Ностальгия и модерн
Блог

Наконец у США будет свой гонщик в «Ф-1» – правда, в аутсайдере. Год назад его карьера выглядела сломанной после краха в молодежке

«Уильямс» взял юниора из «Формулы-2».

США – настолько важный рынок для «Формулы-1», что команды и серия приберегли кучу маркетинговых активностей именно для визита в Техас. За уик-энд объявили о новом телеконтракте на трансляции Гран-при на ESPN, юниорам и чемпиону местного «Индикара» предоставили возможность покататься в первой практике и показали десяток новых спонсоров – от титульного у «Хааса» до локальных у других команд.

Но главной новостью, пожалуй, стало имя нового пилота «Уильямса» на сезон-2023 – им станет 21-летний юниор из Флориды Логан Сэрджант, если закончит сезон «Формулы-2» в топ-6 и получит суперлицензию (сейчас идет третьим и выигрывает у 7-го места 12 баллов, а за этап разыгрывается максимум в 39 очков, однако его шансы оцениваются как очень высокие).

Так что США получит, наконец, собственного пилота в «Ф-1» на волне бума интереса к серии – хоть история не вышла такой же красивой, как намечавшийся эффектный переход звезды «Индикара» Колтона Херты по особому исключению от Международной автомобильной федерации (ФИА). Тогда трансфер срезали из-за регламента, а гоночная Америка прямо взбесилась.

Гонщику из США сорвали трансфер в «Ф-1» – из-за правил допуска к Гран-при. Реакция американцев: «им нужны только наши деньги»

Если у Сэрджанта все получится, то он станет первым американцем в «Ф-1» после Алекса Росси, откатавшем часть сезона 2015-го за «Марусю». Последним гонщиком из США с полным сезоном в Гран-при был вообще Скотт Спид в «Торо Россо» в 2007-м, а вообще за последние 30 лет только трое американцев гоняли в Гран-при. Последняя победа доставалась представителю США 44 года назад – триумфатором на Гран-при Нидерландов 1978-го стал чемпион того сезона Марио Андретти.

Появление Логана ожидается как исторический прорыв – и внимание будет колоссальным.

«У него было время на развитие, но он по-настоящему удивил нас тем, насколько быстро разобрался с машиной, работой с шинами и методами быстрого результата, – признался шеф «Уильямса» Йост Капито. – В первый год в «Ф-2» он выигрывал гонки и хорошо квалифицировался, как и всю его карьеру, потому он однозначно готов к «Ф-1».

Мы можем взять новичка, ведь Алекс Албон хоть и очень молод, но уже опытный пилот и хорошо встроился в команду. Можем позволить себе новичка рядом с ним».

Кто такой Сэрджант? Он правда такой талант?

Логан – 21-летний пилот из того округа Флориды, откуда вышли все более-менее известные в Европе пилоты Нового Света на данный момент: в 2009-м, например, он рубился в одних картинговых чемпионатах с Хуаном-Мануэлем Корреа (программа «Заубера», сейчас в «Ф-3»), Пато О’Уордорм (гонщик «Макларена» в «Индикаре», раньше числился в программе «Ред Булл» и считался претендентом на «Ф-1»), Делвином Дефранческо (лучший картингист Канады того поколения), бывшим слушателем Академии «Феррари» и ныне пилотом «Ф-2» Энцо Фиттипальди.

В 2009-м на одном из зимний картинговых соревнований во Флориде Сэрджант победил Ланса Стролла – будущего пилота «Ф-1» (на данный момент у него 119 этапов и 3 подиума, а также титул «Ф-3»). Тогда Ланс заглянул на родные автодромы Логана потренироваться – ведь канадец на 2 года старше, и у Сэрджанта почти не было другого шанса пересечься с ним на треках.

В 2012-м Логан переехал в Европу и начал путь в итальянском и региональном картинге: на его счету несколько побед в юниорских чемпионатах. В 2015-м он стал чемпионом мира в юниорской категории, а в 2016-м взял Кубок мира в главном классе. Дальше – открытые колеса и британская «Формула-4» в 16 лет.

Там Логан в дебютный год сразился на равных с Оскаром Пиастри – австралийским суперталантом, за которого летом развернулась судебная схватка между «Альпин» и «Маклареном». Сэрджант немного уступил, занял третье место в общем зачете и свернул в региональный Еврокубок «Рено» (промежуточная стадия между «Ф-4» и «Ф-3») вместо полноценного шага вперед.

Полноценное восхождение в «Ф-3» состоялось только в 2019-м, и тот сезон (победный для Роберта Шварцмана из Питера) он провалил – 4 финиша в топ-10, 5 очков, 19 место в общем зачете.

Зато в следующем году в лучшей юниорской команде планеты «Према» он вновь зарубился с Пиастри и еще одним суперталантом Тео Пуршером (сейчас резервист «Заубера» с перспективами на «Ф-1») и претендовал на титул до последней гонки. Однако в ней сошел и уступил Оскару 4 очка.

В 2021-м он остался на третий сезон в «Ф-3» в команде послабее (чешском «Хароузе» – сателлите «Заубера»). Прийти к успеху не удалось: три подиума, 1 победа и седьмое место общего зачета ниже более молодых дебютантов Денниса Хаугера, Джека Дуэна и Виктора Мартинса (то есть даже без учета других более опытных ребят вроде юниора «Мерседеса» Фредерика Вести и Клемента Новалака) выглядели не слишком впечатляюще – обычно даже многообещающие таланты после такого не находят финансирование, затухают и отправляются в гонки на выносливость или в «Индикар». Вот и Логан тоже уже проехал пару гонок в «Европейской серии «Ле-Ман» и «Кубке «Ле-Мана» в классе GT3.

Но ему повезло: «Уильямс» выбрал его частью новосозданной Академии и отправил в «Формулу-2» в одну из сильнейших команд – «Карлин». Вероятно, здесь на Сэрджанта и сыграла его национальность: талантливых американцев гоняется в Европе не так много, а «Уильямс» как раз купил американский инвестиционный фонд Dorilnton Capital, осознающий перспективы родного рынка.

И в 2022-м Логан уже не подвел: два поула, две победы – очень даже неплохо против бывших соперников вроде Пуршера, Дуэна и Фиттипальди. Реванш состоялся: практически все, кому Сэрджант проигрывал в «Ф-3», остались в итоге позади – так что итоговый год в «Ф-2» можно засчитать как прогресс.

«Начало сезона вышло очень сложным, – признавал Сэрджант. – Я чувствовал огромную нехватку опыта в смысле процедур, ощущения от машины, многие треки я не знал. Но во второй половине сезона мне стало комфортнее, я почувствовал больше уверенности как только приехал на более знакомые мне трассы. Прогресс вышел на желаемую траекторию.

Одной из главных трудностей на старте года оказалось огромное увеличение сцепления в квалификации по сравнению с практикой из-за новых составов шин. Но на известных мне треках я начинаю этапы в более понятном мне состоянии, и потому все не сходится к поиску как можно больше времени в последней квалификационной попытке».

То есть главная сила Логана – не адаптивность и способность быстро подстраиваться под новую ситуацию, выжимая из нее максимум, а хорошая методичная работа на более-менее знакомом поле. Он не рвет конкурентов с первых кругов, но постепенно подтягивается и способен гонять как минимум на равных с лучшими – по крайней мере, по молодежным сериям. Американский паспорт и маркетинговый потенциал, конечно, помогли, но точно не определили его карьеру – он в любом случае был на радарах у команд «Ф-1» минимум с 2020-го.

Неужели в США нет гонщика получше?

С точки зрения готовности к «Ф-1» по версии системы ФИА – точно нет. Лицензия есть по сути только у Джозефа Ньюгардена, а другие пилоты из США вроде Херты формально не выполнили все необходимые критерии для допуска к главным гонкам планеты. Однако надо помнить, что суперлицензия не служит объективной мерой наличия или отсутствия таланта – она создана для противостояния рента-драйверам без достаточного опыта в открытых колесах, но с деньгами и желанием купить место в «Ф-1». Американские серии – все же немного другие, и потому даже из «Индикара» не всех победителей заездов допускают в Гран-при автоматически: слишком велика разница в настройках и процедурах, а также управлении машинами в поворотах.

Несомненные заокеанские таланты вроде O’Уорда так и остались лишь пилотами для практик и частных тестов – а попасть в «Формулу-1» можно только через давний и целенаправленный выбор ветки развития через Европу. Пример Сэрджанта напомнил об этом.

«Моим первым настоящим гоночным кумиром был Джефф Гордон из NASCAR, – вспоминал Логан. – Когда я рос, больше смотрел именно NASCAR, ведь в Америке он был популярнее в то время. Но со временем я переключился на «Ф-1» – начал следить за Фелипе Массой в «Феррари», когда он был весьма хорош в свое время! Круто, что он закончил там же [в «Уильямсе»] – команде, которая меня подобрала.

[Когда я начал следить за Массой], то полностью сконцентрировался на возможности достичь «Ф-1». И многим пожертвовал на пути. Я на 100 процентов посвятил себя этой идее. На европейском пути всегда можно вернуться назад в Америку, но обратный переход – нереально трудный. Все жертвы того стоили – ведь Америка всегда остается возможностью!»

С другой стороны, потому его почти не знают в США – даже эксперты вроде бывшего пилота «Ф-1» и менеджера Пиастри Марка Уэббера отмечают, что заинтересованность выше у владельцев чемпионата: «Его нужно чуть лучше представить домашним болельщикам, но американцы из «Либерти Медиа» очень им увлечены».

«Приходит ли дополнительное давление с популярностью? Мне постоянно задают этот вопрос! – говорит сам Логан. – С моей стороны у меня столько ожиданий от себя, я сам на себя так давлю, что ничто со стороны не может даже и близко сравниться. Не думаю, что будет дополнительное давление.

Я вижу взрывы в медиа, но мне нужно просто все отсечь, надо выполнять свою работу. Практики в «Ф-1», затем сильный финиш сезона в «Ф-2», я правда не могу сфокусироваться на чем-то кроме этого.

Конечно, я знаю многолетнюю историю непредставленности Америки в «Ф-1», но я не могу купаться в этом слишком долго. Просто не могу себе позволить».

Cтраннейший трансфер «Ф-1»: «Ред Булл» стащил у «Мерседеса» 27-летнего резервиста для молодежки, хотя программа переполнена юниорами

🤯Теперь в «Ф-1» трансферы как в футболе: команда выложила за пилота-середняка €10 млн за выкуп и $15 млн зарплаты

В «Ф-1» гонщиков-врагов объединили в одной команде. В детстве – лучшие друзья, один привел другого в картинг, но не вынес поражений

Фото: REUTERS/Andrew ; globallookpress.com/Hoch Zwei/Keystone Press Agency, Panoramic/Keystone Press Agency, Hoch Zwei/ZUMAPRESS.com

11 комментариев

Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
однозначно нет Логан намного сильнее, это было видно по молодёжным сериям
Вице чемпион ф2 и вице чемпион ф3. По факту вице чемпион ф2 в формуле один благодаря папинам деньгам. Вице чемпион ф2 благодаря паспорту. Тот же Дуэн и Пуршер как минимум не хуже Логана и моложе. Но они скорее всего там не будут или как де Врис будуд ждать шанса ещё лет 7
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Гонщики я бы сказал одного уровня.
Не кажется Латифи все же вне конкуренции
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Гонщики я бы сказал одного уровня.
однозначно нет
Логан намного сильнее, это было видно по молодёжным сериям
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ AndreW1978
Ахахахаххахах... забыл про госдолг написать. +15 руб кстати тебе
Себе оставь , пригодится зимой),я не нуждаюсь
0
-4
-4
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ Volodya_A
Он хуже Латифи, вы хотите сказать?
Гонщики я бы сказал одного уровня.
+2
0
+2
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пользователь заблокирован
Ответ irs118return
Зачем навязывать идею что сша это важный рынок для ф1, сша это вонючее болото , где собран весь сброд человечества, не племени не нации...
Ахахахаххахах... забыл про госдолг написать. +15 руб кстати тебе
+11
-1
+10
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
В спортивных бизнес-моделях неизбежна тенденция прихватить лишний рынок. Азитские гонщики в Ф-1 этого сезона не выдают что-то яркое, но они есть и будут. Глупо не взять гонщика из США.
+1
-1
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Зачем навязывать идею что сша это важный рынок для ф1, сша это вонючее болото , где собран весь сброд человечества, не племени не нации...
+2
-7
-5
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
...«Према» он вновь зарубился с Пиастри и еще одним суперталантом Тео Пуршером и претендовал на титул до последней гонки. Однако в ней сошел и уступил Оскару 4 очка...

4 очка это погрешность. Управлять болидом способен.
После 10 Гран При можно будет сделать выводы.
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ V3ttel
Money решают. А вы думали, ну уж хуже Латифи некуда уже, наверное, наверное, наверное, ахах
Он хуже Латифи, вы хотите сказать?
+3
-2
+1
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Money решают. А вы думали, ну уж хуже Латифи некуда уже, наверное, наверное, наверное, ахах
+2
-2
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий