберт Стаббинс и его жена Энн, довольные собой, просидели в темноте весь дневной сеанс. Когда он закончился, они отправились домой на автобусе.

Все это время вокруг них бушевала лихорадка. Восемнадцать клубов связались с «Ньюкаслом» по поводу запроса на трансфер, который Стаббинс подал около 24 часов назад. Стаббинс, известный своей убийственной мягкостью на поле — «Улыбающийся убийца», — продемонстрировал некоторые из своих качеств.

Следует признать, что поездка на съемки в автобусе — это далеко не то же самое, что посадка Александра Исака на частный самолет, чтобы в одиночку тренироваться в Сан-Себастьяне, что вызвало изысканный заголовок «Баскский сепаратист» в Tyneside, но случаи Стаббинса и Исака достаточно похожи, чтобы их можно было сравнить. Они также рассказывают нам о том, как изменилась футбольная культура.

В сентябре 1946 года два клуба лидировали в списке 18 претендентов на подписание контракта со Стаббинсом. Одним из них был «Эвертон», а вторым, как и в случае с Исаком в 2025 году, был «Ливерпуль». Услышав о просьбе Стаббинса покинуть «Сент-Джеймс Парк», представители обоих мерсисайдских клубов поспешили на северо-восток Англии, и пока Стаббинс смотрел свой фильм, оба они сидели в зале заседаний с главным директором «Ньюкасл Юнайтед» Стэном Сеймуром.

В четверг Liverpool Echo вышло с передовицей: «Золотая лихорадка в Ньюкасле: «Эвертон» и «Ливерпуль» стоят в очереди на получение Стаббинса».

Стаббинс на «Сент-Джеймс Парк» (Фото Barratts/PA через Getty Images)

Оба клуба быстро достигли финансового уровня, приемлемого для «Ньюкасла», исключив все остальные, кроме «Сандерленда». Главные конкуренты «Ньюкасла» разговаривали по телефону, делая ставки, как на аукционе произведений искусства.

Сумма трансфера составила £13 тыс., и все три клуба заявили, что заплатят ее. Только один трансфер в европейской истории стоил дороже — «Арсенал» заплатил Волкам £14 тыс. за Брина Джонса.

Но это было в 1938 году; тогда, в буквальном смысле, был другой мир. Это был первый полноценный сезон после Второй мировой войны. Это была новая эра для футбола, Европы, всего мира. Все мысли были заняты игрой, а не войной, и, как следствие, посещаемость выросла.

Каждый мерсисайдский клуб хотел снова стать чемпионом Англии, первым послевоенным чемпионом. «Эвертон» был чемпионом в последнем сезоне перед войной, 1938/39. Последний раз «Ливерпуль» выигрывал титул в 1923 году. Актуальность победы возросла после поражения от «Манчестер Юнайтед» со счетом 0:5 в последнем матче.

«Ньюкасл Юнайтед» тем временем выступал во Втором дивизионе. Но Сеймур — «мистер Ньюкасл» — разбирался в футболе, и в 27-летнем Стаббинсе Сеймур знал, что у «Ньюкасла» есть самое ценное, что есть на свете: бомбардир в расцвете сил.

Родившийся в Уоллсенде на реке Тайн, Стаббинс провел свои ранние годы в Соединенных Штатах, в Нью-Йорке и Детройте. Он вернулся в возрасте 12 лет и был страстным болельщиком «Ньюкасл Юнайтед». Рост Стаббинса составлял около 183 см, он носил ботинки 45,5 размера, в то время как средний рост мужчин в Великобритании составлял 168-170 см. Он был необычайно быстрым и храбрым перед воротами. Он провел за «Ньюкасл» 218 матчей и забил 237 голов. Стаббинс, известный своими хет-триками, оформил их аж 29 штуки.

Эти голы в основном были в футболе военного времени, но он все равно был на высоком уровне. «Не могу сказать, что я обнаружил большую разницу между футболом военного и мирного времени», — сказал он однажды. Во время войны он выиграл один чемпионат Англии, но тогда грозный Томми Лоутон был «девяткой» сборной Англии.

Как написал сэр Бобби Робсон, будущий менеджер «Ньюкасл Юнайтед», в своих мемуарах «Мой любимый клуб»: «Альберт Стаббинс был Аланом Ширером своего времени». Робсон также сказал: «Альберт был моим первым героем и первым горем, которое разбило мне сердце».

Стаббинс в цветах «Ньюкасла» (Barratts/PA Images/Getty Images)

Как только был согласован гонорар в размере £13 тыс., «Ньюкасл» начал обзванивать местные кинотеатры, чтобы узнать, может ли Стаббинс подъехать. Он не смог. К его дому в Уоллсенде было отправлено такси, но оно вернулось пустым. После четырех часов, проведенных в прокуренном зале заседаний на «Сент-Джеймс», они начали играть в карты.

Стаббинс прекрасно осознавал свою ценность и всеобщий интерес, но в тот вечер он рассказал Daily Mail: «Я просто пошел в кино с женой, а когда вернулся домой, сосед сказал мне, что меня ждут в «Парке». Поэтому я просто вернулся на автобусе».

Когда Стаббинс наконец прибыл на «Сент-Джеймс», его представили президенту «Ливерпуля» Биллу Макконнеллу и менеджеру Джорджу Кею, а также секретарю-менеджеру «Эвертона» Тео Келли. Когда Сеймур спросил, с каким клубом он хотел бы поговорить в первую очередь, Стаббинс добавил к сказанному: “Давайте подбросим монетку. Орел — «Ливерпуль». Решка — «Эвертон»».

Орел выиграл. «Сандерленд», который был первым юношеским клубом Стаббинса, а Стаббинс во время войны работал чертежником на верфи в Уэрсайде, не учитывался.

Услышав, что Макконнелл и Кей рассказали о планах на «Энфилде», и уже имея друзей в ливерпульской команде, таких как Джек Балмер, Стаббинс перешел в стан Красных. «В конце концов, я так и не поговорил с «Эвертоном», потому что был очень впечатлен предложением «Ливерпуля»», — позже рассказывал Стаббинс.

Как и сегодня, весьма вероятно, что контакт между «Ливерпулем» и Стаббинсом был установлен задолго до этого — это был его второй запрос о трансфере. Задержка позволила «Ньюкаслу» подписать нового центрфорварда, Джорджа Стоббарта из «Мидлсбро», за день до второго запроса Стаббинса. Три недели спустя £13 тыс., полученных клубом с «Сент-Джеймса», пошли на подписание контракта с блестящим Леном Шеклтоном с Брэдфорд-Парк-авеню. Стаббинсу не пришлось пробиваться силой, все было организовано. «Ньюкасл» не унывал.

По словам 13-летнего Бобби Робсона, «когда «Ньюкасл» продал его «Ливерпулю», я почувствовал себя преданным».

«Ливерпуль» в сентябре 1949 года, Стаббинс в центре первого ряда и Боб Пейсли вверху справа (Allsport Hulton/Архив)

В тот четверг днем Стаббинс побывал в кинотеатре «Ньюкасла», а 48 часов спустя вышел в стартовом составе «Ливерпуля» на матч с «Болтоном». День был дождливый, но 35 000 человек пришли на «Бернден Парк» посмотреть на Стаббинса, а Liverpool Echo сообщило: «Дорога Ист-Ланкашир-роуд была забита машинами от Ливерпуля до Болтона».

Под заголовком было написано: «Стаббинс победил в Мадларке». При счете 1:1 Стаббинс забил на 82-й минуте. (Хотя «Ливерпуль» забил третий на последних секундах, заголовок был написан до этого).

Это было прекрасное начало. До появления телевидения и из-за войны многие приезжали посмотреть на нового нападающего «Ливерпуля», потому что его почти не было видно в видеохронике. «Стаббинс — крупный парень с чертами боксера и размашистой походкой, — сообщает The Echo. — Он говорит, что у него нет прозвища, но пройдет совсем немного времени, и его золотистые локоны приобретут неизбежное «Рыжее» прозвище от «Спион Копа»».

А в следующий понедельник хорошие первые впечатления подтвердились: «Не сомневайтесь, Стаббинс — мастер своего дела».

Эффект от ажиотажа был заметен во время домашнего дебюта Стаббинса в следующую субботу против «Эвертона». Это было первое дерби «ва-банк» с довоенных времен, и местные газеты сообщали об очередях с 9:30 утра и закрытии турникетов в 14:30. Счет был 0:0.

В сообщениях упоминаются болельщики, стоявшие в очереди — одним из них был Джеймс Макдональд из Бутла, который впервые увидел игру «Ливерпуля» «50 лет назад». Он «беспристрастно» следил и за ними, и за «Эвертоном». Другим был Уильям Хип, демобилизованный солдат, который думал, что сможет выдержать многочасовое ожидание под дождем, учитывая, что он участвовал в высадке в Нормандии. В современном футболе не было присущего ему самомнения.

Против «Болтона» Стаббинс забил первый из 24 голов в своем первом сезоне. «Ливерпуль» занял восьмое место. Когда в декабре он отличился в матче с «Сандерлендом» (4:1), «Ливерпуль» был вторым. К концу мая 1947 года «Ливерпуль» вышел на первое место, и Стаббинс забил решающий гол в матче с Волками одержав победу со счетом 2:1. «Ливерпуль» стал чемпионом. Стоимость проезда на автобусе, билеты в кино, ожидание на «Сент-Джеймсе» — все это того стоило.

Стаббинс играет против Лесли Комптона из «Арсенала» на «Хайбери» в 1949 году (Эдвард Миллер/Keystone/Getty Images)

«Ливерпуль» также вышел в полуфинал Кубка Англии, благодаря хет-трику Стаббинса в матче четвертьфинала против «Бирмингема». Именно в этот день он забил свой «Гол на снегу» — головой после навеса Билли Лидделла, который сразу же вошел в фольклор «Энфилда».

«Ньюкасл» также вышел в полуфинал. Моог бы состояться «финал Стаббинса», но и «Ливерпуль», и «Ньюкасл» проиграли. После поражения «Ньюкасла» капитан Джо Харви и заменивший Стаббинса Шеклтон объявили «забастовку», как написал Шеклтон в своей автобиографии. Обещания клуба не были выполнены. Исак подумает, что это звучит знакомо. «Какая это была история для газет», — сказал Шеклтон.

Альберт Стаббинс родился в этот день 104 года назад. «Ливерпуль» подписал его контракт с «Ньюкаслом» в 1946 году, и вот этот знаменитый прыжок головой в снег. Благодаря голам Альберта Стаббинса Красные в 1947 году были на пути к очередному чемпионскому титулу. #YNWA #LFC https://t.co/NP9HSwTgwX

— «YNWA» - История футбольного клуба «Ливерпуль» (@LFCHistoryShow), 13 июля 2023 г.

В своем втором сезоне на «Энфилде» Стаббинс снова забил 24 гола. Однако этого оказалось недостаточно, чтобы сохранить титул, и «Ливерпуль» опустился на 11-е место.

Это не повлияло на стремительно растущую популярность Стаббинса. Его имя прочно вошло в местную культуру — «А-Л-Ь-Б-Е-Р-Т, Альберт Стаббинс — тот, кто мне нужен», — так скандировали на детских площадках Мерсисайда. Один из тех, кто, должно быть, слышал это, когда рос неподалеку от Пенни-Лейн, был Джон Леннон.

Как могли заметить Стаббинс и Исак, Леннон жил на Ньюкасл-роуд, в доме номер девять. Он родился 9 октября и позже написал песню #9 Dream, которая вошла в его сольный альбом Walls and Bridges 1974 года. В качестве иллюстрации Леннон использовал картинку, которую он нарисовал мальчиком, изображающую финал Кубка Англии 1952 года между «Ньюкаслом» и «Арсеналом». На ней изображен игрок «Ньюкасла» под №9, Джеки Милберн. «Это просто цифра, которая преследует меня повсюду», — сказал Леннон.

Пол Маккартни чувствовал то же самое, вот почему, когда в 1967 году The Beatles собирали 71 имя и лицо для обложки своего первого альбома Sgt Pepper, единственным футболистом, которого они выбрали, был Альберт Стаббинс. «Битлз» прислали ему экземпляр с автографом, Маккартни прислал телеграмму. «Отличная работа, Альберт, за все эти славные футбольные годы. Долгих тебе лет».

Группа сержанта Пеппера «Клуб одиноких сердец», Стаббинс (улыбающийся, с зачесанными назад волосами) между Джорджем Харрисоном и Марлен Дитрих (Архив Майкла Окса/Getty Images)

Тогда Стаббинс вернулся в Тайнсайд и работал спортивным журналистом. Он провел на «Энфилде» шесть полных сезонов, но, хотя он сыграл в финале Кубка Англии 1950 года, уже в 1948 году возникли проблемы с контрактом, а также травмы. Он вернулся в Тайнсайд и тренировался с «Гейтсхедом»; в декабре 1950 года Стаббинс пропустил игру «Ливерпуля» по «домашним причинам»; в феврале 1951 года «Мидлсбро» предложил «Ливерпулю» £18 тыс., но трансфер не состоялся.

В сентябре 1953 года, в возрасте 34 лет, Стаббинс покинул «Ливерпуль», чтобы перейти в северо-восточный «Ашингтон», не входящий в Лигу. Газета Morpeth Herald сообщила, что за вознаграждение в размере £3 тыс. «Альберт переходит в качестве играющего тренера на позицию центрального полузащитника, где он всегда и хотел играть».

Возможно, для кого-то это было новостью, но незадолго до его ухода ливерпульская Daily Post  назвала Стаббинса «самым загадочным человеком, когда-либо известным в футболе».

После завершения игровой карьеры в 1960 году Стаббинс ненадолго вернулся в США, чтобы тренировать команду «Нью-Йорк Америкэнс» в Американской футбольной лиге. В интервью New York Times того времени говорилось: «В футбол, — терпеливо объясняет Стаббинс неискушенному журналисту, — играют по одиннадцать человек в каждой команде”.

Вскоре он вернулся к репортажам о действиях на северо-востоке и делал это на протяжении десятилетий — есть фотография Стаббинса с молодым Полом Гаскойном на тренировочной площадке «Ньюкасла».

Стаббинс поддерживал связь со своим коллегой по «Ливерпулю», выигравшим титул чемпиона мира в 1947 году, Бобом Пейсли, который тоже был родом с северо-востока. Стаббинс был живым связующим звеном между двумя помешанными на футболе северными английскими городами, одним из многих совпадений между клубами, которые не разделяют давней вражды, несмотря на то, что может показаться в августе 2025 года.

Кевин Киган мог бы рассказать вам об этом — легендарный игрок «Ливерпуля» и уважаемый игрок и тренер «Ньюкасла» в 1984 году провел свою знаменитую «вертолетную церемонию прощания» на «Сент-Джеймсе» в матче против «Ливерпуля». Рафа Бенитес — недавнее пополнение, любимое обоими болельщиками. Конечно, Исака не будут так тепло встречать в двух местах, если этот резкий шаг будет осуществлен.

Стаббинс скончался в конце декабря 2002 года. Робсон присутствовал на его похоронах в Тайнмуте. На следующем домашнем матче «Ньюкасл Юнайтед» обе команды носили черные повязки в честь Стаббинса.

В гости приехал «Ливерпуль».

Автор: Майкл Уокер

Фотография обложки: Деннис Ульдс/Central Press/Getty Images; дизайн: Имон Далтон

Приглашаю в свой телеграм-канал — переводы статей о футболе и порой просто новости и еще много всего интересного!