7 мин.

Не май месяц, однако...

То, что «день обещает быть…»  - стало понятно еще накануне вечером, когда полил обещанный прогнозом погоды дождь. И лил он не то чтобы очень сильно, но достаточно долго и, скажем так – тщательно. Погоду утра этого апрельского дня можно было описать известным выражением: «не май месяц». Пасмурно, прохладно, сильный ветер… Сильный настолько, что кое-кому из оставшихся в «фешенебельном бивуаке» на волжской набережной Астрахани – пришлось всерьез побороться за то, чтобы палатки не сдувало. И удалось, кстати – это не всем.

Золото кагана 2015. М.Коструков - О.Нежнов

Ураганы действительно здорово изменили облик степи. Прошлогодние «дороги» оказались во многих местах не очень-то пригодны для нормального проезда. Где-то рядом уже успели протоптать новые, где-то проще было поехать в режиме «ор пист» - просто по степи. Тем более, что навигационные задачи как будто подстегивали к этому. Контрольных точек организаторы предусмотрели настолько много, что каждая последующая «открывалась» на приборах чуть ли не сразу после взятия предыдущей. В итоге ситуацию очень точно и с юмором описал наш опытнейший штурман Евгений Павлов: «Пожалуй, сегодня реально навигацией занимался только камазовский экипаж Николаева, который шел по трассе первым. Остальным можно было довольствоваться следами КАМАЗа и направлением на точку. А роудбук? В общем-то – по указанному в нем маршруту ехать было при этом не очень-то и обязательно…».

Золото кагана 2015. Первый

Дождь сыграл интересную шутку и с покрытием. Во-первых, особенно ранним утром – оно было во многих местах откровенно скользким. А в «песочницах» проявился и другой эффект: верхний, смоченный дождем слой песка держал автомобили. Но если начать «рыть» колесами… верхняя корка проламывалась – а ниже-то оказывался сухой и вязкий песок. И автомобили садились на брюхо на твердую «корку», беспомощно копая колесами легко раскапываемый песок. Обойти эту потенциальную ловушку можно было двумя способами: либо ехать «по твердому», то есть – своим путем, а не по чьим-то следам. Либо – надеяться на мощность двигателя. У тяжелых грузовиков получалось скорее второе, хотя на том же самом знаменитом бархане «Большой брат» - сегодня теряли время и КАМАЗы, и МАЗы. В этом месте, когда «основная» траектория уже оказалась изрядно нарытой, и некоторое время там потерял и наш экипаж Михаила Кострукова и Олега Нежнова (к счастью – немного, верный выход из ловушки ребята нашли быстро, и даже откапываться им не пришлось – удачно «вытащили» шины BFGoodrich Mud-Terrain T/A KM2 которые используют наши «ГАЗели Next» и сработали штатные электромеханические блокировки EATON) – оригинально и эффективно поступил экипаж Александра Кострукова и Евгения Павлова. Фотографы и видеооператоры уже обосновались на местах вокруг потенциально опасных траекторий. А наши ребята… резко взяли левее, и по «невзломанному» песку взлетели на бархан настолько эффективно, что было непонятно – то ли порадоваться, что они прошли этот отрезок без потерь, то ли сожалеть о том, что это «восхождение» осталось вне «прицелов» практически всех объективов. «Большой брат» при правильном заходе – оказался вовсе не проблемой для двигателя Cummins, нельзя даже было сказать, что автомобиль шел на пределе возможностей. Кстати, столь же разумно поступили и оба наших «грузовых» дуэта: они пошли своим путем, но заходили не слева, а справа – и так же прошли бархан без потерь, задержек и даже остановок. Шины Michelin XZL, которые установлены на этих автомобилях – абсолютно беспроблемно справились с задачей.

Золото кагана 2015. М.Коструков - О.Нежнов
Золото кагана 2015. А.Коструков - Е. Павлов

Но «Большой брат» был лишь первым серьезным препятствием, примерно в 30 км от старта более чем 250-километрового спецучастка. Дальше день получился у наших не ровным. Михаил и Олег успешно мчали к финишу. Без повреждений не обошлось, но это были абсолютно рабочие моменты: пару раз пришлось ставить на место срывавшиеся патрубки, зеленая «ГАЗель Next» лишилась части переднего бампера и одной фары – но абсолютно «в рамках» преодоления песчаных преград. Итог – уверенное лучшее время в классе, 18-минутный отрыв от ближайшего преследователя. Как бы здесь хотелось сказать «…а им стал Александр». Но нет. Как и ожидалось – опасным соперником на этой гонке проявил себя экипаж Павла Ушакова на прототипе Toyota. А Александр и Евгений столкнулись с неожиданной технической проблемой. Никаких ударов и эксцессов, все штатно, и тут – обрывает крепление рулевого механизма. Сказать, что автомобиль после этого становится малоуправляем – не сказать ничего. Даже подвязав имевшимися стропами злополучный узел – можно было продолжать движение только «мимо трассы», сразу на финиш для отметки. Пропуская все контрольные точки. А их, как мы помним – было очень много. В итоге и штраф оказался огромным – 9 часов 40 минут! Это практически лишает нашу «ударную силу» возможности бороться за победы и призы в гонке. Конечно, ребята расстроены, но к завтрашнему дню все равно готовятся в полную силу. Автомобиль механики восстановили, роудбук изучен. «Мы не собираемся расслабляться! Во-первых – просто потому чтобы держать себя в форме, а во-вторых – гонка все-таки длинная» - подтвердил свое решительное настроение Женя Павлов поздним вечером. Кстати, «заклятые соперники» - экипаж Сергея Щекина – сегодня оказался в числе сошедших. Продолжат ли они гонку завтра – еще неизвестно.

Золото кагана 2015. М.Шкляев - В.Сучков

                Порадовало сегодня и «грузовое подразделение» команды. Главное – оба экипажа шли стабильно и без проблем, выходящих за рамки «рабочих вопросов». Пусть бороться с могучими КАМАЗами и МАЗами и не могли – но им такая задача сейчас и не ставится. Михаил Шкляев (наиболее серьезная проблема – обрыв амортизатора, что по меркам таких трасс – не так и серьезно и абсолютно восстановимо) в итоге показал очень неплохой 22й результат. К примеру, это лучше третьего времени в категории «Рейд-спорт» - понятно, что просто для сравнения, но сравнение это показательно. Болеслав Левицкий явно был настроен на большее, но, как признался сам: «не смог поймать нужный стиль, не совсем понял, как ехать именно быстро». А «не быстро» он не умеет! В итоге пилот белого «Садко» обещал за ночь «что-то придумать», а конец дня, раз уж своим прохождением недоволен – посвятил помощи другим. Несколько автомобилей помог вытащить из песчаных «ловушек», а последние 60 километров (на всякий случай – почти четверть дистанции) и вовсе буксировал неисправный внедорожник. Невзятыми оказалось только две контрольные точки. Упрекнуть за такой результат – язык не поворачивается. А с техникой на обоих «Садко» - все действительно практически в порядке.

Золото кагана 2015. Б.Левицкий - А.Обухов

В итоге победителем дня стал камазовский экипаж Дмитрия Сотникова, остальные места на виртуальном промежуточном подиуме разобрали трио Айрата Мардеева и Андрея Каргинова. Из «легковых» прототипов лучшее время – у Евгения Фирсова. В Т2 лидерами ожидаемо стали действующие чемпионы категории, экипаж Александра Терентьева на «Рапторе». В Т3 уехал «в космос» от соперников (отрыв – почти час) Сергей Карякин – это почему-то тоже не удивляет. Ну а в «Рейд спорте», повторим , лучшие – наши Михаил Коструков и Олег Нежнов.

Завтра – совсем другой характер дня. Трасса будет проходить ближе к казахстанской границе и полностью повторит прошлогодний маршрут. Это более жесткие степные дороги, быстрые и отличающиеся уже не «песчаными» ловушками, а неожиданными буграми и подбросами. К тому же синоптики вроде бы обещают существенное потепление – и здесь на двигатели уже будет ложиться дополнительная температурная нагрузка, так что смазочным маслам и антифризу TOTAL Rubia придется вновь поработать в предельных режимах). 273 километра спецучастка – это самый длинный день, хотя по времени, скорее всего – он будет короче «песчаных» кругов. И завтра мы надеемся на кроссовый опыт пилотов наших «ГАЗелей Next» и стабильность наших грузовиков. Гонка продолжается!