17 мин.

«Только не психуй, делай свою работу». Как прошел первый день в истории КХЛ

Возвращаемся в 2008-й.

В пятницу, 5 сентября, игрой за Кубок Открытия между «Локомотивом» и «Трактором» стартует 18-й сезон в истории Континентальной хоккейной лиги. За годы существования КХЛ мы увидели сотни классных матчей, тысячи красивых голов и вратарских сэйвов, а каждый следующий чемпионат дарит новые сюжеты. Вспомним, с чего все начиналось? Каким был самый первый день для КХЛ? 

2 сентября 2008-го

09:00 (здесь и далее московское время). До первой игры новой лиги еще 3 часа – можно скоротать их за свежими газетами. В заголовках новостей много президента Медведева. Но не Дмитрия Анатольевича, а Александра Ивановича. Того, что глава КХЛ. Днем ранее он собрал журналистов в офисе «Газпрома», и его заявления расстащили все СМИ. Вот главное:

– Есть серьезный интерес создания команд в таких пока нехоккейных городах, как Лондон, Париж и Милан.

– Двигаться мы будем последовательно. Первый этап – расширение КХЛ до 32 команд.

– Запреты ИИХФ – это все равно что если бы папа римский запретил нашим девушкам ходить в ночные клубы.

– В отличие от НХЛ мы готовим правила компенсаций за переходы игроков.

– в КХЛ будет драфт, и игроки первого раунда европейского драфта чистыми деньгами будут получать у нас не меньше, чем имели бы в НХЛ на первом контракте.

И финальное от него же:

«Любые попытки замещать спортивный принцип какими-то суррогатами будем выжигать каленым железом. Это касается и взаимоотношений между клубами, и клубов с судьями. Подготовлен специальный регламент, оговаривающий, кто за что отвечает, кто что оплачивает. Но главное – мы стараемся создать условия, при которых жить честно должно быть выгодно, а обманывать – наоборот. Думаю, нам удастся найти способы попросту изжить искушение жить нечестно».

Звучит здорово. Заживем.

*****

12:00. В календаре игра «Амур» – «Динамо» Рига значится под номером №2 после матча «Салават Юлаев» – «Локомотив», но именно в Хабаровске, а не в Уфе, реальное открытие сезона КХЛ. На «Платинум Арене» – аншлаг с 7100 зрителями на трибунах, а желающих попасть на матч, как писал «Советский спорт», было все 20 тысяч.

Во время церемонии губернатор края Виктор Ишаев озвучил «Амуру» задачу на сезон – не пугайтесь, достаточно было выйти в плей-офф – но сам хоккей поначалу был не очень. Невысокие скорости, вход в зону через забросы, много поспешных бросков и удалений…. В середине периода Рига реализовала большинство 5 на 3 – исторический первый гол в КХЛ забил Александр Ниживий. Один из немногих, кто в начале 90-х играл за клуб из Латвии в чемпионате России (тогда МХЛ).

«Амур» такую игру свалил на мандраж, а сонливость в действиях «Динамо» объяснялась иначе – хоккеисты почти не спали перед матчем. Перелет до Хабаровска занял почти 18 часов, и команда добралась до арены в день игры. На одном борту с рижанами был корреспондент ТК Спорт, а ныне комментатор телеканала «Волейбол» Тарас Тимошенко. Вот все детали того путешествия:

«Я вообще в этом поучаствовал случайно, так как никогда не рвался освещать хоккей, но так совпало, что коллеги с канала были заняты, или решили откатить от формально малоприятного выезда с трансконтинентальным перелетом. Предложили мне, а я согласился.

Мы летели на среднемагистральном лайнере ЯК-42, если правильно помню, а прямой перелет до Хабаровска он сдюжить не мог. Самолет сел на дозаправку в Новосибирске, а потом в Хабаровске испортилась погода, и нам пришлось лететь в Благовещенск. Там нас достаточно долго держали в салоне, пока администрация аэропорта не сжалилась и не позволила команде выйти и прогуливаться рядом с самолетом.

Мне запомнилась фраза главного тренера «Динамо» Юлиуса Шуплера, обращенная ко мне. Не потому, что мы с ним уже подружились, а потому что я был первым человеком, который попался ему на глаза. Он тоскливо посмотрел куда-то за Амур и сказал: «Слушайте, зачем вам столько земли?»

Это была эмоциональная реакция человека, который почти всю жизнь проработал в Европе. Все выезды у него были по 2-3 часа на автобусах, и вот такой первый опыт он получил в КХЛ. Одно дело знать об этом в теории, а другое – ощутить на практике.

Для меня все путешествие прошло приемлемо, так как тяжелые перелеты со сменой большого количества часовых поясов на Восток не прибивают так сильно, как на Запад. И второе, рядом находилось страшно любезное руководство рижского «Динамо», которое было заинтересовано в том, чтобы его освещали комплиментарно. И в Хабаровск я летел в бизнес-классе. Но когда стало совсем кисло и понятно, что ребятам из «Динамо» придется выходить на лед даже не поспавши, команду пересадили из эконом-класса в бизнес. Но для меня это было не так страшно, так как в экономе хватало свободных мест.

Во время перелета легионеры вяло ворчали, в основном спали, смотрели какие-то сериалы в ноутбуке или гуляли вокруг самолета. Это же профессиональные спортсмены, которым часто приходится быть на выезде, а такие люди осваивают очень полезный навык – умение спать в самолете, что часто недоступно обычным гражданским. В целом, проблемы с логистикой в профессиональном спорте, когда приходится играть прямо с колес, не единичные. Это неприятно, но ничего смертельного не произошло.

И как это часто бывает, например, в моем профильном спорте волейболе, когда команды выходят на площадку практически сразу после аэропорта, они на морально-волевых, на том, что игроки максимально концентрируются и вынимают последние ресурсы, оставшиеся после перелета, показывают хорошую игру. А потом проходят сутки, наступает второй матч, и тебя уже накрывает джетлаг, игра получается хуже. Ровно так и было. Первый матч Рига выиграла – 4:2, а во втором уступила».

После Хабаровска «Динамо» без успехов заглянуло в Новокузнецк и Новосибирск – три поражения с общим счетом 2:15 – но воспоминания от первого вылета в КХЛ остались у игроков на всю жизнь.

«Последнее, что я помню – мы приземлились в Хабаровске в 2 дня, а через час были в отеле. Всего 45 минут на то, чтобы поспать. Мы поели в 4 вечера, в 4.30 провели командное собрание, а в 17:00 отправились на игру. Самое удивительное в этой истории то, что мы победили. Это был первый из пяти матчей за 7 дней в трех разных городах. Это было неплохое путешествие и отличный опыт, который я никогда бы не получил, если бы не хоккей», – писал в своем блоге в The Hockey News центр рижан Марк Хартиган.

*****

13:48. На главной Спортса» – репортаж Алексея Шевченко из Уфы «Один день с Александром Радуловым».

– Вы знаете, кто такой Салават Юлаев? – спрашивает у хоккеиста Алексей.

– Бандит местный, – Радулов заразительно смеется. – Шучу, это герой Башкро, Баршко . Черт..

– Да говорите Башкирия.

– Башкортостана, – все-таки справляется Радулов.

Александр в те дни нарасхват, и это понятно. Самый звездный новичок КХЛ 36-летний Яромир Ягр приехал в Омск заканчивать – ну так казалось тогда, а Радулов своим контрактом с «Салаватом Юлаевым» спровоцировал международный скандал. У него действующее предложение с «Нэшвиллом» в НХЛ, но у нападающего большое желание играть дома, да и в Уфе готовы платить в несколько раз больше.

По данным американского агента Джея Гроссмана за три года Радулов заработает 24 миллиона долларов (по курсу 25 рублей за $1). Сам Александр просит своего российского представителя Юрия Николаева озвучивать другую сумму – 8 миллионов за три сезона, и это до вычета налогов.

«Нэшвилл» жалуется на игрока в НХЛ, а в день старта сезона в КХЛ выпускает заявление: «Радулов отстранен на неопределенный срок без заработной платы».

На Кубке Открытия в Уфе столько звезд, что хочется зажмурить глаза – Владислав Третьяк, Вячеслав Фетисов, Витас, Глюкоза с песней про «Европу и попу», ну и Дмитрий Губерниев на разогреве. С медиакуба в специально подготовленном видео к болельщикам обращается Ягр. «Скоро Кубок Гагарина будет выиграть почетнее, чем Кубок Стэнли», – говорил чех. «Я еще шесть лет назад предлагал создать лигу, взяв за образец НХЛ. Но меня тогда не услышали», – откровенничал Фетисов.

Но все внимание приковано к парню под 47-м номером. Он в составе – и это первая победа КХЛ. В дебютной смене матча с «Локомотивом» он продирается по флангу, лезет на пятак и заставляет Виталия Вишневского нарушить правила, а в третьем периоде при счете 2:1 гениально выводит на пустой угол Олега Твердовского. «Локо» был лучше до середины матча, но совсем расклеился после курьезного гола Мирослава Блатяка. Он забрасывал шайбу в зону от красной линии, а вратарь ярославцев Сергей Звягин оказался не готов отскоку.

«Даже не хочется вспоминать этот гол. Будем считать, что первый блин комом», – говорил голкипер после матча.

В следующий раз в старте его выпустили только в декабре.

*****

17:00. Жара в Новокузнецке. Там плюс 27 на улице и сразу шесть шайб в первом периоде игры «Металлурга» с минским «Динамо» – 3:3. В воротах «Кузни» чудит Максим Соколов – один гол так просто подарил, а лучший снайпер предсезонки чех Мирослав Горжава ничего не создает в атаке, да еще и удалился. Сергей Бобровский смотрел на все это со скамейки запасных, зато Борис Михайлов дал пару смен 17-летнему Дмитрию Орлову.

Минск держится вопреки всему – длинный перелет, несыгранный состав, который собран даже не за лето, а за август. Плюс травмирован основной вратарь Виталий Коваль, а за полтора месяца до начала регулярки из-за проблем со здоровьем уволили главного тренера Пола Гарднера. Неофициальная версия, которую особенно и не скрывали, звучала иначе – американец злоупотреблял алкоголем. Но Пол все отрицал.

На его место пригласили Джима Хьюза из фарм-клуба «Торонто». В Онтарио у него остались жена и три сына – совсем мелкие Куинн, Джек и Люк, но деньги в КХЛ предложили хорошие, да и это шанс поработать главным. Джим упрощает тактику, приглашает поигравших в НХЛ Бена Клаймера и Брайана Мюйра, и забирает пару местных ребят у «Юности» (защитника Андрея Антонова и нападающего Александра Жидких). Хьюза уволили в октябре, но первую победу в КХЛ «Динамо» (Минск) одержало с ним. С паса Жидких в овертайме забил Клаймер – 5:4.

Помимо гола, у Клаймера пять удалений, причем одно на 2+2, и его партнерам пришлось попотеть, чтобы у Бена был шанс реабилитироваться в овертайме. Согласно протоколу, у защитника Александра Макрицкого больше 15 минут в меньшинстве. Несколько лет эта цифра была рекордной в КХЛ.

– Бена я помню. Неплохой защитник из Северной Америки, – вспоминает для Спортса» Александр (ныне – тренер «Ак Барса»). Объяснить такое количество удалений можно тем, что у некоторых ребят в то время были проблемы с адаптацией к игре. Были существенные различия в судейском подходе, и им было трудно привыкнуть с первых же матчей.

У нас в команде была группа опытных ребят, и мы старались помогать друг другу и поддерживать всех в любой ситуации. Воспитательные моменты были, конечно, но такого, чтобы мы прям пихали кому-то, не было. Все понимали, что новичкам нужно было привыкнуть. Не очень приятно, конечно, половину матча ловить на себя шайбу, но такая работа (смеется).

Честно говоря, я даже не знал, что установил какой-то рекорд. Это была моя специализация – я и в сборной много в меньшинстве играл. Я просто делал свою работу и не зацикливался, сколько именно времени провел. Это был дебют минского «Динамо» в КХЛ и, конечно, мы готовились к сезону с большим воодушевлением. Все были рады, что появилась такая лига, которая объединила команды из постсоветского пространства.

- Чем запомнился главный тренер Джим Хьюз? Он что-то рассказывал команде о своей семье?

– Джим провел в команде совсем немного времени, и даже трудно что-то о нем сказать. Как тренер, он особенно не запомнился. Про его сыновей мы слышали – знали, что они занимались хоккеем. Но это нормально – у многих дети играют. Когда я в Германии выступал, то видел, как маленький Леон Драйзайтль по двору бегал. Его отец был со мной в команде, а потом стал ее тренером. Мы жили в одном доме, и Леон с другими мальчишками постоянно играли в хоккей. Но я бы тогда не подумал, что он станет такой суперзвездой. Субтильный был такой мальчик, особенно не выделялся.

Один минус – увидеть победный старт Минска в КХЛ не смогли ни братья Хьюзы, ни кто-либо в Беларуси или другой стране. Матч не показывали. «В канун старта российской стороной обнаружилась невозможность трансляции из Новокузнецка в принципе из-за отсутствия современного спутникового оборудования для передачи сигнала», – объяснила на следующий день газета «Прессбол», подчеркивая, что для международной лиги такое недопустимо.

*****

19:00 В ЛХЦ «Витязь» – подмосковное дерби: Чехов против Балашихи. Вроде матч как матч, но оказался таким примечательным на события. Например, в российском хоккее дебютировал бывший тренер сборной Латвии Олег Знарок, и он сразу начал поддушивать судей. Не было, говорил, штрафного броска на Игоре Радулове. В КХЛ впервые прошла серия буллитов, а в третьем периоде состоялись первые драки.

Их ждали, и к ним готовились – другого расклада в противостоянии «витязей» и ХК МВД быть не могло – но получилось даже ярче, чем ожидалось. Дарси Веро и Крис Саймон спустили пар на Алексее Кровопускове и Михаиле Федосееве, заработав на двоих 50 минут штрафа.

«Саймон зверь просто. Без вариантов парню нащёлкал», – подводил итоги боя в комментах пользователь из Омска Илья Ельчанинов (сейчас продюсер спортивного контента на «Кинопоиске»). Итоги для самого Федосеева оказались печальными: разбитый нос, рассечение около глаза, несколько ударов по голове. Контракт с ХК МВД он подписал за 5 дней до начала сезона. В следующий раз сыграть смог только через три недели.

«Миша подошел к Саймону, толкнул его в бок и спросил: «Ну что, пошла?» И оба сбросили перчатки. Саймон выиграл тот бой, но после игры он сказал: «Я уважаю тех, кто не побоялся, подошел и сказал, что я готов с тобой подраться», – вспоминал тот эпизод Харийс Витолиньш в эфире радио «Спорт».

Нескольких участников тех боев уже нет в живых. Кровопусков умер от остановки сердца в 35, Саймон ушел из жизни в 52.

*****

19.30. Самый результативный и драматичный матч оставили на вечер. В обновленных «Сокольниках» «Спартак» принимал «Атлант», и есть минимум 4 пункта, почему тот матч был пушкой.

– дебют в КХЛ вратаря Рэя Эмери, который запомнился в НХЛ драками и тем, что сыграл с «Оттавой» в финале Кубка Стэнли. Новичок пропустил шесть шайб, и это еще две отменили судьи.

– супер комбинация от братьев Михаила и Александра Юньковых со слепым пасом из-за ворот. Передача «Хоккей России» назовет его голом недели, а Сергей Гимаев с восхищением скажет: «Я такие шайбы видел в исполнении Игоря Ларионова и Андрея Ломакина».

– качели с 1:3 и 2:4 до 6:5 в пользу «Спартака» с голом Штефана Ружички в овертайме. Красно-белые играли без нескольких игроков основы, включая голкипера Дмитрия Кочнева и защитника Ивана Баранку.

– проникновенная история для Спортса» от вратаря москвичей Евгения Конобрия. Сезон-2007/08 он провел в пензенском «Дизеле» в Высшей лиге, а в первой игре за «Спартак» в КХЛ победил, не позволив Сергею Мозякину набрать ни одного очка.

Спрашиваю у Евгения – верил ли он сам в такой дебют? 

– Перед сезоном я не думал, какой у меня номер среди вратарей «Спартака» – первый, третий, четвертый... До КХЛ я провел два неплохих года в Высшей лиге, была хорошая статистика. Я понимал, что у «Спартака» были сильные голкиперы – и Дмитрий Кочнев, и Женя Лобанов, и Кирилл Корнилов, но я был готов биться за место в составе.

Так получилось, что Лобанов получил травму в начале предсезонки в Уфе. Мы играли против словацкой команды, Женя начал матч, но травмировался, и я провел почти два периода. Тогда-то я кровушки и понюхал. Помню, как Милош Ржига ругался после поражения по буллитам, хотя я всегда знал, что это моя сильная сторона. И уже по ходу сезона он меня часто выпускал на них. Я мог сидеть месяц в запасе, но выходить на один решающий буллит против гипотетического Яромира Ягра, не пропустить и быть на таком кураже.

После травмы Жени я понимал, что вероятность остаться в обойме уже больше. За несколько дней до чемпионата был Кубок Мэра в Москве – Дима Кочнев получил травму на буллите. Вот это был капец. Не то, что у меня – у всего руководства и тренерского штаба. Остались мы с Кириллом Корниловым. Кирюха был в полном порядке, тоже был готов выйти, но так как я был старше и провел два сезона в высшей лиге. Может, поэтому и начали сезон со мной в основе, хотя Кирилл был достоин не меньше. Он и сейчас мой напарник. Мы дружим, он крутой комментатор, и часто помогает мне с информацией по вратарям.

До сезона успели провести еще пару тренировок, с Милошем поговорили. Хотел бы огромное спасибо сказать Сергею Ивановичу Голошумову, который очень многое в меня вложил, много работал со мной. Это был интересный и веселый опыт. Не забываем, что хоккей это весело и классно.

- Читал ваши слова после игры: «От эмоций я чуть не плакал». Спустя годы как вспоминается тот матч?

– Описать мои эмоции сложно. Первая игра в новой лиге. Эмери, Мозякин, Коля Пронин... Это было очень круто. Имена можно перечислять еще долго. И я – вратарь, который провел предыдущий сезон в Пензе. Предложи мне сейчас это повторить, я бы отказался. Такая ответственность, такой мандраж и то волнение, и в то же время кураж, что я смогу, что все получится.

У меня голова как будто в костре находилась. Будто в нее вонзили миллиард раскаленных иголок. Об меня можно было факелы поджигать. Но это волнение я победил и не подвел, что было важно. «Спартак» входил в сезон с двумя молодыми вратарями, и уже потом появился Мартин Прусек из Чехии.

- Спартаковские болельщики часто вспоминают ваши шоу после победных матчей. А после той игры что-то подобное было? 

– Все, что происходило в той игре, и было отличное шоу. Первая игра в КХЛ, сразу победа перед крутыми спартаковскими болельщиками, пусть я и пять шайб пропустил. После матча я на рукопожатия ехал и готов был всех обнять и расцеловать. Я был на таких эмоциях.

- Вы дружите с Евгением Малкиным. Он ничего не писал вам после игры?

– Я пишу ему до матча: «Братан, ты помнишь свою игру в НХЛ?» Он мне: «Я помню. Отвечу чуть позже».

Я ждал ответа, не отпускал телефон из рук, хотя в раздевалке за это штраф полагается. И вот за несколько минут до разминки приходит ответ: «Волноваться будешь 100%. Только не психуй. Делай свою работу».

*****

22:00. Смотрю в календарь КХЛ на следующий день, а там Ягр «Авангарда» в Казани, «Магнитка» против СКА, а еще «Динамо» Вуйтека в Новосибирске и быковский ЦСКА в Нижнем. Нахожу на ленте новостей Спортса» сообщение недельной давности: «Ищем корреспондента в раздел «футбол/хоккей». Присылайте резюме».

Написал, прислал. И знаете – мне ответили!  

Фото: РИА Новости/Михаил Фомичев, Виталий Белоусов, Максим Богодвид, Владимир Федоренко, Андрей Старостин