«Гончаренко не хотел портить мне карьеру». Караева не будет в ЦСКА, но вам стоит узнать его получше
От Давида отказались не из-за лишнего веса.
Две недели назад Давид Караев забивал за ЦСКА. 14 февраля — снова за «КАМАЗ», в Кубке ФНЛ в ворота «Ротора», с самостоятельно заработанного пенальти. Дважды Караев приносил пенальти и в Кампоаморе, по требованию Виктора Гончаренко сбросил несколько лишних килограмм, терпеливо выслушивал другие указания — но в итоге не поехал на третий сбор. ЦСКА остался с тремя форвардами, а «КАМАЗ» по-прежнему пытается продать Караева — и, как говорят, выручить за него около трехсот тысяч евро.
— В «КАМАЗе» не ожидали, что я вернусь. Кто-то даже успел попрощаться в чате команды в вотсапе. Но пока я с ними, — рассказал Sport24 Караев.
Прежде чем раззабиваться в «КАМАЗе», Давид менял в среднем по две команды в год, а начинал во Владикавказе.
— В Осетии у детей два выбора: или на борьбу идешь, или на футбол. Я сначала немного позанимался борьбой — видимо, не очень получалось, раз в итоге развернулся к футболу.
Все в Осетии тогда хотели быть похожими на Алана Дзагоева. Как и он, я начинал центральным полузащитником и тоже пошел в осетинскую футбольную школу. Потом уехал в Москву, в «Спартак», пробыл там полгода-год. Тогда был совсем юный, в 13 лет было тяжело перебраться из дома в большой город, обосноваться там одному и закрепиться. Профессиональный контракт предложили в Хабаровске.
— Налетаться пришлось?— Еще и гражданства российского не было. Как раз во время трансфера ФИФА решало, как со мной быть. Из-за нескольких матчей за юношескую сборную Азербайджана меня заявили меня как легионера.
Иностранцев в СКА было около восьми — и бразильцы, и литовцы, и грузины. На поле могли выходить только трое, я молодой совсем, 17-18 лет, а команде ставили задачу на РПЛ — играли стыки с «Ростовом». Ставку на молодых не делали. Тем более дело о моем паспорте рассматривали год.
— Тебя с Азербайджаном связывают корни или просто вызвали в их юношескую сборную?— Все у меня во Владикавказе. Просто позвонил президент азербайджанской федерации: «Будем собирать команду 1995 года». Тогда, кстати, взяли многих иностранцев, например украинцев, и меняли им гражданство. Съездил на чемпионат Европы, из-за чего для РФС — видимо, по ошибке — стал легионером. Я хотел только российское гражданство — это для меня намного легче. Менять обратно было тяжело, но Азербайджан одобрил.
— Из Хабаровска не страшно было ехать в Крым?— Да нет. В СКА я пропустил много из-за травмы — а с ней попасть в серьезную команду тяжело. Надо было где-то поиграть пару месяцев, так и поехал в Симферополь.
— Условия в Крыму нравились?— Не сказал бы. Но пришлось пройти и через это. В плане безопасности по крайней мере в Симферополе было все нормально.
Тогда ТСК выступал в чемпионате России, стояла задача выхода ФНЛ, под нее набрали российских ребят. Команда шла на втором месте. Ждали, что Россия даст добро, но за то время, что я там поиграл, ТСК как раз исключили. Поэтому пришлось еще поездить — «Нефтехимик», Армавир.
— Потом вернулся во Владикавказ. Там почему не пошло?— Любой осетин мечтает поиграть за «Аланию» (тогда это был «Спартак»), мне тоже посчастливилось. Правда, всего год просуществовала команда, и такой гол, как «Биологу», только один. Далековато было, но кто-то сказал: «Давай пробьем». Попал.
Никаких амбиций клуб не имел, и финансовая сторона страдала: клуб был бюджетным. Только отходили от того, что случилось после закрытия, и заново начинали строить. Сейчас уже вроде налаживается, деньги есть.
— Перед «КАМАЗом» ты поиграл в «Химках» у Юрия Красножана. Он нам говорил, что вы конфликтовали — из-за чего?*— Я бы так не сказал. Красножан строил футбол на тактике, командная игра поставлена. А я поначалу немножко из нее выпадал. Может, из-за этого недопонимания. С «Химками» я разорвал контракт за месяц до истечения, доигрывал в любительском «Олимпе».
Только в «КАМАЗе» Караева перевели в нападение. Гол «Спартаку» в Кубке России — главный в карьере Давида
— Почему раскрылся только в «КАМАЗе»?— Мне поменяли позицию, тренер Евгений Ефремов меня перевел в нападение и подсказал, как там играть. Самому понравилось.
С новым тренером Михаилом Беловым появилась задача за два-три года пробиться в РПЛ. Для начала нужно подняться в первую лигу.
— Ты забил «Спартаку» на Кубок, а после того, как на тебе не зафиксировали фол, Понсе забил второй и победный гол. Могли побеждать?— Да, как минимум могли не проиграть в основное время. Я забил с пенальти, но это все равно самый важный гол в моей карьере. И еще моменты были.
YouTube8:41
Эмоции потрясающие, все в Челнах ждали этого матча. Мы когда ждали жеребьевки, хотели, чтобы из четырех возможных команд нам выпал «Спартак».
— Прошлой весной за «КАМАЗ» вышел хоккеист Артем Лукоянов — как раз вместо тебя. Давал ему подсказки?— Да всего три дня у нас побыл: две тренировки и игра. Удивительная вообще история. Все поразились, что к нам едет хоккеист «Ак Барс», но еще больше — когда увидели его на тренировках. Никто бы не подумал, что это не футболист. Все упражнения тренера выполнял, отлично боролся на втором этаже. У Лукоянова была мечта — сыграть на профессиональном уровне в футбол. Может, и карьера там получилась.
На сборах Караев легко сбросил лишний вес. ЦСКА не подписал его не из-за этого — не хотели держать в запасе
Сначала Metaratings, а затем и «Бизнес Online», написали: ЦСКА отказался от Караева из-за лишнего веса. «Ему надо сбросить пару лишних килограммов для того, чтобы он был полегче, — говорил Гончаренко в январе. — И атаковать, и обороняться, и вступать в прессинг — это то, что нам надо, и здесь его не хватает. И в том числе из-за пары килограммов лишнего веса». Давид послушно сбросил и уверяет, что дело не в этом.
— Килограмм-полтора лишний есть у любого футболиста, особенно после отпуска. Проблема, непрофессионализм — это уже пять-десять лишних килограмм. Я со своим весом всегда справлялся и ни разу не выходил на матчи с избытком.
— Гончаренко тебе сразу сказал скинуть?— Я приехал с игровым весом — с которым выступал в ПФЛ. После обследования Виктор Михайлович подошел: «Давид, кое-что надо подправить». Пообщались на эту тему, я принял все как должное и скинул. Вообще не сказал бы, что я умирал, чтобы сбросить. Работал, как все, и через тренировки пара лишних кило сами ушли.
Тяжелее всего было психологически, все-таки это другой уровень. Но вроде бы я справился.
— Ты действительно не подошел ЦСКА из-за веса?— Ни от тренера, ни от руководства, ни от тех, кто занимался вопросом моего будущего? я не услышал таких претензий. Состоялся личный разговор с Гончаренко, мне объяснили причины, почему решили меня не оставить. Игровые моменты, не буду их выносить. Гончаренко объяснил, как будет для меня и для ЦСКА. Даже хорошо, что он сказал все открыто и честно.
— Коротко перескажешь?— Гончаренко не хотел портить мне карьеру. Чтобы я не сидел на замене, не получая игровой практики.
— Ты этого сам не хотел?— Я хотел в любом случае остаться. Но раз тренер так объяснил ситуацию и посоветовал подыскать другую команду, а не сидеть на лавке — значит, так лучше.
Считает, что сделал все, чтобы остаться в ЦСКА. Впечатлился характером Чалова
— Как узнал об интересе ЦСКА?— Когда закончилась первая часть сезона в ПФЛ. Знал, что есть интерес ЦСКА, но до последнего не знал, поеду ли на сборы. Думал, что вообще поеду в другой клуб. Разговоры были также о других командах РПЛ. И перед Новым годом мне позвонили из селекционного отдела ЦСКА. Сказали, что еду.
— Тренеры подходили по ходу сбора, говорили, что надо улучшить, чтобы ты остался?— Такого не было. Сборы шли как шли. Из разговора с тренером я делал вывод, что мной все довольны. До последнего момента решали, что делать. Пришли к тому, чтобы я ушел. Это их мнение. В любом случае я его уважаю.
Я до последнего не знал, подпишут контракт или нет. Делал свою работу, отдавался в каждой игре. Понимал, что это шанс. Думаю, со своей стороны сделал все, чтобы остаться в команде. О решении объявили в последний день сбора, перед «Зенитом».
— Ты зарабатывал пенальти в контрольных матчах ЦСКА, забивал. Расстроился, что контракт не подписали?— Не расстроен, в принципе, нормально. Это работа для футболиста — сегодня есть, завтра нет. Если опускать нос, то лучше точно не будет, будет только хуже.
Конечно же, хотелось бы остаться, вроде приложил все усилия, показал, что могу играть на этом уровне. Но вот так сложилось.
— Что важного для себя почерпнул на сборах?— Я много чего нового узнал, как действовать в определенных ситуациях. Так что эти сборы в любом случае были для меня полезны. Оказаться в таком клубе — это впечатляет. Здорово быть на таком уровне, с такими футболистами, которые борются за чемпионство в РПЛ. Для каждого игрока это большой опыт.
— С кем сблизился в команде?— Первый сбор в этом плане был тяжелый, никого из ребят не знал. Земляк Дзагоев со всем помогал. Познакомились и по сей день общаемся, мы с ним на связи.
— Ты играл в паре со Шкуриным. Получится у него в ЦСКА?— Думаю, все получится. Молодой парень, он неплохо себя проявил: забил и отдавал передачи. Думаю, у него все получится.
— Чем впечатлил Чалов?— У пацана очень большой характер. И он добьется больших результатов: парень действительно очень старается. С таким характером люди играют на высоком уровне.
ЦСКА — команда молодая. Все говорят, что молодая команда всегда играет нестабильно. Но это не про ЦСКА. Ребята молодцы. Команда будет бороться за попадание в еврокубки.
Караев еще может перейти в РПЛ. Выбирают из нескольких вариантов
— Замгендиректора «КАМАЗа» намекает на интерес четырех клубов — в том числе «Арсенала» и «Крыльев». Пишут еще про «Уфу» с «Ахматом». Что правда?— Разговоров много, с разными клубами РПЛ. Пока не знаю, чем кончится. У меня еще полгода контракта. Просто так меня никто не отпустит. Но «КАМАЗ» не против моего ухода. Они только за, чтобы их игроки уходили на повышение в РПЛ. Вопрос в клубе, который реально готов выплатить отступные.