9 мин.

1\4 финала. mcmasik vs Дмитрий Грошев. Наследие хоккейного прошлого. Херб Брукс - человек, сотворивший «Чудо»

22 февраля 1980 года. В подтрибунном  помещении Херб Брукс наставляет своих игроков:  «Мы проиграем им девять матчей из десяти, но завтра будет именно этот, наш - десятый! Вы были рождены, чтобы стать хоккеистами. Вы должны были попасть сюда. Этот момент принадлежит Вам!»

 

 

 

Именно эти слова запомнились всем участникам сборной США. В тот день они сделали невозможное – обыграли самую сильную сборную того времени, да и наверно во всей истории хоккея – сборную СССР.

Накануне никто не рассматривал возможность поражения сборной СССР, даже сами американские хоккеисты. В победу красной машины верели все.. 

Кроме Херба Брукса.

                                                                                               

Хёрб Брукс родился в Сент-Поле в семье Херберта Брукса-старшего и Полин Брукс. Играл за свою школу и за команду «Миннесота Голден Гоферс» из университета Миннесоты. Был кандидатом в олимпийскую сборную США в 1960 году, но был исключен из заявки.

Спустя три недели Брукс смотрел по телевидению церемонию награждения сборной США, которая победила на тех играх, а затем встретился с тренером команды Джеком Райли и сказал, что тот сделал правильный выбор, исключив ненужного игрока из команды. Это был серьезный поворот в жизни Брукса, ставшим мотивацией для дальнейшего саморазвития.

 

 

Из воспоминаний его друга Лу Нэна:

"Он очень изменился, когда стал тренером. Он стал более интенсивным, более требовательным. Он стал другим человеком.. Я рассказывал игрокам, что их главный тренер был игроком, который просто наслаждался жизнью, но они в это особо не верели. Он всегда любил приключения.

Я с ним общался на протяжении 21 года до Олимпийских игр, и видел обе стороны жизни Херба. Когда играл вместе с Хербом, то было очень весело.

На Олимпийских играх в Греноболе мы жили вместе. Однажды он предложил:

- Пойдем в город, поедим

-Тренер сказал, что мы отсюда не сможем выйти. Они нас увидят.

- Нет, нет. Я нашел дырку в заборе.

Так мы попали в город. О таком только могли мечтать его подопечные."

 

 

Брукс был гениальным оратором и тонким психологом. Составив тест из 300 вопросов, несвязанных с хоккеем, он выбрал из 400 студентов 68 (впоследствии оставив 26) не самых лучших и талантливых, но с определенными качествами и характеристиками игроков. Это был довольно большой риск, но и в тоже время гениальное решением.

 

 

 

Играя на ниточках психологии и характера игроков, он смог создать такое состояние духа в команде, которое сможет одолеть самую лучшую сборную за всю историю. Но всё это только предстояло создать. Многие фразы Херба стали крылатыми, для них даже придумали специальный термин - «Хербизмы»:

«Твои силовые приемы столь же уместны, как картина Пикассо в гараже», - однажды услышал в свой адрес подопечный Брукса Пьер Ларуш.

 «Вы играете не на асфальте, парни, вы играете на льду», - с сарказмом заметил Брукс после поражения своего «Питтсбурга» «Вашингтону» в матче регулярного чемпионата НХЛ 1999/00.

"Напишите свою книгу об успехе вместо того, чтобы читать книги других!" - выговорил Брукс проигрывавшим в матче хоккеистам сборной США.

 

 

Была и одна особенность в стиле подготовки. Понимая, что играть придётся против техничных европейцев, Херб решил не акцентировать внимание на силовой манере игры. В Северной Америке скаутов привлекали в основном крупногабаритные игроки, но Брукс обращал внимание и на скорость, и на технику паса, и на обводки. О силовых аспектах тоже не забывал. По сути, именно Херб Брукс стал основоположником, так называемого, американского стиля – смеси силового канадского и техничного европейского.

 

 

Команда США за пять месяцев до Олимпиады провела 60 товарищеских матчей в Европе и Америке против национальных сборных и клубов. Большую часть олимпийцы выиграли.

Был интересный момент из предолимпийской подготовки команды Брукса. Когда он заметил, что в одной из товарищеских встреч его игроки халтурят, ленятся на льду, устроил после матча… тренировку. Целый час он заставлял игроков делать беговые упражнения. Доведя почти всех до изнеможения, Брукс закончил тренировку. Его послание игрокам было четким – работай или едешь домой.

 

 

В конце предолимпийской подготовки, Брукс устроил им показательную порку, бросив в бой против олимпийской сборной СССР. В этой товарищеской игре советские спортсмены не сильно выкладывались, но быстро лишили американцев иллюзий

Разгром 10:3 живо продемонстрировал разницу в классе команд и очень порадовал… Брукса. Благодаря этому матчу он решил две главных задачи - заставил красную машину поверить в собственную мощь и охладил горячие головы своих парней. Все игры олимпийского турнира американцы на эмоциях и предельно собранно. Именно такого хоккея хотел от них Херб.

 

Но вернемся к матчу. Я не буду акцентировать внимание на всех моментах той игры, а рассмотрю два, как мне кажется, самых важных.

Первый – американцы сравнивают счет за секунду до окончания первого периода.

Я не считаю, что в этом моменте виноват Третьяк, которого поменяли на Мышкина. Как отмечали телекомментаторы, Владислав неважно проводил весь олимпийский турнир, имея самый низкий коэффициент надежности 0.84. Замена? Как мне кажется, Виктор Тихонов был прав в этой мере, но всё-таки большая часть вины в этом эпизоде лежала на защитниках, недосмотревших Марка Джонсона.

 

 

Второй и самый главный момент.

Третий период. 3-2 сборная СССР впереди. Главным козырем сборной СССР была отменная физическая подготовка. Почти все соперники уступали красной машине в 3 периоде, все, кроме сборной США.

 

 

Владимира Крутова удаляют на 2 минуты за удар по рукам. Многие отмечают, что это сомнительное удаление, но обратите внимание, что удар был. Да, в 70-80 -х был другой хоккей, и играли намного жестче, но факт нарушения был. Сборная США реализовывает его и сравнивает счет. Именно этот гол стал переломным моментом в матче.

 

 

Ещё спустя 1,5 минуты капитан Майк Эрузион забивает победный гол. Сборная СССР бросается вперед, но шайба летела куда угодно: в каркас ворот, в защитников, в самого вратаря Крейга, но только не в сетку ворот. И пиком растерянности советской сборной было то, что на финал штурм Виктор Тихонов не решился выпускать 6 полевого игрока.

За несколько секунд до конца матча, телекомментатор, Эл Майклс, произнес свою знаменитую фразу - "Do you believe in miracles?" – «Вы верите в чудеса?», и сам же на неё ответил - «Yes!».

 

 

Эта победа не гарантировала американцам золотых медалей ведь надо было обыграть сборную Финляндии. Но именно это игра названа величайшим спортивным событием в истории США и не утратила этого до сих пор.

 

 

Карьера Брукса в НХЛ оказалась не столь удачной. Он стоял у руля четырёх команд — Нью-Йорк Рейнджерс, Миннесота Норт Старз, Нью-Джерси Дэвилз и Питтсбург Пингвинз, однако выиграть Кубок Стэнли не сумел ни с одной из них. Его методы хорошо работали в международных турнирах, однако в условиях долгого и изматывающего сезона НХЛ оказались не столь действенны. Тем не менее, Рейнджерс при нём трижды подряд выходили в плей-офф.

Ещё одно восхождение на вершину олимпа произошло в 2002 году, когда благодаря тренерскому таланту Брукса сборная США сумела взять серебро на домашней Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити.  Как и 22 года назад, в предпоследнем матче была повержена наша команда, хотя серьёзного резонанса это уже не произвело.

 

 

 

 

Смерть к великому хоккейному тренеру пришла внезапно. Он вел свой автомобиль по одному из шоссе, неподалеку от города Миннеаполис. Не справившись с управлением, Брукс вылетел на своей машине за пределы дороги и его автомобиль перевернулся. Он не был пристегнут ремнем безопасности, и его тело было найдено в 40 метрах от автомобиля..

 

Успехи великого тренера не остались забытыми. Брукс был введён в Зал хоккейной славы США в 1990-м, Зал славы ИИХФ – в 1999-м, в Зал славы НХЛ (посмертно) – в 2006 году. О нём и его олимпийском подвиге сняли два художественных фильма: "Чудо на льду" 1981 года с Карлом Молденом в главной роли и "Чудо" 2004 года с Куртом Расселом. Последнему на съёмках помогал сам Брукс. До премьеры фильма он не дожил совсем немного, однако в аннотации к картине справедливо написали "Он никогда не видел его. Он его жил".

 

 

Закончить свой пост хочу словами, написанные в зале Хоккейной славы: