Трибуна
9 мин.

Представляете, «Феррари» потенциально быстрее «Ред Булл» в квалификации «Ф-1»! Данные и расчеты подтверждают

От редакции: Привет! Вы в блоге «F1 — королева автоспорта!», здесь автор переводит интересные тексты о «Ф-1» и автоспорте. Такое заслуживает плюсов! 

Сегодня вашему вниманию – горячая аналитика первого этапа года на трассе в Бахрейне от одного из самых авторитетных технических экспертов паддока Марка Хьюза. Он для официального сайта «Формулы-1» сравнил темпы главных фаворитов – «Феррари» и «Ред Булл» – в квалификации и гонке, обнаружив несколько удивительных моментов: поул мог уйти Леклеру! Чистой скорости на одном круге у Шарля и SF-24 уже хватает, чтобы бросить вызов действующему чемпиону мира.

Мы уже привыкли к тому, что в предыдущие два сезона в день гонки преимущество «Ред Булл» было больше, чем в квалификации. Первая гонка 2024 года предполагала такую же картину. На машине, на которой он мог легко уступить поул «Феррари» Шарля Леклера, Макс Ферстаппен финишировал с отрывом в 25 секунд от третьего места.

Ферстаппен считает, что контраст между квалификацией и гонкой стал еще более разительным из-за изменившихся условий в субботу. В пятницу во время квалификации дул порывистый ветер, что сильно осложняло прохождение 4-го и 13-го поворотов. К субботе ветер утих.

Макс почувствовал, что это изменило поведение «Ред Булл» в лучшую сторону по сравнению с другими. «Это немного приблизило машину к тому, какой она была на тестах, – объяснил он. – Она просто отлично заработала».

Карлос Сайнс на «Феррари» финишировал третьим, не намного отстав от Серхио Переса из «Ред Булл». Он не был так уж удивился результату, несмотря на то, как близко «Феррари» выглядела в квалификации. «Я видел это по ходу тестов и практики, что деградация их шин «софт» была примерно такой же, как у нас и у всех остальных с «хардом», – сказал он.

«Я видел, что у них было преимущество в три-четыре десятых [на отрезке]. Они также сохранили новый комплект шин «софта» на гонку. Я знал, что их будет очень трудно победить... Они смогли сохранить шины живыми, перегревали их немного меньше. Возможно, именно это делает их такими быстрыми в гонке. Нам нужно больше данных. Посмотрите на конец прошлого года, на наши первые ряды и поулы. Но даже тогда «Ред Булл» уходил в отрыв в гонке. Надеюсь, в этом году все не так».

Говоря о «Ред Булл» прошлых лет Эдриан Ньюи подтвердил, что этот уклон на гоночные результаты в ущерб квалификационным был сделан намеренно и заложен в ДНК машин.

«Мы приняли это решение еще в 2021 году, когда разрабатывали машину 2022-го, чтобы попытаться отдать предпочтение гоночным характеристикам, а не результатам на одном круге. Это был осознанный выбор, и мы считали, что если обгоны станут проще [с этим регламентом], то это, вероятно, означает, что квалификационные характеристики будут немного менее приоритетными, чем в прошлом, и, похоже, это сработало».

Гоночный темп машин из-за их относительно большого веса, огромного крутящего момента гибридных двигателей и огромной прижимной силы на высоких скоростях неизбежно определяется температурой шин. Трасса в Сахире – самое суровое испытание для задних шин за весь год.

Абразивная поверхность в сочетании с длинными и быстрыми поворотами 5-6-7 и 11-12-13-14, перемежающимися двумя шпильками с большими требованиями к тяге и небольшим количеством прямых, на которых можно восстановиться, означает, что шины всегда находятся на грани перегрева. Гонщик должен ехать в соответствии с температурой шин.

Чем лучше распределена прижимная сила бодида, тем меньше он склонен перегревать поверхность шины. Это определяется аэродинамической картой – тем, как прижимная сила распределяется при различных высотах и углах наклона.

Машина с лучшим распределением прижимной силы должна быть способна проехать круг быстрее при заданной температуре шин. Но может случиться так, что эта прогрессивно распределенная прижимная сила не сможет вложить достаточно энергии в новую шину за один круг квалификации, чтобы полностью использовать ее сцепление.

Если мы сравним «Ред Булл» и «Феррари» в квалификации, а затем в гонке, то увидим, насколько велика эта разница.

undefined

Квалификация

В данном случае мы сравниваем поул Ферстаппена с кругом Шарля Леклера во втором сегменте, который был на 0,014 секунды быстрее, чем время чемпиона в третьем сегменте.

По сути, «Ред Булл» быстрее на прямых, а «Феррари» – в поворотах. На двух прямых первого сектора преимущество отдается «Ред Булл», и к моменту, когда они подъезжают к точке торможения перед четвертым поворотом, Ферстаппен уже на 0,324 секунды впереди. Леклеру предстоит наверстать все это и даже больше за оставшуюся часть круга, что он и делает.

«Феррари» на 7 км/ч быстрее на апексе четвертого поворота (127 км/ч против 120 км/ч). На скоростном спуске в пятом повороте Леклер никогда не опускается  ниже 30% тормозного потенциала, а Ферстаппен почти полностью отключает тормоза. Леклер использует это, чтобы манипулировать весом машины, обеспечивая нужное ему вращение.

В скоростном шестом повороте «Ред Булл» на самом деле на 1 км/ч быстрее на апексе, но «Феррари» лучше входит в поворот и тратит меньше времени на его завершение. «Феррари» позже тормозит в восьмом повороте, и хотя ее скорость на апексе на 2 км/ч ниже (отчасти из-за более позднего торможения), этого недостаточно, чтобы «Ред Булл» преодолел более быстрый подход «Феррари». То же самое происходит и в 10-м повороте: «Феррари» значительно позже тормозит и выигрывает значительное время (0,088 с) на входе, хотя скорость на апексе немного ниже.

11-й поворот – самый важный. Леклер не только позже тормозит и быстрее входит в него, он на целых 7 км/ч быстрее на апексе (170 км/ч против 163) и на пятой передаче, а не на четвертой, что, возможно, позволяет ему лучше контролировать баланс машины, если у нее больше недостаточная поворачиваемость, чем у «Ред Булл». Это самый большой выигрыш на круге для «Феррари».

13-й поворот, четвертая передача, и «Феррари» на 6 км/ч быстрее на апексе. «Ред Булл» снова быстрее на прямой, несмотря на то, что входит в нее медленнее, затем они тормозят примерно в одной и той же точке перед последним поворотом, но «Феррари» снова немного быстрее в повороте.

Однако выходы из поворотов у «Ред Булл» всегда лучше. Хотя Ферстаппен раньше тормозит в большинстве поворотов, он также раньше нажимает на газ. Их скорости на апексе в последнем повороте одинаковы, но на выходе из него «Ред Булл» уже едет на 5 км/ч быстрее, и это преимущество в скорости продолжает расти на протяжении всей прямой.

Перед финишной чертой он на 7 км/ч быстрее, и это преимущество увеличивается до 9 км/ч (благодаря Оскару Пиастри), прежде чем «Ред Булл» приближается к своей конечной скорости, позволяя «Феррари» сократить это преимущество всего до 3 км/ч к тому времени, когда они ударят по тормозам в первом повороте.

Силовая установка «Феррари» сдает позиции перед четвертым поворотом и между 4-м и 5-м. Его необычная конфигурация с маленькой турбиной и длинным впускным патрубком помогает получить отличную реакцию на низкие обороты, но не так эффективно питает батарею. На этом круге в Бахрейне эти две проблемы стоили всего пары сотых секунды.

Ферстаппен проехал круг, когда это имело значение, но Леклер был потенциально немного быстрее.

Гонка

К сожалению, в гонке Леклеру помешалый серьезный дисбаланс температуры тормозов на передней оси. У Сайнса проблема с тормозами была менее серьезной, и ему удалось стабилизировать ее ко второму кругу.

Сравнение между «Ред Булл» и «Феррари» теперь выглядит совсем по-другому, если судить по температуре задних шин, а не по пределу сцепления на одном круге. Хотя их средняя скорость в гонке отличается всего на пять десятых, на втором отрезке на «харде» средняя скорость Ферстаппена оказалась на 0,78 секунды быстрее, чем у Сайнса.

Если мы возьмем круг каждого из них примерно на половине дистанции, то получим следующее:

«Ред Булл» отрывается на одну десятую в первом повороте, еще на две в четвертом повороте, где скорость на апексе у «Феррари» на 13 км/ч ниже, чем у «Ред Булл», при том, что в квалификации она была на 7 км/ч выше.

К тому моменту, когда они проходят скоростные спуски, отнимающие у шин огромное количество энергии, и достигают 10-го поворота, «Феррари» отстает уже на 0,743 секунды. С этого момента и до конца круга она больше не проигрывает Ферстаппену, но если в квалификации она была однозначно быстрее на третьем секторе, то теперь она лишь равна. Даже в 11-м повороте они не быстрее.

Как видно, разница в сравнении двух машин между квалификацией и гонкой весьма разительна и говорит о том, что они по-разному используют шины.

Источник: Formula-1

Читайте больше про Гран-при Бахрейна и старт сезона «Ф-1»: 

Фото: Gettyimages.ru/Rudy Carezzevoli; formula1.com