Мойзес высказался о новичках ЦСКА

В интервью клубной пресс-службе наш бразильский защитник рассказал о количестве комнат, которое занимает его домашний тренажерный зал, отметил нововведения в питании от Хосе Блеса и, конечно, сообщил о прогрессе в изучении русского языка.
Мойза, на старте сезона эксперты и аналитики выделяют армейцев, называя одними из лучших в лиге. Как бы ты описал нашу игру?
— Я бы сказал, что все только начинается. Всего-то прошло шесть туров и бросаться громкими словами точно не стоит. Да, мы много работаем ради результата, выполняя все требования главного тренера. Тем не менее нам есть в чем еще прибавлять.
В твоем активе уже три голевые передачи. Сделаем прогноз до конца сезона?
— Знаешь, не хотел бы ставить цель только по одному показателю, потому что предпочитаю помогать команде комплексно. Но, безусловно, я стремлюсь как можно чаще создавать голевые моменты для партнеров своими передачами.
Из этих трех голевых, какая самая красивая для тебя?
— Учитывая, как складывался матч против «Рубина», мне больше всего понравилась голевая на Тамика (Тамерлана Мусаева — прим.ред). Здорово, что та передача помогла ему прервать свою серию без голов.
Активность у чужих ворот – требование Фабио Челестини?
— Любой футболист всегда хочет прибавлять и учиться чему-то новому. Фабио много дает нам как на поле, так и на теории. Да, при нем мы стали быстро выходить из обороны в атаку. И что действительно привлекает мое внимание в его работе, так это то, как он всегда ставит спортсмена во главу угла. Фабио постоянно хочет видеть улучшения в каждом матче вне зависимости от результата.
В команде появился нутрициолог Хосе Блеса. Тебе, как человеку, которому важно физическое состояние, наверное, интересно перенимать опыт от такого специалиста.
— На мой взгляд, ЦСКА привел очень хорошего специалиста. Во всех топ-клубах есть диетолог – спортсменам он просто необходим. Лично для меня это отличная история, потому что раньше я платил за такие услуги, а теперь в команде есть профессионал в этой области.
Что конкретно мог бы выделить в работе с ним?
— Наше питание модифицируется в зависимости от количества матчей на неделе. Например, когда запланировано две игры, ты должен съесть вот столько белка и столько углеводов. И подход индивидуален для каждого. У меня есть повар дома, и Хосе расписывает мой рацион питания на семь дней. Это очень помогает мне быть еще сильнее.
Расскажи немного подробнее про личного повара.
– Это супружеская пара из Бразилии, они давно работают у нас дома, и мы их отлично знаем. Важно заботиться о питании, делать это правильно, и они помогают нам в этом.
Как поживает твой домашний спортзал? Усовершенствовал его?
— Хочется развить его в части физиотерапии. Да, я стараюсь покупать все необходимые тренажеры и приборы для улучшения своей производительности. Честно, я не знаю точное количество своих тренажеров, но поверь — их достаточно (смеется).
Они занимают одну комнату или пришлось расширяться?
— Одна комната — тренажерный зал, вторая предназначена для физиотерапии и восстановления.
Вау! Соседи не жалуются?
— Слава богу нет (смеется). Они знают, что я спортсмен и уважают мою работу. Никогда не было никаких проблем. Единственная жалоба, которая поступала, была из-за дочки, которая слишком громко бегала по квартире (смеется). То есть, она бегает громче, чем я поднимаю железо (смеется).
Но на самом деле я выполняю много дополнительной работы. И, конечно, я не делаю ее во вред основному тренировочному процессу — тут все согласовано. Современный футбол претерпел изменения, поэтому профессиональному игроку просто необходимо тщательно следить за своим физическим состоянием.
С соседями можешь поговорить на русском?
– Да, стараюсь практиковать его. Я поставил цель – выучить русский язык. Это мой осознанный выбор, чтобы чувствовать себя раскованнее как в клубе, так и в городе. Хочу как можно глубже погрузиться в российскую культуру. Сейчас я увеличил количество часов с репетитором.
Как часто теперь?
– Раньше я занимался два раза в неделю, теперь – четыре.
Мощно! А супруга Лариса тоже учит? И будет ли дочка Елена его учить?
– Они, конечно, меня поддерживают в моем желании, но в семье только я изучаю. Если заглядывать в будущее, то наверняка дочка пойдет в детский сад с русскими детьми, чтобы тоже учить язык.
Что самое сложное для тебя в русском?
– Грамматика. Но у меня нет спешки. Я иду своим темпом и не ставлю задачу выучить как можно скорее. В комфортной среде мне заниматься намного легче.
Этим летом к нам приехали несколько игроков из Латинской Америки. То есть будет много практики и на родном языке.
– Да-да. Приехал Алвес, Жоао Виктор, Верде, Ди Лусиано, Руис. Все они очень перспективные футболисты. У Алвеса вообще первый сезон в профессиональном футболе, а он уже показывает отличную игру. Здорово, что они пришли к нам летом, потому что в этот период, на мой взгляд, адаптироваться легче.
Да, были и трансферы на выход: команду покинули Роша и Келлвен, но я пожелал им успехов в дальнейшей карьере. Они отдавали себя на 100% на поле за ЦСКА, но это футбол и тут случаются трансферы, так что жизнь продолжается.
Когда Алеррандро приехал в Москву, ты помогал ему адаптироваться и знакомил со столицей. Что порекомендуешь новичкам?
– Конечно, я всем помогу. Например, с Матеусом проговорили определенные моменты: «Если тебе что-то понадобится, я обязательно помогу. Можешь рассчитывать на меня», – сказал я. Отмечу, что сотрудник нашего клуба Пётр Геллер на высшем уровне помогает в адаптации, поэтому все новички могут быть спокойны.
Новички уже знают, что «Мойзес – машина»?
– Ха-ха. У нас много хороших игроков!
Напомни, как родилась эта фраза.
– Помню, что впервые это слово я прочитал в комментариях. Полез в переводчик и узнал, что меня сравнивают с машиной. И Салимыч (Мурат Искаков – прим.) тоже называл меня машиной на тренировке. Так и прижилось.
Это твое любимое слово на русском?
– Однозначно (смеется)!
Мойзес – главная машина в ЦСКА?
– Одна из машин среди других крутых машин!
Михаил ГОНЧАРОВ