7 мин.

Все о кубке чемпиона «Ф-1»: болт из серебра за €500 тысяч. Гонщики держат его на холодильнике и в туалете

Главный трофей автоспорта.

Гоночный год закрывает традиционное централизованное награждение лучших пилотов планеты на одном большом шоу – ФИА Гала. Это аналог «Оскара» для автоспорта, который проводится на финальном собрании объединения всех автоклубов, Международной автомобильной федерации (ФИА). Во время празднества чемпионам мира и победителям самых престижных гоночных серий вручают трофеи, чествуют лучших новичков и «персон года», выделяют выдающиеся обгоны и молодежь.

Почему всех чествуют в одном месте после финала всех сезонов? Ведь в других видах спорта типа хоккея, футбола или тенниса все привыкли к торжественному вручению заветного трофея сразу после финала – с празднованиями прямо на поле победы.

Дело в сути автоспорта: это же битва не только атлетов, но и техники. А ее сперва нужно проверить на соответствие многочисленным и сложным регламентам – вдруг обнаружится нарушение? Тогда на расследование и рассмотрение дела уйдет несколько дней, а ведь еще требуется оставить хотя бы день для потенциальной апелляции. И даже если технические делегаты не найдут проблем с машинами, все проверки обычно занимают минимум весь вечер после финиша. Финальная заверенная классификация объявляется только после них – часто когда команды уже собираются или спят. А если вдруг случится скандал вроде двойной дисквалификации «Макларена» на Гран-при Вегаса? Только слушания со стюардами заняли кучу времени и завершились в 2-3 часа ночи по местному времени.

Потому идея выноса награждения лучших из лучших и появилась – еще в 1995-м. Иронично, но первая же церемония ФИА Гала в Монако сорвалась из-за забастовки во Франции. Пришлось переносить в штаб-квартиру в Париже.

В этом году ФИА Гала принял Ташкент. И новый чемпион «Формулы-1» Ландо Норрис получил главный трофей автоспорта в личное распоряжение на год именно в столице Узбекистана.

Чемпионский кубок выглядит как огромный серебряный болт размером с половину Норриса. И нет, Ландо не сможет оставить его себе навсегда – только до момента передачи следующему обладателю титула. И даже вряд ли получит право распоряжаться им по своему усмотрению: обычно по контракту между гонщиком и командой кубок уезжает на базу в музей или специальную витрину, а чемпион заказывает копию. Ее судьба – тоже предмет договоренности между командой и пилотом: организация может оплатить ее как часть чемпионского бонуса по контракту или отдать финансовый вопрос на откуп своему протеже. По истечению «чемпионского года» кубок либо направляется в музей на место уехавшего оригинала, либо команда заказывает себе еще одну собственную копию и выставляет где хочет. В общем-то, количество копий не ограничено – просто заказать их может только чемпион или его представитель.

Цена вопроса – 500 тысяч евро. Трофей исполнен из стерлингового серебра (сплав 92,5% серебра высочайшей пробы и других металлов типа меди) и эмалирован 24-каратным золотом. Весит 5,5 кг, а высота – 52,5 см: то есть почти треть роста среднего пилота! С учетом нынешней стоимости грамма такого серебра в 1,7 евро, себестоимость можно приравнять к 9500 евро, остальное – художественная и культурная ценность.

Первоначально «Формуле-1» он обошелся в 46,5 тысяч фунтов стерлингов в том же 1995-м – именно тогда супремо серии на тот момент получил заказанный у ювелирной компании Fox Silver и ее основателя Ричарда Фокса. Берни заказывал ему трофеи с 1984-го – и фактически компания с тех производила все трофеи для всех Гран-при (кроме редких случаев, когда промоутеры этапа желали чего-то особенного и вступали в коллаборацию с местными художниками или дизайнерами). За его же авторством – и Кубок конструкторов, и трофеи чемпиона мира по ралли, и «Формулы Е», и NASCAR, и еще множества прочих серий. Всего компания выпускает свыше 200 кубков и их реплик ежегодно.

Полностью процесс изготовления выглядит так – на примере трофея для Гран-при Абу-Даби.

Для команд и гонщиков нет проблем заказывать реплики. Производство – почти промышленное, главное – договориться по контракту об оплате.

Фактически в обращении ежегодно находится до десятка кубков чемпионов: помимо оригинала, только сама «Ф-1» возит 3-4 реплики по пресс-конференциям, выставкам и музеям. Например, во время финального Гран-при Абу-Даби перед пилотами и на предстартовой церемонии выставляли именно копию – оригинал находился у производителя, чтобы он как можно быстрее нанес гравировку с именем и подписью нового победителя сразу после финиша.

Еще один стоит в офисе самой серии «Ф-1», один экземпляр кочует по миру с официальной выставкой «Ф-1», еще один – в штаб-квартире ФИА. И это не считая версий в музеях команд и коллекций пилотов.

Как определить оригинал и отличить от реплики? Только официальной «главной» версии и ее копиям постоянно обновляют плашки со всеми свежими чемпионами и годами.

У гонщиков же остаются «старые» чемпионские образцы – например, Ферстаппену по роскошному контракту с «Ред Булл» оплатили реплику каждого года. Он сам в недавнем интервью перед Гран-при Абу-Даби рассказывал, что у него дома 4 таких кубка. Где? Один всегда на холодильнике у симулятора.

Где три остальных – неизвестно. Макс не так часто делится обстановкой своего дома.

У предыдущего чемпиона Льюиса Хэмилтона вообще накопилось столько трофеев, что он вынужден арендовать под них большой тайный склад – и даже шутил, что скоро впору запускать свой собственный бизнес по содержанию хранилищ. Все трофеи – там, и он даже в точности не уверен, где именно они находятся. Дома – только негоночные, вроде приза за креативность от журнала GQ.

В планах на будущее – сделать музей из всех наград и чемпионских болидов (примерно как у Фернандо Алонсо под родным Овьедо) и передавать деньги за билеты на благотворительность (совсем в точности как у Алонсо – тот жертвует выручку на образование детей Астурии и содержание картинговой академии при музее). 

Другой чемпион Нико Росберг тоже не светит место хранения трофея – видимо, на него сильно повлиял случай с потерей кубка на пути к выставке на «Фестивале скорости» в Гудвуде в 2017-м. Тогда DHL сорвал срок поставки, потерял посылку и полгода ее разыскивал – но в итоге вторую реплику заказывать не пришлось.

У четырехкратного чемпиона Себастьяна Феттеля оказался не настолько выгодный контракт, как у Ферстаппена – ему досталась только одна чемпионская копия и пара самых важных кубков, а остальное забрал «Ред Булл». До завершения карьеры у немца даже не было своего стеллажа – Феттель подумал о нем только после ухода из «Ф-1».

«У меня дома нет никаких трофеев. Точнее, только один – мой первый чемпионский кубок 2010 года, – рассказывал Феттель Sky Sports Germany. – У меня есть место, где лежат все остальные кубки, и в этом году мне удалось привести там все в порядок и разложить по местам, потому что раньше все просто лежало в коробках. Последние пару лет я приходил туда нечасто, потому что новых трофеев у меня было не так уж и много!»

Но это место Себ в соцсетях не светит – как и в целом обстановку своего дома.

Самым креативным хранителем трофея точно стал Дженсон Баттон – чемпион 2009-го в одном из стримов Sky Sports засветил его локацию.

Да, прямо рядом с туалетом!

Отличный пример для шутника Норриса?

Фото: Hasan Bratic, IMAGO/JULIEN DELFOSSE/Global Look Press; East News/fadi al-assaad / POOL / AFP; Gettyimages.ru/FIA