8 мин.

«Бежим по правой бровке – это, Варлам, усердные тренировки». Новый фильм об истории футбола России – идти не советуем

Головин посмотрел все за вас.

В кинопрокат выходит «Дикая лига» – исторический фильм о зарождении футбола в России. Действие происходит в Москве в начале XX века, в главных ролях – болельщик «Спартака» Дмитрий Назаров (тот самый, кто написал стих о Каррере, а Глушаков и Ещенко лайкнули), Владимир Яглыч, Иван Охлобыстин и британский актер из 80-х Эдриан Пол. 

Кроме них афиша заманивает Артемом Дзюбой, Алексеем Миранчуком и Романом Зобниным. Правда, все трое появляются на экране всего на 10 секунд – они уже в 2019-м идут по заполненному компьютерной графикой стадиону в форме сборной (на самом деле они шли на базе по беговой дорожке и отдельно друг от друга). Это режиссерская отсылка к настоящему, весь остальной фильм – о прошлом. И, как уверяют авторы дисклеймером в начале: «В основу сюжета легли реальные события».

Из реальности точно взяли антураж: 

• в начале XX века большинство футболистов в стране – британские рабочие, из местных в игру верили только сумасшедшие энтузиасты, которые считали, что пустой стадион – это поправимо, и продолжали собирать команду;

• самое популярное место для матчей – Сокольники, форма напоминает пижаму;

• существуют официальные команды; остальные, собранные из кого попало, не зарегистрированные и не оплатившие взнос, называются дикими;

Остальное – вымысел, в том числе сюжет.

Все неожиданно начинается с боев стенка на стенку. Провинциал Варлам (его играет Владимир Яглыч) с женой Маликой (Аделина Гизатуллина) приезжает на заработки в Москву и сразу на рынке участвует в международном бою. Его организуют русский фабрикант Балашов (Дмитрий Назаров) с помощником Яшей (Иван Охлобыстин) и англичанин-авантюрист Паркер (так и не постаревший Эдриан Пол), оба – увлеченные ставками. После схватки боссы собираются в кабаке «Хамовники» (дальше будет пиво «Хамовники» – очевидный продакт-плейсмент) и прихватывают с собой Варлама, так поразившего в драке. 

Балашов считает, что бои устаревают, а будущее – за футболом. И предлагает Паркеру пари – матч против его команды. Англичанин соглашается и берет в британский состав силача Варлама, который никогда не видел мяч. Дальше любовь (жена Паркера Элис хочет отбить Варлама у Малики), убийство одного из главных героев, тайный агент, злая сила, матч с прообразами комментаторов, тренерских установок и решающей ролью натурализованных легионеров. Вроде ничего не упустили. Это если коротко.

Ниже – три абзаца спойлеров для тех, кто точно не собирается смотреть «Дикую лигу» (если вы не хотите знать развязку, пролистайте их). 

***

Варлам крайне старателен и после тренировок с британским коучем становится лидером команды легионеров. Прямо перед матчем Элис (Олеся Судзиловская), которой понравился Варлам, заставляет слугу убить Малику, Варлам чувствует что-то странное и проваливает игру. Британцы проигрывают, из-за этого Паркер теряет крупную сумму, которую ему выдал в долг злой парень Сатана. За это он убивает Паркера тростью в кабинете, а Элис отправляет в публичный дом. Малика тем временем выживает – перерезает горло слуге, который чуть ее не задушил, – и оказывается в тюремной камере. Варлам разыскивает ее, за освобождение у него просят взятку – тысячу рублей. Таких денег нет, но выручает фабрикант Балашов. Он освобождает девушку, а взамен просит Варлама сыграть в его команде. Новая цель Балашова – игра против профессионалов под капитанством князя и племянника императора. Правда, племянник соглашается на пари только после того, как Балашов ставит на кон свою фабрику. 

Перед игрой у Балашова нет полноценной команды – один Варлам. Набирает он ее почти как «Химки» в 2009-м: зовет двух клоунов, англичан, оставшихся от Паркера, и других необычных персонажей. Тренирует их британец. Сатана мечтает отыграться и ставит против Балашова. Неожиданно помощник Балашова Яша оказывается агентом Сатаны – тот говорит, что в случае победы отдаст ему половину выигранной фабрики. Если Балашов станет нищим – всю фабрику. Чтобы ослабить команду конкурента, они похищают Малику. Варлам снова подавлен и проваливает первый тайм. В перерыве выясняется, что Яша все же двойной агент – он освобождает Элис и Малику, которую приводит на стадион. Варлам выходит на второй тайм супермотивированным. 

На игре Балашов получает от Яши разоблачающие Сатану документы, злодея уводят полицейские. Команда Балашова и Варлама выигрывает. За матчем смотрит полный стадион и даже император, который подписывает фабриканту указ о создании лиги. 

***

В первых 50 минутах (общая продолжительность – почти 2 часа) – минимум сюжетных поворотов. На экране сменяют друг друга актеры и декорации, но ощущения единого фильма нет. Кажется, что перед нами нарезка эпизодов, которые режиссер почему-то не отправил в корзину. Или запасся ими, чтобы растянуть историю на сериал. Более того, из бесполезных диалогов мы не узнаем даже характеры героев, их прошлое, мотивацию, сюжет не ставит перед ними проблем. Хорошие фильмы отличаются от посредственных тем, что режиссеру достаточно получаса, чтобы зритель сложил мнение о персонажах и начал переживать. Спустя половину «Дикой лиги» мы видим: 

• Балашова (Дмитрия Назарова) с тем же набором ухмылок, тембром и будто даже шутками, что и в «Кухне», который почему-то хочет развивать футбол. Он не объясняет, зачем ему сдалась эта игра – только постоянно повторяет, что за ней будущее. 

• Варлама с абсолютно пустым взглядом, который берется за все, что ему предлагают, и никак не проявляет себя, чтобы начать ему сопереживать – невозможно сопереживать белому листу бумаги. 

• Паркера, который азартен, англичанин, знает хорошего тренера – на этом набор характеристик заканчивается. 

Итог: первые 50 минут можно проспать – смело включайтесь с этого момента. Начинается футбол и движуха там.

«Дикая лига» снята на деньги (сумма неизвестна) министерства культуры и кинокомпании «Союз Маринс Групп» – она и спродюсировала фильм (+ доходы от продакт-плейсмента – не только пиво, но и букмекеры из «Бинго Бум»). У компании, чью заявку одобрили в министерстве, плотные связи в органах. Для них она даже делала документалку про Дзержинского и ВЧК. 

Связи – наследство основателя Александра Куликова, бывшего морпеха, погибшего в результате крушения вертолета в 2016-м. Созданная им еще в 1995-м компания до сих пор занимается разнопрофильными проектами – от агробизнеса до вложения в ценные бумаги, но самый доходный сектор – строительство и гостиницы. В 2009 году она занимала 30-е место в рейтинге крупнейших рантье Forbes, владея несколькими гостиницами в Крыму и стройками в Подмосковье. Кинобизнес открылся в начале 2010-х: «Маринс Групп» продюсировала сериал «Морпехи», фильмы «Туфельки» (короткометражка, претендент на «Оскар» от России), «Вий» и «Пришелец».

Перед чемпионатом мира решили снимать про футбол. Под проект позвали режиссера Андрея Богатырева (участник московского кинофестиваля с «Иудой», ситком «СашаТаня»), которому помогал Арт Камачо из США (режиссер, актер, каскадер, в русской Википедии его страницы нет). Автор музыки, второй оператор и один из продюсеров – тоже иностранцы. Выпустить кино хотели еще в прошлом году, но все дедлайны сорвались, за что Минкульт даже оштрафовал продюсеров. 

«Фильм должны были сдать в декабре 2018 года. Если производство сильно затягивается, а потом он еще и собирает маленькую кассу, хотя позиционировался как массовое кино, мы будем обращать внимание на такие вещи при распределении субсидий», – ругался в январе 2019-го Владимир Мединский. 

Продюсер объяснял перенос сроков участием иностранных актеров, главным образом Эдриана Пола. Красавчик из 80-х все еще в хорошей физической форме, но давно не топ как актер – здесь можно закончить его участием в «Черной Розе» Александра Невского, но на фоне предсказуемых Назарова, Охлобыстина и странного Яглыча за 60-летним британцем даже хочется наблюдать. Странность в другом: создатели пригласили иностранца вроде бы для большей аутентичности, но при этом дублировали его (перевод не закадровый, а поверх голоса), обойдясь без субтитров. То же самое с Олесей Судзиловской, которая заговорила на английском, но переводил ее мужчина. 

В хороших фильмах музыка или запоминается, или не напрягает – звучит так, что на нее не обращаешь внимания. В «Дикой лиге» звуковой фон мешает. Он или пошлый, как та самая волнительная музыка в моменты как бы наивысшего напряжения из плохих сериалов на «НТВ», или неуместный (шотландские дудочки, больше напоминающие галльские мотивы из «Астерикса»), или провальный (рэп со словами «Бежим по правой бровке – это, Варлам, усердные тренировки. Вчера был форвард, сегодня стал чемпион»). 

Рэп появляется в футбольных сценах. Фрагментами они, как и отдельные удары в драках, сняты в слоу-мо. Вторичностью веет и от некоторых фраз. Например, общение с клоунами: «А чего вы такие грустные?» – «Так цирк уехал, а мы остались». 

Другие ситуации: 

«Мы не в аду – мы России» 

«На каком языке они будут разговаривать?» – «На языке футбола». 

Центральная по накалу сцена матча – речь тренера в перерыве, которая должна захватывать. Но прочитаем ее внимательно: «Сдаться – легко. Умереть – легко. Выиграть – тяжело. И мы выиграем. Вместе». 

Иногда ответы героев гиперпредсказуемые. Предугадать можно даже некоторые сцены целиком. Например, один персонаж собирается похитить и убить девушку. При этом они знакомы и находятся в одном дворе. Как показать, что между ними намечается нечто страшное? Ну конечно, она должна пройти рядом с ним, что-то почувствовать, обернуться и словить его недобрый взгляд под зловещую музыку. 

Все это не значит, что фильм – полный провал. Он просто необязательный и пустоватый. Не удивлюсь, что некоторым даже понравится – если не заснуть в начале, то смотреть его легко, можно найти пасхалки (ресторан «Кофемания», натурализованный легионер, который в решающем матче делает 1+1, ставки, договорняки), есть обрывки юмора и футбол, хоть и снятый предельно бюджетно. 

Не надо ждать от «Дикой лиги» многого. Он как Дзюба в финальной сцене – хочется увидеть, но назавтра уже забыл. 

Фото: кадры фильма «Дикая лига»