5 мин.

Ле Тренерище. Как Унаи Эмери заткнул своих хейтеров

Блог «Ligue 1» фиксирует день, когда изменилось все.

Летом Артем Дзюба наверняка закатывался в истерическом хохоте, когда Унаи Эмери назначали на пост главного тренера «Пари Сен-Жермен». К нему явно присоединилась большая часть болельщиков московского «Спартака». Василий Уткин отмечал, что баск не создан для работы в большом столичном клубе, отмечая отсутствие вкуса в одежде. Да что там, ваш покорный слуга и сам излучал скепсис относительно этого назначения. В итоге время и вера катарского руководства клуба утерло всем нам нос.

Вчера вечером мы стали свидетелями исторического события. Потому что все предматчевые расклады были против парижан. Травма Тиагу Силвы, вратарская чехарда, негативная история встреч против «Барсы» (как у «ПСЖ», так и лично у Эмери). А ведь у столичного клуба отнюдь не все решено в чемпионате.

Унаи все это время не терял голову и продолжал гнуть свою линию, требуя от игроков четкого следования своим установкам. Принципы игры по баску начали наконец проявляться: Кавани наладил прицел, Ди Мария стал похож на себя, а прессинг и вовсе пугает вообще любого соперника без исключения. Хотя кого я обманываю? «Монпелье» как было плевать на это качество парижан, так и сейчас им не до этого никакого дела. Им главное было отбиться и поскорее убежать вперед.

А что у «Барселоны»? Как минимум, одно из лучших атакующих трио в Европе, техничные игроки и наводящее на всех страх имя. Удивлял только осторожный тон высказываний Луиса Энрике перед матчем. Испанец словно готовил всех к поражению, заранее выдавая реверансы в адрес оппонента. На деле все вышло даже хуже: «Барселона» была разгромлена так сильно и так по делу, что последнее подобное поражение и не упомнишь.

4:0 против «больше чем клуба» заставят мир посмотреть на «ПСЖ» с гораздо большим уважением, даже если раньше кто-то и позволял себе легкую снисходительность в адрес регулярного четвертьфиналиста Лиги чемпионов. Это без преувеличения историческая победа не только эпохи катарского правления, но и за все время существования клуба. Такое стало возможно во многом благодаря смелым тактическим решениям Унаи Эмери.

Первые полгода его работу в столице Франции подвергали всяческой критике местные эксперты и болельщики. Каждое, по их мнению, неправильное решение Эмери сопровождалось бомбардировкой различными контртезисами, ставящими под сомнение его квалификацию. Баску было до лампочки: заручившись поддержкой своего президента Нассера Аль-Келаифи, он просто продолжал делать все по-своему. И в тот момент, когда его успели похоронить, он вдруг взял и поставил всех своих злопыхателей на место, уничтожив одного из фаворитов Лиги чемпионов.

Например, уход от основной схемы 4-3-3 в сторону хорошо знакомой баску 4-2-3-1. Без номинального опорника, связывающего защиту с атакой, в лице Тиаго Мотты. Признаюсь, в какой-то момент я беспокоился за то, что молодой Кимпембе отхватит по первое число без должной подстраховки, но, во-первых, атаки «Барселоны» глохли ещё на их половине поля, а во-вторых, Преснель и сам не подвел. Центр поля состоял из Адриана Рабьо и Марко Верратти, которые выдали просто сумасшедший матч и со своими задачами справились на 5+.

А вместо опорника по сути был Блез Матюиди, только в его обязанности совсем не входило выжигание пространства между защитой и средней линией. 14-й номер по сути в единственном числе представлял собой вторую линию прессинга за спинами игроков атакующей группы, помогая то Эдинсону Кавани (игравшего плотно с Бускетсом), то Анхелю Ди Марии (давившему на Жорди Альбу), то Юлиану Дракслеру (выматывавшему Серджи Роберто). Причем четкой установкой Матюиди было отдавать предпочтение более привычному для него левому краю, перегружая как раз фланг правого латераля каталонцев.

Поскольку игра проходила на «Парк де Пренс», то и действовать надо было смело. Когда, если не сейчас? Эмери сумел найти противоядие для атак «Барсы», нейтрализуя их в самом зародыше. Лионель Месси так ни разу и не коснулся мяча в чужой штрафной. Единственный раз, когда он был на неплохой позиции для удара, был за пределами площади, но и эту попытку прохода хладнокровно нейтрализовал Преснель Кимпембе.

Париж был настолько крут, что только за первый тайм нанес 7 ударов в створ ворот Тер Штегена. Во-первых, больше в Лиге чемпионов парижане били только по воротам загребского «Динамо» (!), а во-вторых, немецкий голкипер «Барсы» не привык к такому объему работы. Самюэль Умтити, прекрасно знающий возможности парижан, ничего не смог предпринять против остервенелого прессинга, как, впрочем, и его партнер Жерар Пике. Оба пали жертвами трио ДКДМ (попытка придумать аббревиатуру для атакующего трио «ПСЖ», кажется, провалилась).

Хотя наличие Гомеша, Умтити и Роберто в основе наталкивают на некоторые размышления, дело было не столько в игроках, сколько в неготовности Луиса Энрике предоставить свой ответ тактическому плану Унаи Эмери. Бой проигран за явным преимуществом парижан. Рулевому «Барсы» придется сильно постараться, чтобы отыграть отставание в четыре гола, читай сотворить историю. Впрочем, наверное даже такой расклад вряд ли позволит ему остаться в клубе.

Если до вчерашнего матча кресло под Луисом Энрике просто шаталось, то матч на «Парк де Пренс» по сути выбил его из-под главного тренера «Барселоны». И пусть формально у каталонцев остается шанс повернуть все в обратную сторону, но для этого придется прыгнуть выше головы, т.к. никто ещё не отыгрывал отставание в четыре мяча в Лиге чемпионов. «Барса» в нынешнем состоянии на такое, кажется, не способна.

Да и сама ситуация будет такой же сюрреалистичной, как если человек, из-под которого выбили стул вдруг не упадёт. Либо он готов к такому повороту (уже не случай «Барселоны»), либо он падает на пятую точку. Все остальное противоречит действующим в этом мире законам физики.