9 мин.

Человек года. Клаус Зиберт

Приветствую вас, дорогие читатели блога, в новом году!

Эти праздничные дни -- своеобразный мостик между прошлым и будущим. Все мы оглядываемся назад, чтобы вспомнить случившееся и взять с собой в наступившее все самое лучшее и ценное. Все мы с надеждой и верой смотрим вперед, загадывая на счастливое будущее. Символично, думаю, будет начать новый год в блоге о белорусском женском биатлоне с материала о Клаусе Зиберте -- олицетворении суперпрофессионализма, стойкости духа, жизнерадостности, щедрости души.

По версии ведущего белорусского спортивного издания "Прессбол" Клаус Зиберт был признан Человеком 2014 года. Предлагаю вашему вниманию предновогоднее интервью корреспондентов-прессболовцев Татьяны Лукашевич и Сергея Николаева со всеми нами горячо любимым Зибычем:

"Он имел полное право отказать нам в интервью — сославшись на дефицит времени и тяжелое самочувствие. Этот декабрь дается Клаусу Зиберту трудно — новый сеанс химиотерапии подоспел как раз к концу года... Но герр остается профессионалом даже в сложных жизненных обстоятельствах — человеком же широкой души он был всегда. Трехкратный чемпион мира, призер Олимпийских игр, победитель Кубка мира-1978/79, признанный редакцией Человеком года, рассказал обо всем наболевшем.

Клаус Зиберт

- Клаус, как вы восприняли решение "Прессбола" назвать вас Человеком года? Проскочила ли мысль, а почему, собственно, не Дарья Домрачева?

- Отношусь к этому так: подобное признание — большая честь для меня лично. Но в то же время рассматриваю его как награду для всей белорусской сборной, лидером которой как раз и является Даша.

- Можете предположить, кто еще сражался с вами за это звание?

- Учитывая исторические результаты белорусских спортсменов на прошедшей в Сочи Олимпиаде, уверен, что достойных претендентов было много — и они тоже заслуживали такой чести.

- Продолжаете ли следить за биатлоном? В случае положительного ответа увиденное оцениваете с точки зрения болельщика или тренера?

Пока в нынешнем сезоне смотрел по телевидению все гонки. Думаю, я уже не способен наблюдать за соревнованиями глазами не тренера, а кого-либо еще. Так что в этом плане ничего не изменилось.

- Ну а вообще, имели удовольствие когда-либо смотреть биатлон в качестве простого болельщика?

- В последние три десятка лет — точно нет. Ведь постоянно работал с кем-то из спортсменов. Это подразумевает другой взгляд на гонки.

- Любопытно, как вы пришли в биатлон?

- Это случилось в 1965 году. Мне тогда было десять лет. Все просто: меня манило сочетание бега на лыжах и стрельбы. Поэтому и сделал выбор в пользу этого вида спорта. Занимался им профессионально до 1980-го, а два года спустя начал тренерскую карьеру.

- Расскажите о своей семье.

- Родители тоже увлекались биатлоном. Отец даже был судьей в этом виде спорта. Я женат уже сорок лет, у меня двое сыновей и трое внуков.

- Судя по статье в Википедии, вы родились в восточногерманском городке Шлетау. Что это за место?

- Если точнее, моя малая родина — Эльтерляйн, находящийся в нескольких километрах от Шлетау. Это городок с населением две с половиной тысячи человек. В тех краях очень любили биатлон и активно занимались воспитанием и подготовкой молодых спортсменов.

- Не раз доводилось слышать, что спорт в ГДР являлся государственным культом. Правда ли это?

- Скажу непосредственно о биатлоне. Он был олимпийским видом, развитию которого действительно способствовало государство. И мы, атлеты, испытывали гордость, когда добивались успехов.

- Помните день, когда пала Берлинская стена? Что чувствовали?

- Я тогда находился за границей — как и во многие другие моменты жизни... Возникло ощущение, что началась новая эпоха, и появилась необходимость как можно скорее перестроиться к ее требованиям. Мы, бывшие спортсмены и тренеры, определенно обладали в этом плане преимуществом, поскольку к тому времени имели представление об обеих системах.

- А вы были коммунистом?

- Не совсем. Скорее человеком, который вместе с семьей просто пытался жить своей жизнью. При этом мы испытывали гордость, когда приносили стране успех, потому что чувствовали: люди тоже гордятся нашими достижениями.

- Интересно, какими были отношения между спортсменами ГДР и ФРГ?

- Всегда дружескими. Хотя мы сражались за свою страну, а они — за свою. Должен сказать, что контакты с западными немцами сохранились и по сей день — уже в единой Германии.

- Если сравнивать биатлон в 70-80-х годах и сейчас — в чем главное отличие?

- За прошедшие несколько десятилетий он превратился в спорт для публики, для болельщиков. Мы в свое время тоже участвовали в этом процессе — ведь до 1977 года стрельба велась из крупнокалиберного оружия, а затем из малокалиберного. К слову, горжусь, что мне удалось завоевать медали на чемпионатах мира до и после этих революционных изменений.

- Ваше самое памятное достижение как биатлониста?

Пожалуй, это победа в индивидуальной гонке на чемпионате мира 1979 года в Рупольдинге.

- Домрачева, было дело, стреляла по чужим мишеням, путала лежку и стойку. В вашей карьере случались схожие казусы?

- Ха, нет. Ничего подобного со мной не происходило.

- Расскажите, где сейчас ваш дом?

- С 1982 года — того самого, когда начал тренерскую карьеру, — я живу в Альтенберге. Это небольшой город в Саксонии.

- Белорусское государство достойно оценило вашу работу с нашей сборной?

- Когда тебе оказывают почести — это всегда особая награда. Но мы особенно рады тому, что сумели сделать такое количество людей в стране счастливыми.

- Биатлонистки в один голос отмечали, что в команде вы создали особую атмосферу. Тренироваться под вашим началом им было приятно и комфортно. Интересно, как так быстро удалось найти подход к нашим девушкам?

- На столь высоком уровне спорт — очень тяжелое занятие. Больших успехов можно достичь только вместе, объединив усилия. Спортсменки облегчили мою задачу, потому что мы все работали над тем, как осуществить мечту. Все уважали друг друга как личностей. В команде всегда царили радость и дружба.

- Самый памятный момент в работе с белорусской сборной?

- Конечно же, личные гонки в Сочи, отмеченные золотом и бронзой!

- Что сейчас у вас чаще всего вызывает ощущение ностальгии?

- О, поводов для этого чувства немало. Даже слишком много, чтобы выбрать какой-то один.

- Каким достижением гордитесь больше всего за те шесть лет, что проработали в нашей команде?

- Опять же Олимпиадой в Сочи — причем всей. А еще сотрудничеством со всей сборной — спортсменками, тренерами, врачами, физиотерапевтами, сервисменами…

- Какую, собственно, роль отводите себе в олимпийском успехе Домрачевой?

- Будучи ответственным наставником, я ежедневно планировал тренировки — определял объем, содержание, задачи. А затем проводил их вместе с помощниками.

- Нынешний тренер женской сборной Альфред Эдер обращался к вам за консультациями, просил ли совета?

- Нет. Никаких контактов у нас с ним не было.

- Повысился ли к вам интерес в Германии после белорусского успеха в Сочи?

- Тоже нет. Это не было темой для обсуждений.

- За время работы в Беларуси что потрясло, удивило вас больше всего?

- Сердечность, душевность ваших болельщиков. А еще — повышенное внимание со стороны средств массовой информации.

- Какие интересы и увлечения есть у Клауса Зиберта?

- С удовольствием играю в гольф. Кроме того, люблю водить мотоцикл — у меня Triumph Street Triple R.

- Разрешимы ли проблемы Дарьи Домрачевой со стрельбой?

- Я желаю ей этого!

- Кто в нынешнем сезоне выиграет общий зачет Кубка мира?

- Ха! Думаю, что первое место займет сильнейшая спортсменка.

- Интересуют ли вас новости из нашей страны, или это уже пройденный этап?

- Мы постоянно контактируем с белорусами. Само собой, обсуждаем последние события. Мне все интересно!

- В Германии вас кто-нибудь называет Зибыч?

- О нет, это прозвище — специально для Беларуси. Так меня величают только в вашей стране. Дома, в Германии, я просто Зиб.

- Вы работали со сборными ГДР, Китая, Беларуси. Есть страны, в которых вам хотелось бы потренировать еще?

-Могу лишь сказать, что все места, где я трудился, сыграли важную роль в моем развитии как тренера. Я везде приобретал новый и полезный опыт. В 1984-90 годах — в юниорской сборной ГДР, в 1998-2002-м — в мужской команде единой Германии, в 2002-05-м — в Австрии, в 2006-08-м — в Китае и, наконец, в 2008-14-м — в Беларуси.

- Ваша лучшая ученица — это...

- ...Даша. Она — исключительная спортсменка. Но вообще мне посчастливилось поработать со многими классными биатлонистами. Достаточно сказать, что мои подопечные в сумме завоевали на первенствах мира и Олимпиадах 39 медалей. Можно вспомнить, к примеру, Рикко Гросса, ставшего четырехкратным олимпийским чемпионом.

- Вольфганг Пихлер говорил, что так и не привык к качеству российских дорог. А к чему за шесть лет вы так и не смогли привыкнуть в Беларуси? Что осталось загадкой в поведении белорусов?

- Знаете, я придерживаюсь той точки зрения, что свою работу нужно любить. И учиться приспосабливаться к особенностям менталитета той или иной страны, принимать их. Надо находить к людям подход, а если возникают проблемы, то решать их совместно.

- Когда впервые столкнулись в работе с Домрачевой, сразу поняли масштаб ее дарования? В

- Всегда рассчитываешь на быстрый прогресс. Но, с другой стороны, реальность заключается в том, что требуется тяжелая и систематическая работа. Для меня было большой честью работать с такой спортсменкой, как Даша.

- Все ли вас устраивало во взаимоотношениях с руководством биатлонной федерации и Министерством спорта Беларуси?

- Там, где ведется насыщенная работа, неизбежно возникают какие-то трения. Однако я не считаю себя вправе оценивать деятельность названных вами организаций.

- Врачи запрещали вам ехать в Сочи — в то эмоциональное олимпийское пекло. Почему вы поставили собственное здоровье на второе место после сборной Беларуси?

- На самом деле медики как раз таки разрешили мне отправиться на Олимпиаду. Ведь выступление белорусских биатлонисток являлось зоной моей ответственности, и поэтому я хотел быть рядом с ними, ощутить атмосферу соревнований.

- Где вы черпаете мужество и оптимизм в борьбе с телесным недугом?

- Их мне дают семья, друзья и красота жизни.

- Химиотерапия — это больно?

- Для меня она стала новым опытом, новым сражением... Не скрою, приходится непросто.

- После завершения контрактных отношений помогают ли вам сейчас белорусские коллеги?

- Помощь оказывают прежде всего родные, друзья и врачи в Германии. Но поддерживаю отношения и с некоторыми людьми из белорусской команды — очень важными для меня. Особенно с Дашей, Надеждой Скардино и Федором Свободой.

- Белорусские болельщики могут надеяться на то, что еще раз увидят Клауса Зиберта на тренерской бирже?

- Никогда не говори "никогда"...

- Что бы вы хотели пожелать и посоветовать своим бывшим подопечным?

- В первую очередь желаю ВСЕМ ЗДОРОВЬЯ! А еще, естественно, спортивных успехов и достижений в наступившем 2015 году.

Татьяна ЛУКАШЕВИЧ, Сергей НИКОЛАЕВ"

Источник: http://www.pressball.by/pbonline/other/80451