Борис Михайлов: В СКА я начинал как тренер, но ЦСКА – клуб, который я считаю родным

В Санкт-Петербурге завершился необычный праздник – Международный день детского хоккея. Среди его гостей были несколько прославленных в прошлом хоккеистов, включая заслуженного мастера спорта двукратного олимпийского чемпиона, многократного чемпиона мира Бориса Михайлова. Для Бориса Петровича Петербург – не чужой город. Лучшие годы бывшего капитана сборной СССР связаны с ЦСКА, но, закончив карьеру игрока, он долго тренировал СКА. Причем впервые это случилось еще в советские времена.
- Борис Петрович, в эти дни проходит увлекательная полуфинальная серия Кубка Гагарина между ЦСКА и СКА. За кого болеете? — Вы знаете, я был бы очень рад, если в серии могла быть ничья. Однако это невозможно. В СКА я начинал как тренер, но ЦСКА – клуб, который я считаю родным, клуб, где я вырос и состоялся как игрок. И потому хочу, чтобы победили москвичи. А вообще я – за красивый хоккей.
- Турнир Континентальной хоккейной лиги очень интересен, в разных городах трибуны дворцов спорта заполняются до отказа. Чего не было в советском чемпионате. Но у сборной России, в отличие от сборной СССР, пока не так много успехов на международной арене. На ваш взгляд, почему? — Думаю, сравнивать нынешние времена с теми годами, когда я выходил на лед, не вполне корректно. СССР был закрытой страной, все лучшие хоккеисты тогда защищали цвета отечественных клубов. Нельзя сбрасывать со счетов и то обстоятельство, что с тех пор существенно прибавили в мастерстве и наши соперники. Кроме того, в девяностые годы мы стали забывать о патриотизме, который тоже помогал побеждать советским хоккеистам. К счастью, сейчас ситуация меняется. Уверен: впереди у нашего хоккея — новые громкие успехи.
- Что вы считаете самым важным в вашей долгой спортивной жизни? — У каждого человека должна быть мечта. Была она и у меня. Сначала я хотел играть в команде мастеров, потом — в лучшем клубе страны, потом — в национальном сборной. Хотел стать чемпионом мира и олимпийским чемпионом. И все мне удалось. Вот это и есть самое важное.
- Сильнейшие хоккеисты вашего поколения главным событием в своей спортивной карьере называют суперсерию 1972 года с канадскими профессионалами… — И это, действительно, так. В условиях противоборства двух политических систем столкнулись две разные школы хоккея. Но, на мой взгляд, самое главное – эта серия дала толчок для дальнейшего развития хоккея во всем мире.
- Легендарный Фил Эспозито по-прежнему считает вас своим должником: во время одного из матчей вы якобы нанесли ему болезненный удар. А вы публично посмеиваетесь над его словам, что в клубах НХЛ ему мало платили, и в межсезонье он вынужден был подрабатывать за пределами льда. — (Улыбается). В ходе той серии обстановка на льду, мягко говоря, не была дружественной. Но это в далеком прошлом. Сейчас мы уже не соревнуемся, а потому можем мирно общаться, шутить друг над другом.
- Самая ваша большая неудача – Олимпиада в Лейк-Плэсиде, где сборная СССР уступила золотые медали американской команде, составленной из двадцатилетних студентов? — В спортивном плане, да.
- Доводилось слышать и читать, что причиной поражения в матче со сборной США стала знаменитая тройка Михайлов-Петров-Харламов. Мол, возрастным и титулованным лидерам советской сборной, в отличие от соперников, уже не хватало эмоций и вдохновения. — Ерунда все это! Посмотрите на статистические показатели нашей тройки на том олимпийском турнире: они полностью опровергают подобные утверждения. Дело в другом. Во-первых, нам не надо было играть выставочный матч с американцами: крупная победа нас расслабила, а противник узнал наши тактические секреты. Во-вторых, ошиблись тренеры, заменив после первого периода Владислава Третьяка.
- Вы работали под началом двух знаменитых наставников Анатолия Тарасова и Виктора Тихонова. Не могли бы вы их сравнить? — Сравнивать не буду. Для меня самый великий тренер – Анатолий Владимирович Тарасов. Предвидя ваш следующий вопрос, сразу отвечу: он был велик во всем.
- А Виктор Васильевич Тихонов? — Хороший высокопрофессиональный тренер. Он добился таких результатов, которых не было ни у кого до него, и вряд ли у кого-то еще будут. Давать личностных оценок не хочу
- Тренируя СКА, вы не смогли добиться с нашей командой больших успехов. Лучший результат – выход в полуфинал существовавшей тогда Межнациональной хоккейной лиги. Почему? — Чтобы побеждать, надо обладать соответствующим набором исполнителей. А у меня их не было. И на эту тему лучше говорить с тогдашними руководителями города и военного округа.
Д.Генкин ◊ источник