Первый пост Артема Реброва: как играл под крики «Ты криворукий вратарь», в 30 лет поменял технику и стал чемпионом
Поехали!
Всем привет! Это Артем Ребров, вратарь «Спартака». Вчера здесь был анонс моего блога, а вот и первый материал – о чемпионском сезоне. Надеюсь, вам будет интересно.
И обязательно пишите в комментариях, о чем еще мне рассказать. Буду учитывать ваши пожелания и стараться их реализовывать!
* * *
Все время, что я играю в «Спартаке», слышу одно и то же: «Ребров – вратарь не для чемпионства, Ребров – не уровень». У нас же принято считать, что если парень с нашего двора, то он не может быть хорошим вратарем. Нужен обязательно какой-нибудь топовый иностранец или какой-то перспективный молодой пацан.
Сейчас-то понятно, что не обращаю внимания, а до чемпионского сезона задевало, иногда реально переживал. Здесь важно самому не поверить в эти высказывания. Уверен, если бы повелся на это, а не верил в себя, то не провел бы столько лет в «Спартаке» и точно не стал бы чемпионом.
Я же адекватный человек и сам вижу, где хорошо сыграл, а где не очень. Взять год при Якине – там же не было вообще ошибок, в том сезоне играл даже лучше, чем в чемпионском. В общем, у меня точно были причины считать, что и со мной «Спартак» может что-то выиграть. И не слушать никого.
Думаю, справиться с давлением мне помогло то, что в «Спартаке» оказался достаточно поздно, когда у меня уже была семья, дети. Так бы точно было бы сложнее. Сидел бы один в квартире, замыкался на этой критике и думал: «Боже, что же творится, как быть дальше».
А здесь прихожу домой – даже если проиграли, даже если ошибся, даже если все очень хреново, никак не получится лежать и страдать. Дети бегают, хотят играть в машинки и общаться с папой, а я буду на них стеклянным взглядом смотреть и грустить? Нет, конечно. Собираешься, встаешь и отвлекаешься от всего этого – жизнь продолжается. Даже если тебя выгонят завтра, жизнь-то все равно продолжится, нет смысла зацикливаться на этом.
Это, кстати, в обратную сторону тоже работает. Выиграешь и можешь подколоть жену: «Чай принеси победителю!» Катя меня сразу тормозит: «Так, давай не зазнавайся, сегодня ты выиграл, а завтра проиграл».
В «Спартаке» для меня все началось заново в 2014-м, когда пришел Мурат Якин. Во-первых, стал капитаном команды. Во-вторых, поменялся тренер вратарей: вместо Валерия Клейменова пришел Джанлука Риомми. Он, кстати, тоже работал с Конте, как и Каррера. Если честно, Риомми на тренера вратарей был не особо похож. Такой худенький, скромненький – обычно тренеры вратарей намного брутальнее.
Начнем с капитанства. Было общее голосование команды и тренерского штаба, а мы с Димой Комбаровым набрали одинаково голосов. Якин нас вызвал и сказал: «Мы решили, что капитаном будет Артем». Думаю, такое решение приняли потому, что тренеры выбрали меня основным вратарем (тогда в команде были Митрюшкин и Песьяков). И чтобы это четче показать, мне дали капитанскую повязку.
Чтобы вы понимали: в команде и Глушаков, и Комбаров, и Дзюба, и Паршивлюк, а капитаном выбрали меня – сначала со мной была просто трясогузка. Пару ночей не спал, а потом позвал парней и честно им сказал: «Ребят, честно, я немного очкую. Мне нужна ваша помощь». И вот кто бы что про Дзюбу ни говорил, но меня Артем особенно поддержал. И Парш, и все пацаны меня тоже поддержали.
Капитанство – это же не просто повязку надеть на игру и с судьей спорить, а куча обязанностей. Например, при Якине была особая система премирования, иногда до бухгалтерии доходили неточные данные, кому-то не сразу начисляли премки. Вот условный Хурадо вышел на пять минут, мы победили, а ему не начислили. Подходит он ко мне и говорит: «Кэп, так и так». И я иду к генеральному директору, говорю, что Хурадо не дали денег. После этого разбирались, все ли по делу или он чего-то не понял. Или мы на базе делали беседку. Я ходил со всех собирал деньги, мы вместе с директором базы считали, сколько нужно и как надо делать. Пацаны шутили: «Реброву надо резину новую купить, а он под видом беседки ходит на нее деньги собирает».
Другие серьезные перемены – это тренировки Риомми, который вообще перевернул мой взгляд на футбол. Он был первым моим иностранным тренером вратарей и сразу сказал: «Если есть хотя бы минимальная возможность поймать мяч, его надо ловить. Если отобьете, никто вас ругать не будет, но давайте помнить, что надо ловить». То же самое на выходах: ничего страшного, играйте кулаками, но помните, что надо стремиться ловить.
Первые матчи еще продолжал отбивать и кулаками играл, но установку Риомми помнил. Постепенно реально начал все ловить. Это же команде дает уверенность: что вратарь спокоен, что не будет добиваний, что можно сразу начать атаку.
Другое нововведение было – не отбивать ногами, а складываться. Когда он объявил об этом, мы в шоке были: «В смысле, не отбивать ногами, как это, все же под тобой залетит?»
Суть здесь такая: когда нападающий выходит один на один, вратарь обычно его встречает в позе бабочки, расставляя руки и прислоняя колено к пятке. Да, ты так многое перекрываешь, но все равно легко ударить мимо тебя.
Риомми же предлагал действовать иначе: вместо этой позы заранее складываться и всем телом ложиться перпендикулярно бьющему. Верхом редко бьют при выходах один на один, в основном низом. И по тактике Риомми ты перекрываешь гораздо большую площадь, чем бабочкой. Я попробовал и реально подсел, рабочая история.
Например, в первом же матче Якина, когда «Рубин» обыграли 4:0, взял так выход один на один от Азмуна. Он пробил в сторону, а я ногами перекрыл и взял.
Я не настаиваю, что это единственно верная тактика. Просто попробовал, сработало, есть результат. Если ты, например, все ногами берешь, зачем тебе что-то менять? Когда Максименко появился, ему очень не нравилось, что его переучивают. Я ему говорил: «Сань, ты вообще не бери в голову. Будет выход один на один, отобьешь ты ногой, спасешь, тебе никто слова не скажет».
Я должен был начинать чемпионский сезон в запасе. Заканчивался предыдущий, мы проигрывали-проигрывали, ко мне подошел Аленичев: «Тема, так и так, надо паузу дать». У меня, понятно, сожаление, но что поделать – для команды так лучше. Плюс Серега Песьяков здорово сыграл на финише – попали в еврокубки. Я это все спокойно воспринял, не закусился. На сборах Серега получил травму, Макси тогда был совсем маленький, так что снова встал я. И, самое главное, Пес себя правильно повел: тогда его поддержал я, а теперь и он меня. Для меня это было очень важно.
Вроде бы обыграли Тулу 4:0, но сразу случился АЕК. Когда Тричковски забил и мы вылетели из Лиги Европы, в голове была одна мысль: «Как же со стадиона уезжать, нельзя же так, извините за выражение, обсираться».
Ведь нет ничего хуже, чем выходить со стадиона с опущенной головой, потому что в глаза людям смотреть просто стыдно. Тогда ощущение этого стыда было какое-то запредельное. Хуже было только, когда в 2012-м проиграли «Анжи» (0:3) в день 90-летия «Спартака», а я там гол на выходе наварил.
Конечно, ни о каком чемпионстве после вылета из Лиги Европы и мыслей не было. Тогда вообще далеко не загадывали. Каррера стал исполняющим и сказал всем: «Я, возможно, здесь на одну-две игры, но я хочу в них победить». И настрой на тренировках сразу поменялся: все сразу начали так носиться и рубиться, как до этого и близко не было.
Это касалось и тренировок вратарей. Риомми на неделе нас загонял так, что еле оттуда выползали. Специально забивали ноги на сидячих тренажерах. Например, игра в субботу, а во вторник и среду Риомми так убивал наши ноги, что в четверг и пятницу мы просто не могли оттолкнуться и за мячом прыгнуть. Зато в субботу реально взлетали – подходили свежие и готовые.
Немного необычно было. Потому что в течение моей карьеры бывали моменты, когда на тренировках фееришь, все тащишь, а на игру выходишь – и все, пустота, ничего не можешь показать. Здесь было наоборот – на тренировках нет сил, зато потом в игре ты в полном порядке. Это и есть недельный цикл подготовки, когда вратаря подводят именно к игре.
Мой любимый момент того сезона – тройной сэйв в матче с ЦСКА. Игра только началась и могла вообще сложиться по-другому. Сначала бил то ли Леша, то ли Вася Березуцкий, потом Ионов, а третий простреливал Головин. Когда мяч поймал, просто в шоке был. Джика еще подошел: «Тема, что это было вообще?» Один из самых адреналиновых моментов в карьере.
Покупка Селихова во время чемпионского сезона только на пользу пошла, сильнее замотивировала. Причем об этом стало известно перед «Амкаром», а мне какой-то засранец-друг прислал новость прямо перед игрой. Я, дурак, прочитал. Выхожу на разминку и думаю: «Что, братец, вот и твой шанс. Надо просто не ошибаться, ни о чем не думать и доиграть чемпионский сезон так же, как и играл до этого».
Дальше мне было понятно: если чемпионский сезон скорее всего дадут доиграть в любом случае, то потом будет до ошибки. Она как раз и случилась с «Зенитом», когда закинул в свои, но об этом поговорим в следующий раз.
С «Амкаром» получилось сыграть на ноль, а когда Глушаков забил тот самый гол, всерьез подумал, что можем стать первыми. Когда такие залетают, это чемпионский фарт. Да и вообще мы в том сезоне приезжали не играть, а побеждать. Я бы не назвал это самоуверенностью, просто мы были очень сплоченные, друг за друга, отсюда шла уверенность. Обычно перед матчем задумываешься: «Как игра сложится, что будет». А здесь – ну ЦСКА, ну «Анжи», ну «Краснодар» – просто в кайф выходили, не было никакой боязни.
У нас вообще были суперские отношения друг с другом. Например, с Боккетти была фишка, когда он в чемпионском сезоне пару раз выбивал мячи из пустых ворот. С Самарой ошибся на выходе – он выбил, с «Краснодаром», когда Ари меня обвел, он тоже выбил. За каждый такой вынос вручал Боккетти вино. Сальва приходит на базу, а у него бутылочка вина стоит. Он коллекционер и ценитель, покупал ему по рекомендациям. Не супердорогое, но хорошее – за 5 тысяч рублей. Сальва был доволен.
Когда мы выиграли чемпионство, стало легче. Убедился, что это был не эгоизм, когда не обращал внимания на крики «ты кривоногий и криворукий вратарь». Понял, что правильно себя воспринимал и оценивал. Я тогда выдохнул: «Ребят, говорите что угодно, мне есть чем ответить». Впрочем, мое отношение к себе никак не изменилось. Никакой звездности, я такой же Артем Ребров, который и был до чемпионства.
Кстати, легче стало только в плане вот этих криков, а в целом стало только сложнее. Когда ты себе задираешь чемпионскую планку, надо ей соответствовать. А соответствовать ей непросто. Об этом – в следующих сериях!
* * *
Друзья, обязательно пишите ваши пожелания по темам, игрокам, тренерам и историям, о которых хотели бы узнать. Чем больше будет вашего фидбека, тем больше у меня будет понимания, что рассказывать. До встречи!
Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов, Александр Ступников, Александр Вильф; Gettyimages.ru/Dmitry Korotayev/Epsilon
Также интересно почитать про атмосферу в команде сейчас, про отношение внутри команды к бесконечным сменам генеральных, спортивных и прочих директоров, тренеров, мед штаба, селекционеров, персонала. В том же ЦСКА все намного стабильнее, и, как кажется, это только помогает коням.
А так, пишите о чем хотите, главное с любопытными подробностями, честно и от души.
Всего доброго и без травм. Ну и не подведите в этом и следующих сезонах!
Пара вопросов:
1. Вратари временами получают страшноватые травмы в столкновениях с игроками (известны и вовсе трагические случаи). Бывал ли такой страх? Работают ли отдельно с подобными страхами тренеры вратарей?
2. Есть ли разница в подборе перчаток при игре в сухую погоду и в дождь? Тренируют ли специально ловлю/отбивание мокрого мяча?
3. О чем думают вратари, когда противник почти не атакует и большую часть матча стоишь в одиночестве? ))
Достойный человек и хороший вратарь!
Успехов тебе и команде!
Артем, очень интересно узнать, кого из вратарей РПЛ ставишь выше других, кто из коллен восхищает.
Он же как и Вы в топ клуб попал уже в зрелом возрасте. Никогда не забуду его вратарский перфоманс в матче Лиги чемпионов с Марселем.
Если будет время, напиши про важность репутации в цехе вратарей. К примеру Юрченко, убравший руку от мяча в матче Зенит-Уфа, достоин ли обычного рукопожатия от коллег после случившегося?
Не знаю..... Вратарю сложно остаться не "криворуким" и не "кривоногим".... Сколько бы Акинфеев не тащил, всё равно он "дно днищенское"....
Спасибо тебе за всё! И за то, что ты, прежде всего, адекватен, в отличии от того же Кокорина.
Хотелось бы узнать твое мнение о том, кто должен стоять в воротах сборной России прямо сейчас и в обозримой перспективе. А также просьба сравнить двух наших молодых российских вратарей - Максименко и Сафонова, их сильные и слабые стороны.
Что ты думаешь о том, что никто из российских вратарей со времен Харина так и не заиграл в топ-чемпионатах на серьезном уровне? Или получалось, как у Нигматуллина в Вероне, или оставались дома, как Акинфеев или Малафеев.
Кто бы и что бы не говорил, Артем один из главных творцов чемпионства Спартака.
Удачи и без травм!
Вполне читаемо, интересно, пусть и без художественных оборотов, пишет просто.
Ждём новых текстов!
Этого очень не хватает футболу, да и вообще обществу.
"Здесь было наоборот – на тренировках нет сил, зато потом в игре ты в полном порядке. Это и есть недельный цикл подготовки, когда вратаря подводят именно к игре." - Так не только вратарей нагружали, но и полевых. Носились потом по полю. Да мысли в атаке не хватало, но брали напором, доминировали и с ЦСКА и с Зенитом. И чемпионство было заслуженное. Так вот не понравилось только некоторым, пошли сливы в прессу. Та статья Рабинера, что перегружают со штангами бедных паспортистов. После этого и началось...
Благодарю...
Понятно, что про внутреннюю кухню команды много не напишешь, поэтому хотелось бы увидеть общее мнение (философию) на игру вратаря.
1) Время Нойеров (либеро) или это просто временная мода.
2) Как брать пенальти - гадать или реагировать?
3) Игра на выходах осталась в прошлом?
4) Игра на последних секундах при навале у чухих ворот - чистая импровизация или как то наигрывается на тренировках?