Прожектор
22 мин.

Гол из офсайда, святые судьи, желтая Ницше, 4-2-4 и WM – как прошел футбольный матч философов из скетча «Монти Пайтон»

«Культурный код» провел обыкновенный аналитический разбор самого необыкновенного матча.

Напоминаю, что я уже проводил разборы других игр, в основном из советских мультфильмов Бориса Дежкина на спортивную тему:

Пупсы против деревяшек: свой Гарначо, 3-2-5, модная венгерская система. По каким схемам играли в «Необыкновенном матче»

Передохнем и посмотрим культовый хоккейный мультик: «Шайбу! Шайбу!». По каким схемам играли «Метеор» и «Вымпел»?

Автобус «Вымпела», единоличники «Метеора», куча удалений – так прошел матч-реванш в культовом мультфильме

Теперь пришел черед и зарубежной классики. 

Для начала, по традиции, сама игра:

Если у вас нет возможности посмотреть ролик на ютубе, то я очень расстроюсь, можете посмотреть в ВК.

Но если провайдер позволяет, то, пожалуйста, подпишитесь, поставьте лайк и откомментите что-то в ТыТрубе – это будет для меня лучшей мотивацией продолжать переводить редкие футбольные видео в 4K для широкого доступа. Вот тут например второй тайм матча сборной СССР где она играет за еду с «Баварией» в 1980-х.

Так как этот матч стал классикой юмора и разыгрывался уже более полувека назад, то нам необходимо сначала погрузиться в контекст и, как говорится, лор всего того, чтобы понять: в каких условиях был разыгран этот скетч.

Если вам это неинтересно, то можете сразу переходить к заголовку «Беккенбауэр в стартовом составе немцев и Аристотель в хорошей форме у греков. По каким схемам изначально играли команды?»

«Монти Пайтон» – легендарная британская комик-труппа. Скетч про философский футбольный матч появился по заказу самих немцев

В 1972 году проходила Олимпиада в Мюнхене, которая омрачилась терактом в виде захвата и убийства членов сборной Израиля палестинским «Черным сентябрем». Тем не менее, масштабный праздник спорта не смог пройти мимо британских комиков из шоу «Monty Python’s Fliegender Zirkus»,  снятого труппой специально для западногерманского телевидения.

«Монти Пайтон»

Это был проект из двух 45-минутных спецвыпусков, который инициировал продюсер Альфред Биолек, впечатленный абсурдным юмором «пайтонов», несмотря на изначальные сомнения самих комиков в успехе у немецкой аудитории.

Скетч про футбол появился во втором спецвыпуске этого шоу, в декабре 1972 года, а позже вошел и в концертные шоу группы. Несмотря на то, что действие по сюжету происходит на Олимпийском стадионе, сам скетч был снят на мюнхенском стадионе «Грюнвалдер». Сейчас тут играет дубль «Баварии» и «Мюнхен 1860».

Стадион в наши дни

Суть скетча заключается в том, что команды, представляющие великих философов Германии и Греции, играют в футбол, где каждый игрок — это символ философской мысли. Даже Беккенбауэр. И вместо игры, в классическом ее понимании, весь матч философы ходят по полю в своих зонах, общаются между собой и размышляют.

А судит все это интернациональная бригада: Конфуций, Фома Аквинский и Августин Блаженный. 

Судьи матча философов – философы и богословы

К судейству еще будут вопросы и мы вернемся к ним, а пока нужно вернуться в реальность.

Скетч создавался в начале 1970-х. А как играли в реальности между собой немцы и греки того времени?

Если немецкие философы были выбраны «пайтонами» в угоду местной публике, то выбор их соперника в виде Греции, обусловлен на мой взгляд следующими причинами:

– в европейской истории, такого количества философов, которые бы были известны широкой аудитории, на целую команду больше не наберется нигде, как в Греции (там все есть, как мы знаем)

– это увеличивает абсурдность происходящего, ведь играют не просто философы, а философы из разных эпох.

– в целом, греческие футболисты того времени, не так плохи – год назад, «Панатинаикос», например, играл в финале Кубка европейских чемпионов против «Аякса» и играл весьма достойно. 

Финал Кубка европейских чемпионов–1971

Всего же, за все время, Греция играла против различных немцев в различных турнирах и товарищеских встречах 24 раза и даже 2 раза выигрывала у восточногерманской бундестим.

Вот статистика очных встреч до того, как в ФРГ показали скетч «Монти Пайтона»:

Вполне видно, что в центре Европы ребята играли существенно лучше, чем в ее колыбельке. После того как был показан футбол философов, греки чаще играли со сборной ГДР и последний матч между сборными этих стран был сыгран за полтора года до вхождения ГДР в состав ФРГ.

После 1990 года, Греция смогла стать чемпионом Европы, а единая Германия чемпионом мира и Европы, при этом стабильно отбираясь на все крупные международные турниры. Более того, немцы обыграли греков во всех очных встречах.

Уже в наше время, особенный подтекст к подобным матчам раздували журналисты из-за кризиса в Евросоюзе, связанного с экономикой Греции, выплаты для которой обсуждались в Берлине. 

Впрочем, вернемся в анализ философского матча.

Путь команд философов к финалу: Германия выиграла у англичан, греки (возможно) у русских, которых подвел тренер

Эта часть материала строится на предположении и допущении возможных вариантов. Не стоит относиться к ней излишне серьезно. 

Нам известно, что Германия на пути к грекам обыграла «знаменитое трио полузащитников Англии: Бентама , Локка и Хоббса». Команда англичан была симпатичным открытием олимпийского философского турнира.

Весь первый тайм англичане доминировали в середине поля, создавая немцам значительные проблемы. Бентам вычищал зоны, Локк вел игру вперед, а Хоббс просто нейтрализовал Хайдеггера в центре так, что Германия не смогла не то что пробить оборону Юма и Бэкона, но даже подойти к ним в первом тайме.

Впрочем, когда немцы перешли к вертикальному стилю игры через Хайдеггера и Ницше, пошла тепленькая жара. В самом начале, правда, удары шли «мимо бытия», но в итоге Шопенгауэр после углового смог поразить ворота Адама Смита – 1:0 и Германия в финале.

Греция же прошла по пенальти русских (ну а кого еще?), чей тренер, Лев Толстой, этический авторитет, который настаивал на ненасилии, сделал ставку в игре на Розанова и Бердяева. Однако, Эмпедокл успешно закрыл этой паре наших вингеров все смысловые пространства, плотно цементируя оборону. К тому же сказалась и нестабильность Василия Розанова, как флангового игрока. В этом матче  он то носился бесцельно вперед, то садился на кромку поля, считал листья и писал дневник – как результат, греки довели матч до пенальти, где вратарь сборной России, Сергей Булгаков не смог отразить ни одного удара (его крылатое «Бог сам решит, будет ли гол» перед ударом Гераклита – уже классика нашего футбола), в то время, как Платон взял удар Николая Лосского.

Тяжело не согласиться с цитатой Толстого, особенно учитывая почти равную игру. Впрочем, не всем болельщикам приходится по душе «толстовский» футбол. Перед встречей с англичанами за «бронзу» хейтеры тренера даже запустили неприличную речевку в его адрес («На словах ты Лев Толстой…»), требуя отставки специалиста.

К матчу за третье место мы еще вернемся, а пока финал: Германия – Греция.

Беккенбауэр в стартовом составе немцев и Аристотель в хорошей форме у греков. По каким схемам изначально играли команды?

Финальный матч на Олимпийском стадионе в Мюнхене состоялся днем.

Расстановка игроков (или философов? хотя, что наша жизнь? – игра!) на футбольном поле перде стартовым свистком выглядела следующим образом:

У немцев в старте вышел «кайзер» – Франц Беккенбауэр – что, по словам комментатора стало «бесспорным сюрпризом» для всех. В первую очередь, для самого Франца, который был одет в форму «Баварии» и не мог понять замысел своих соотечественников и тактику на эту игру.

Мне не удалось выяснить и подтвердить в источниках действительно ли настоящий Беккенбауэр принимал участие в съемках скетча, но персонаж «Беккенбауэр» на поле чрезвычайно похож на реального немецкого футболиста. Скорей всего это гэг «пайтонов», причем, чертовски удачный.

Сравните сами:

Что касается греков, то у них главной звездой был защитник Аристотель, который вместе с Софоклом был самым сильным дуэтом обороны на данном турнире. Забегая вперед скажу, что прекрасная форма Аристотеля и позволила провести сборной Греции весь матч без замен в отличии от немцев.

А так как борьба на каждом участке поля была нешуточная, давайте  подробно разберемся с какими тактическим сюрпризами подошли команды к решающему матчу.

Состав команды Германии – разочарование по игре. Их философы в атаке и защите не смогли соединить мысль в центре поля

Команда Германии на данном матче представляла собой уникальное сочетание философских умов, организованных в классическую футбольную схему 4-2-4 — стратегию, ориентированную на активное нападение с усиленной средней линией и крепкой защитой. Место в воротах привычно занял Лейбниц, знаменитый своим вкладом в математику и философию рационализма, что символизирует точность и логику в обороне, которая вплоть до гола Сократа работала как часы.

Защитная линия состояла из Иммануила Канта, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, Артура Шопенгауэра и Фридриха Шеллинга. Эти философы олицетворяли в разные времена глубокие и разносторонние подходы к этике, метафизике и диалектике, что в данном разборе можно интерпретировать как сбалансированную и интеллектуально выверенную защиту. Кант, например, известен своим категорическим императивом, который безусловно отвечает самым строгим футбольным правилам и дисциплинированной игре в защите.

В средней линии Мартин Лютер выпустил Франца Беккенбауэра и Карл Ясперс. Беккенбауэр — легендарный футболист, здесь выступал в роли «философа-полузащитника», символизируя стратегическое мышление и лидерство. Ясперс, известный своими идеями о коммуникации и трансцендентности, дополнял середину поля философией межличностного понимания.

Однако уверенной игры в центре у немцев так и не произошло, посмотрите как оказался оттянут Ясперс к чужим воротам. Все внимание Карла взял на себя Гераклит. Ясперс в своих трудах часто упоминал Гераклита как одного из тех, кто раскрывает напряжение бытия — через метаморфозы, борьбу, диалектику – и здесь не удержался от более тесного общения с капитаном греков. В результате образовывались вот такие дыры:

Ясперс выделен красным – он уходит к общению с Гераклитом, заставляя Шлегеля и Ницше опускаться ниже из нападения в центр поля

В эти промежутки немцев легко проходил Сократ в первом тайме, но не получая должной поддержки от Эпикура, левый инсайд греков как всегда играл расслабленно и бегал не спеша, ничего путного соорудить в одиночку у ворот Лейбница не мог.  

В атаке тренер выставил Фридриха Шлегеля, Людвига Витгенштейна, Фридриха Ницше и Мартина Хайдеггера. Четверка этих мыслителей известна своими смелыми и порой противоречивыми идеями, представляя мощь и креативность нападения. Например, Ницше с его концепцией воли к власти и Хайдеггер с феноменологическим подходом явно были заряжены показать агрессивную и нестандартную игру в атаке

Такая расстановка отражала  философские традиции Германии — от рационализма и идеализма до экзистенциализма и аналитической философии. Это создавало уникальный баланс между обороной и нападением, где каждая позиция несла глубокую концептуальную нагрузку.

Но игроки-философы зачастую излишне перегружали фланги, как, например, здесь:

Хайдеггер излишне уходил на фланги, что мешало развитию атак немцев и без Эпиктета

Таким образом снабдить мысль и мяч между своими линиями оказалось для сборной Германии затруднительным. Повтора матча с англичанами не получилось. Лютер только в концовке решил заменить явно не попавшего в игру Витгенштейна на Карла Маркса, но «призраку коммунизма» не хватило времени чтобы внести революцию и остроту в нападение немцев – греки успели забить гол.

Греция использовала классические 3-2-5 и умело разыграла их в духе античности: контроль мысли + надежная защита

Греческая команда, возглавляемая ветераном-философом Гераклитом (на момент матча ему было 2516 лет), демонстрировала силовую и компактную защитную линию, что соответствовало традициям античной философии, ориентированной на гармонию и целостность мира. Одна из звезд команды и герой полуфинала – вратарь Платон — основоположник идеализма, чьи идеи о мире идей символизировали непроницаемую защиту ворот.

В обороне особенно выделялись Софокл и Аристотель. Софокл, известный своим методом диалога и поиском истины, выступал в нападении, что подчеркивало его активную позицию и стратегию давления на соперника. Аристотель, как «чистильщик», играл ключевую роль в защите, отвечая за логику и системность, а Эпиктет добавлял элемент гениальности и изобретательности, делая защиту греков не только прочной, но и непредсказуемой.

Особенно хорошо защитники смотрелись в этом эпизоде, где буквально выключили и отсеяли немцев между собой перед собственной штрафной. Эта тактика греков, разбиться на тройки, душить соперника на своей половине, а после ждать момент для резкой контратаки оказался действенным. Посмотрите в какое плотное кольцо взяты немецкие философы, привыкшие к индивидуальности:

Гераклит продолжает персонально играть против Ясперса, маскируясь в тунику Демокрита, Аристотель в этой схеме готов выбежать вперед на помощь любой из своей тройки

В составе также были Эпикур, Эмпедокл и Демокрит — философы, которые представляли разные школы мысли, такие как эпикурейство, атомизм и теория четырех элементов. Их присутствие добавляло разнообразия в тактику команды, обеспечивая гибкость и разнообразие в средней линии и атаке.

Ну и конечно главная надежда эллинов – Сократ. Вот момент его великолепного сольного прохода в центре поля:

Греческая команда демонстрировала классическую защитную стратегию, с упором на коллективную игру и интеллектуальное взаимодействие, что соответствовало философской традиции поиска гармонии и баланса в мире. Нам неизвестно, кто был главным тренером сборной Греции, но я допускаю что это мог быть Зенон Элейский. Его принцип парадоксальной игры, когда ничто не двигается, но всегда на своем месте, явно был использован греками в этом матче.

Роль судей спорна: Конфуций сначала дал желтую Ницше и парализовал атаку немцев, а позже засчитал спорный гол греков

Судейская бригада была не просто формальной — она задавала метафизический ритм матча. Конфуций, как главный арбитр, строго следил за соблюдением не только правил, но и ритуального порядка. Его поддерживали святой Августин и Фома Аквинский.


В целом, интернациональная бригада на таком важном матче – Конфуций из Китая, Фома из Италии, а Августин из Алжира – довольно спорное решение организаторов. Однако в этом конечно читалось желание отразить универсальность этики во всем мире— и тот факт, что именно мораль, за которую и топили данные исторические личности, а не сила или логика, определяет исход.

Мораль как инструмент управления игрой пришелся не по душе Фридриху Ницше, который обвинил судью в том, что у него нет свободы воли и схлопотал «горчичник».

Это существенно ослабило и без того довольно слабую атаку в центр поля для Германии, и лишило ее главного провокатора смысла. В философском и тактическом смысле — карточка стала символом того, как радикальный индивидуализм может разрушить командную стратегию. Это и произошло. 

После этого случая на половину поля греков больше выходил лишь Карл Маркс, заменивший Витгенштейна. Но даже самые радикальные мысли нуждаются во времени и почве. У немцев не было ни того, ни другого.

Маркс с томиком «Капитала» на разминке

Гол, забитый греками в концовке из явного офсайда привел в бешенство игроков немецкой сборной. Об оффсайде у греков говорил близкий к реальности свежий Маркс, в то время как Гегель и Кант доказывали, что реальность лишь априори отражение ненатуралистической этики и утверждали, что происшедшее существует только в воображении, соответсвенно. 

Конфуций же после гола практически сразу завершил игру, давая понять, чт он принимает гол как результат гармонии.

Но как вообще в таком матче случился гол?

Архимед, который не попадал в стартовый состав стал главным героем матча – именно он начал победную атаку греков

Это на самом деле ироничный перелом: весь матч философы размышляли, спорили, постигали, а Архимед — единственный, кто ДЕЙСТВУЕТ.

Его «Эврика!» – именно про действие.

Он не пытается объяснить, не спорит с судьями — он делает пас.

Разберем саму атаку:

Архимед резко разворачивается и делает пас на Сократа. Сократ — главный нападающий принимает пас и впервые бежит в штрафную.

Сократ возвращает Архимеду — один из редких двойных пасов за весь матч. Конечно же это символизирует синтез действия и мышления. Никак иначе.

Архимед делает перевод на Гераклита, который до этого не обострял игру, сосредоточившись на защите.

Гераклит продвигается в одиночку и выкатывает мяч набегающему Архимеду

Гераклит опять в своей привычной тунике бежит вперед, за ним набегает в штрафную Сократ

И вот тут — кульминация. Сократ, не задает вопросов, не иронизирует. Он просто принимает мяч от Архимеда,  бьет по мячу — и забивает, при полном попустительстве немецкой защиты.

Нечто подобное через 32 года забьет Харистеас

Архимед стал катализатором: его практический ум запускает цепь философского взаимодействия, в котором каждый действует, а не рассуждает. Впервые за матч. Это и приводит к победе.

Что получилось у греков и не получилось у немцев

Греки победили не силой, а пластичностью. Там, где немцы строили структуру, греки создавали пространство. Там, где немецкая философия искала обоснование, греческая — искала понимание.

Эпизод с голом наглядное доказательство этого: в отличие от немцев, которые играли по позициям и логике (Кант в защите, Ницше в атаке), греки спонтанно включились в синергию – и победили.

Желтая карточка Ницше, протесты Маркса, поздняя замена — все это говорит о кризисе рационалистической школы, которая не справилась с текучей природой игры. И наоборот — победа греков символизирует силу мудрости, которая живет в моменте, в диалоге и в умении услышать «эврику».

Победа греков стала символом торжества традиций, мудрости и командного духа. Несмотря на статус фаворитов Германии и их сильный состав, именно греки смогли продемонстрировать гармонию между атакой и защитой, используя философские концепции как стратегическую основу.

Это событие в философском мире можно рассматривать как метафору победы идей, основанных на поиске истины и коллективной мудрости, над рационализмом и индивидуализмом.

Заслужено ли? Вот в чем вопрос.

Что еще почитать из разборов?

Пупсы против деревяшек: свой Гарначо, 3-2-5, модная венгерская система. По каким схемам играли в «Необыкновенном матче»

Передохнем и посмотрим культовый хоккейный мультик: «Шайбу! Шайбу!». По каким схемам играли «Метеор» и «Вымпел»?

Автобус «Вымпела», единоличники «Метеора», куча удалений – так прошел матч-реванш в культовом мультфильме

***

Подписывайтесь на телеграм-канал «Культурный код»

Подписывайтесь на ютуб-канал «Культурный код»

Слушайте подкаст

Наблюдайте, как иногда Аристотель в хорошей форме продвигает свою философию футбола

Фото: BBC, wikimedia.org, Monty Python, Культурный код