9 мин.

Мартин Брандл о ключевых моментах Гран-при Италии

На Гран-при Италии мы стали свидетелями высочайшего мастерства Льюиса Хэмилтона – пилот «Мерседеса» второй раз за карьеру завоевал Большой шлем: выиграл поул, проехал лучший круг, лидировал от старта до финиша и выиграл гонку.

Идеальный уик-энд, к сожалению, омраченный глупой историей с низким давлением в шинах. После гонки представители «Мерседеса» даже ходили к стюардам, чтобы все объяснить.

Весь этот бардак начался ещё в первые дни уик-энда. В четверг многие люди в паддоке, чью техническую осведомленность я хорошо знаю и уважаю, говорили, что в «Пирелли» собираются поднять минимально допустимое давление в шинах сразу на 5 psi.

Затем цифра была снижена до 3 psi, но ситуация стала ещё более запутанной. После этого нам сказали, что минимальное давления в Монце в любом случае собирались повысить, учитывая уровень мощности и прижимной силы, и это не имело ничего общего с произошедшим в Спа.

Нам также сказали, что нарушение рекомендаций «Пирелли» приведет к штрафам, но как выяснилось после гонки, мы оказались в «серой» зоне регламента, поскольку никто не мог толком ответить на ключевые вопросы – когда именно должно проверяться давление в шинах.

Что мы точно знали, так это то, что шины проверялись перед гонкой. Но как именно это происходит?  Команды не отправляют машины на стартовую решетку на том же комплекте, на котором они должны стартовать, чтобы избежать риска проколов и преждевременного износа. Я могу понять удивление тех, кто спрашивал: почему детали не были согласованы заранее, но все дело в том, что правила в спешке пересмотрели после инцидентов в Спа.

Давление и температура резины неразрывно связаны, а в «Мерседесе» во время подготовки к старту, отключили питание термочехлов. Поскольку Нико Росберг стартовал на несколько позиций ниже Хэмилтона, проверка давления на его машине произошла на две минуты позже, чем и у Льюиса, и в его случае давление оказалось ещё ниже.

Другой вопрос состоит в том, действительно ли в «Мерседесе» рисковали, нарушая правила, имея и так большое преимущество над остальными? знаю, что можно и неумышленно нарушить регламент, но в «Мерседесе» не собирались идти на такие риски.

Все это было необязательно, запутанно и очень не похоже на работу команд в Формуле-1. Это спорт, в котором все параметры отслеживаются при помощи телеметрии, где всё доводится до точности и совершенства, но в воскресенье вечером нам пришлось почти три часа после финиша ждать подтверждение имени победителя.

Должен признать, что с точки зрения моей работы на телевидении, другой исход дела можно было бы приветствовать, поскольку дисквалификация Хэмилтона вернула бы в борьбу за титул Себастьяна Феттеля и Нико Росберга.

Вместо этого в воскресенье вечером я написал в «Твиттер», что Льюис в одной руке уже держит чемпионский кубок. Тем не менее, в ближайших выездных гонках может произойти много непредсказуемого – вспомните, насколько непредсказуемой была надежность в прошлые годы в Сингапуре или погода в Сузуке. Конечно, ещё ничего не закончено, но с точки зрения обострения борьбы в чемпионате победа Льюиса была нежелательной.

В Монце Льюис выступал в собственной лиге. У него не было соперников, и единственный вызов он поставил сам себе – пилотировать идеально. Я сам был в подобной ситуации в гонках спортпрототипов – когда у вас прекрасная машина, вы бываете раздражены самим собой, если время на каждом круге отличается более, чем на четверть секунды. Но Льюис был невероятно стабилен на первом отрезке – это произвело очень сильное впечатление.

Однако я считаю, что Льюис переоценил себя, когда после гонки по радио жаловался своему гоночному инженеру Петеру Боннингтону, что «это было не круто», когда тот попросил его увеличить скорость, чтобы воображаемый штраф за несуществующую проблему не привел к потере победы. Льюис выдавал потрясающе быстрые круги весь сезон, более того, всю свою карьеру, однако, например, Михаэль Шумахер не жаловался Россу Брауну, когда тот просил его на протяжении десятков кругов демонстрировать квалификационную скорость, чтобы одержать еще одну победу.

Боюсь, на другом конце стартового поля, в «Макларене», пока не виден свет в конце тоннеля, поскольку нет никаких признаков прорыва.

Никто не мог предвидеть, что на этой стадии сезона возрожденное партнерство будет складываться настолько плохо – ни болельщики, ни пилоты, ни «Хонда», ни «Макларен». Вспомните мое интервью с Роном Деннисом в прошлом октябре в Сузуке, когда он назвал двигатель «Хонды» произведением искусства.

Проблемы в начале сезона были предсказуемы после того, как команда ужасно провела зимние тесты, но ожидания прогресса так и не оправдались. Если бы машина была хотя бы быстрой, то, несмотря на взрывы двигателей, у команды было бы хоть какое-то объяснение, но у «Макларена» нет и этого. Им не хватает мощности, надежности, управляемости и эффективности.

В такой ситуации придется чем-то жертвовать, и сделать это нужно как можно скорее, поскольку машина просто никуда не едет. Единственным оправданием может служить тот факт, что фундаментальные проблемы с двигателем они не могли решить за одну зиму. Если это так, они должны были себе в этом признаться и снизить прессинг. Однако я не слышу ничего от ключевых сотрудников команды, что свидетельствовало бы о том, что они знают, как исправить ситуацию.

Меня действительно поразило, что когда в субботу перед квалификацией Фернандо Алонсо шел к машине, я обратил внимание на заднюю часть его комбинезона – она была полностью белой. Когда я выступал за команду, у нас было 14 спонсоров, но у «Макларена» уже два года нет титульного спонсора. 

«В воскресенье утром мы обсуждали этот вопрос в эфире, и я подумал: «Мартин, мы говорим о «Макларене». Невозможно представить, что у этой команды нет денег». Однако вполне закономерен другой вопрос – откуда они возьмут деньги, чтобы команда вновь стала конкурентоспособной?

Это вовсе не означает, что «Макларен» в опасности.  компании устойчивое финансовое положение, крупный и диверсифицированный бизнес, а акционеры обладают большим влиянием. Вопрос стоит поставить иначе – как они собираются использовать финансовые ресурсы, чтобы вернуться на лидирующие позиции? Суть в том, что они сейчас состоят в браке с «Хондой» , и у команды нет возможности его расторгнуть, особенно если учесть, что «Хонда» оплачивает зарплату гонщиков и большинство текущих расходов. 

Этот союз просто обязан сработать, всем нам нужно, чтобы рано или поздно «Макларен» вновь оказалась в хорошей форме.