12 мин.

8 самых важных матчей в карьере Кобе. Воля и характер, которые не измеришь цифрами

Но мы попытались.

Первое знаковое выступление в финале

Просто задумайтесь об исходных: Брайант борется за свой первый чемпионский титул в карьере, лучший игрок команды (тогда еще таковым подразумевался Шак) выбывает из игры после перебора фолов, а «Лейкерс» подвисают между возможностью повести в серии 3-1, либо откатиться на шаткие 2-2.

При этом Кобе далеко не тот, на кого возлагают все надежды финальной серии: из-за проблем с лодыжкой Брайант провел менее 9 минут во второй игре и не выходил на третью. В четвертом матче против «Индианы» его выпускают, несмотря на все еще пульсирующую боль, даже не рассчитывая, что Брайант отбегает 47 минут из 53-х.

Для Реджи Миллера это был один из последних шансов на чемпионство, тем отчетливее в отсутствие О’Нила проглядывал потенциал 21-летнего Кобе. Он набрал, казалось бы, не так много – 28 очков (8 в овертайме), но это, пожалуй, был первый раз, когда он выглядел настолько матеро в такой важный и напряженный момент. К тому же, кажущиеся по сегодняшним меркам не такими уж внушительными цифры, в действительности, обманчивы. Брайант стал вторым после Мэджика игроком в возрасте 21 года и менее, набравшим наибольшее количество очков в матче финальной серии.

Копия, не уступающая оригиналу

В свои 39 лет Джордану больше нечего было доказывать в своей карьере.

Речь, конечно же, о других. Для себя Майкл всегда умел находить мотивацию и стремился доказать прежде всего самому себе, что он по-прежнему лучший в этой игре.

28 марта 2003-го года такой мотивацией стала игра против «Лейкерс», парня, который ни от кого не скрывал, что хочет приблизиться к Джордану настолько близко, насколько это возможно. Майкл был настроен решительно и даже сподобился на символические 23 очка. Но он уже не мог поспевать на обоих концах площадки, а сдержать Кобе в тот вечер не сумела бы и куда более искушенная команда, чем «Уизардс».

Уже за первую половину он набрал 42 очка, попутно установив новый на тот момент рекорд НБА по количеству трехочковых за одну четверть (5). Всего в том матче Брайант забил 9 трехочковых, и это был лишь 10-й случай в истории лиги, когда такое случалось. То, что предполагалось как дуэль двух равных соперников, по сути, превратилось в передачу эстафеты. Кобе не просто набирал очки (коих в итоге набралось 55), а «исполнял Джордана» как под копирку. Он побеждал своего кумира его же оружием, вплоть до того, что Кобе был обут в кроссовки Air Jordan 8 (у Кобе на тот момент не было персонального контракта, и он бегал в чем хотел).

Что важно, несмотря на полное игровое превосходство, Брайант вел себя подчеркнуто вежливо.

Когда Майкл упал после фола в одном из эпизодов, улыбающийся Брайант первым поспешил помочь подняться Майклу с паркета. Тот, также улыбаясь, великодушно принял помощь и где-то в моменте успел передать ему частичку собственной ауры, которую Брайант бережно хранил на протяжении всей жизни.

Круглогодичный «режим плей-офф»

Что такое заключительные матчи регулярки сейчас? Распределение нагрузки, бравада в соцсетях, «переключение в режим плей-офф».

Брайант никогда всего этого не понимал. Если он не играл из-за травм, то только из-за таких, которые не позволяли встать с койки. Дерзил Брайант, глядя строго в лицо (в том числе партнерам по команде), из «режима плей-офф» не выключался.

И последний матч регулярного чемпионата 2003/2004 против «Портленда» яркое тому доказательство.

Команды отбегали два овертайма, «Лейкерс» победили с разницей всего в одно очко (105:104), а Кобе разметал в пыль репутацию Рубена Патерсона как человека, который лучше всего тормозит Брайанта. Кобе отметился 37 очками, 8 подборами, 5 передачами и сразу двумя клатчевыми трехами.

Джон Айрленд, штатный радиоведущий канала «Лейкерс»: «Это была игра по принципу «вперед-назад», и знаете…Рубен Паттерсон правда сделал все что мог, но это был один из тех матчей, когда Брайант не просто хорошо сыграл, а показал всю свою упрямую сущность. Он отказывался принимать саму возможность поражения. Если бы я собирался поместить игру Кобе в капсулу времени для потомков, чтобы попытаться объяснить им, кто такой Кобе Бин Брайант, я бы выбрал этот матч».

Мера необходимости как одна из мер величия

Эгоцентризм, честолюбие, бескомпромиссность и прочие подобные эпитеты уже давно не звучат оскорбительно в отношении Брайанта, поскольку являются ярко выраженными чертами его характера. Это признавал и сам Кобе.

Вместе с тем он всегда знал, когда его сверхусилия необходимы и оправданы, а когда могут трактоваться как пустое бахвальство.

20 декабря 2005 года в матче «Лейкерс» – «Мэверикс» (112:90) Кобе набрал 62 очка (18 из 31 с игры, 58% реализации) за – внимание! – 33 минуты игры. Всю заключительную четверть он просидел на скамейке, тем самым демонстративно указав на отсутствие заинтересованности в установке очередного снайперского рекорда.

«Я сказал ему: «Бин, что ты тут делаешь? Ты в огне! Иди на площадку, у тебя все шансы набрать, как минимум, 70 очков». Он посмотрел на меня абсолютно без эмоций и сказал: «Я сделаю это, когда нам это действительно понадобится. Я добьюсь этого, когда это будет действительно важно». Он был абсолютно уверен, что способен набрать 70 очков или сколько угодно, если это потребуется для победы. После матча я спросил, не жалеет ли он о своем поступке, а он просто бросил мне: «Я наберу еще больше. Запомни», – вспоминает свой разговор с Брайантом одноклубника Брайан Шоу.

История показала, что не обманул.

Матч-монумент

А как его еще назвать, если именно он вдохновил создателей одного из двух памятников Кобе, находящихся рядом с «Криптоком Ареной».

81 очко в матче с «Торонто» – это показатель, который для каждого из участников матча означал что-то свое.

Это не просто рекорд или крупная цифра, а перечень мифов, комментариев, баек, рекламных роликов, лонгридов и документальных фильмов.

«Я чувствовал себя абсолютно беспомощным, когда оказывался против него в тот вечер. Но удивительное заключается в другом. Самое выдающееся в игре Кобе, когда он набрал  81 очко, на мой взгляд, состоит в том, что это была не лучшая его игра. Я считаю, его лучшая игра была против куда более сильной команды «Мэверикс», когда он набрал 60 очков за три четверти», – считает Джейлен Роуз.

 «Мне запомнилась не столько игра Кобе, сколько то, как на нее реагировали все окружающие. Это было удивительно, поскольку никто не был к такому готов. Помню, Фил Джексон собирался вывести Кобе из игры, но Текс Уинтер (автор «треугольного нападения») сказал: «Не думаю, что ты сможешь это сделать, у него 72 очка. Тебе ведь самому хочется посмотреть на то, чем это закончится». После этого Фил Джексон, слегка смутившись, отошел в сторону.

Никогда не видел ничего подобного. Все, что происходило в тот вечер, отдавало абсурдом, никто из присутствующих не был уверен в том, что все происходящее реально. От игры Кобе исходила какая-то пьянящая энергия. Абсолютно сюрреалистический опыт», – описывал игру против «Рэпторс» лос-анджелесский репортер Курт Сандовал.

Есть ощущение, что именно по причине того, «кто» и «как» набрал это 81 очко, переплюнуть эффект от этого достижения будет крайне сложно, даже если кто-то из игроков сподобится выбить более крупные цифры. Этот тот случай, когда личность автора рекорда несоизмеримо выше и масштабнее самого рекорда.

День, когда Кобе покорил Мекку баскетбола

«Что я помню о дебюте в «Гардене»? Помню, как чертовски нервничал. Я весил килограммов 40, весь взмок от волнения. Мне нужно было защищаться против Джона Уоллеса (тот, кого реже всего узнают на постере легендарного драфта-1996). С тех пор моя карьера, несомненно, пошла в гору. «Мекка» – особенное место. Из-за фанатов, которые ценят игру. Они могут освистывать тебя весь матч, но в конечном итоге обязательно отдадут должное твоему мастерству. Это не то место, где ты можешь обмануть публику парой эффектных трюков, огни «Гардена» светят слишком ярко. Тут ты должен показать все свое искусство, свое нутро, сердце, душу. Только так ты завоюешь уважение», – так Кобе описывал магию домашней площадки «Никс».

2 февраля 2009-го Брайант не просто показал, что достоин уважения взыскательной нью-йоркской публики, но и затмил одного из ее кумиров. В 1984-м выдающийся форвард «Никс» Бернард Кинг установил рекорд результативности «Мэдисон Сквер Гарден», набрав 60 очков.

Майкл Джордан, родившийся в Нью-Йорке, никогда не скрывал, что это было одно из тех достижений, которые бы он хотел превзойти, но его максимум в стенах «Гардена» составил 55 очков.

Побить рекорд Кинга суждено было Кобе, который набрал 61 очко.

После игры Брайант отметил, что дополнительный стимул его игре придал… Спайк Ли, с которым они как раз в есть работали над документалкой «Kobe doing work».

«Сегодня после матча мы поедем со Спайком отсматривать снятый материал. И знаете, мне не хотелось сидеть и слушать весь его трэшток про то, насколько хороши «Никс». Поэтому я решил подойти к делу серьезно. Я решил, что сегодня вечером он получит по заслугам. «Гарден» – последняя большая арена, помнящая всех великих игроков. Сегодня я предпринял попытку встать с ними в один ряд. Думаю, у меня получилось», – дипломатично резюмировал Брайант.

Его рекорд продержался до 24 января 2014-го, когда в матче против «Шарлотт Бобкэтс» Кармело Энтони набрал 62 очка.

Триумф воли

Да, за упоминание названия классического фильма Лени Рифеншталь сейчас не похвалят, но именно оно созвучно тому, что продемонстрировал Брайант в матче 2013-го года против «Голден Стэйт».

34 очка, 5 подборов, 5 передач и один поступок если не за гранью возможностей, то точно за гранью разумного. Кобе отыграл слишком много минут на протяжении предшествующих многих недель, и все для того, чтобы подарить «Лейкерс» надежду на восьмую строчку и попадание в плей-офф. В моменте, когда он играл против Харрисона Барнса, лицо Брайанта исказила гримаса боли, а затем он похромал куда-то к центру площадки.

Разрыв ахилла завершил его сезон и положил конец продуктивной части карьеры, но не положил конец его выступлению в тот день. Перед тем как покинуть игру, он вопреки всему доковылял до линии штрафных, откуда реализовал оба броска. Один из тренеров «Лейкерс» Гэри Витти назвал этот момент «самым смелым, до безумия смелым» из тех, что видел, и, пожалуй, с ним сложно поспорить.

Тем более, что «Лейкерс» в итоге выиграли у «Голден Стэйт» (118:116) и обеспечили себе место в плей-офф.

Последний матч против «Юты»

13 апреля 2016-го года Брайант поставил свою роспись под текстом прощального письма, обращенного к главной любви своей жизни, к баскетболу. И сделал это размашисто.

60 очков в матче против «Юты» были минорными, дурашливыми, свободными, провокационными.

«Возможно, это было не самое лучшее или значимое его выступление, но оно было самым веселым. На этот раз все дело было в нем самом – полная свобода действий и поощрение к тому, чтобы побаловать себя. И он оттянулся по полной. Сначала я хотел посмотреть, совершит ли он больше бросков, чем в матче, когда он набрал 81 очко (46 бросков с игры). Затем речь зашла о 50 бросках (именно столько Брайант и выбросил), но в какие-то моменты нам казалось, что он способен совершить и 60 бросков с игры. Мы все сходили с ума, даже в отделе СМИ. Никогда не видел ничего подобного. Было чертовски весело», – вспоминал колумнист «Times» Джей Эй Аданде.

«Завершить карьеру в таком стиле – это все равно, что выжать лимон и захотеть выжать из него еще немного. Вот какой, по-моему, была эта игра. Он выжимал из себя каждый бросок, каждый сантиметр, который пробегал по паркету. Все – чтобы отдать тебе все до последней капли. Это была сказка наяву. Он заканчивал карьеру так, как хотел, на своих условиях, так, как хотел и делал только он. Каждый спортсмен мечтает завершить таким образом, но получается лишь у самых великих», – впечатления звезды Женской НБА Суин Кэш.

Подобная эмоциональная связь с игрой и делала результативные матчи Брайанта особенными. Ведь, если вспомнить, становление и рост Кобе пришлись на время, когда в лиге хватало скореров: Ти-Мак, Картер, Пирс, Рэй Аллен, чуть позже Леброн, Мело, Уэйд. И это только на позиции атакующего защитника/легкого форварда.

Тем не менее, именно снайперские подвиги Брайанта выглядят особенно рельефно на историческом фоне НБА.

Фото: Gettyimages.ru/Clive Brunskill