DIRTY BASTARDZ. Провокации: политические и игровые
Начинаем публиковать на Sports.ru наше пособие по провокациям для хоккеистов и тренеров и продолжаем избавлять их от нелепых мифов. Полную и свежую версию всегда можно найти на http://allhockey.ru/forum/blog/klhztv/
"Запугивание – важный элемент игры. Многие хоккеисты добились бы большего, если бы не боялись драк. На чистом льду они короли и забивают много голов, но стоит их хорошенько припугнуть – и они не торопятся выходить с шайбой из средней зоны" (с) Рэй Шеро
В традициях советского хоккея не было понятия драк, тактики устрашения, прокатов по чужой зоне и бросков шайбами в соперников на раскатке (привет братьям Эббот из Elitserien), и уж тем более энфорсеров и провокаторов. Именно поэтому в сезоне 2006/07 Зенон Конопка не подошел "Ладе" с Петром Воробьёвым (что не помешало ему прекрасно трудоустроиться в НХЛ), а Юрий Леонов рассказывает на пресс-конференциях смешные вещи про "грязь".
Проблемы в игре решались и создавались такими замечательными вещами, как удары клюшкой исподтишка, особо "душевными" зацепами и просто ударами колено в колено (Бобби Кларк жаловался по итогам Суперсерии на Бориса Михайлова). Поэтому с мордобоем, угрозами, силовым давлением и прочими радостями жизни пришлось познакомиться в играх с Канадой.
Но с серьезными провокациями сборные СССР в игровых видах были прекрасно знакомы. В декабре 1956 года, аккурат после танков в Будапеште, на Олимпиаде в Мельбурне матч по водному поло с венграми не был доигран из-за серьезной драки, начавшейся с провокаций собратьев по восточному блоку. Бассейн был окрашен в красное, а начавшиеся беспорядки на трибунах с трудом подавила полиция. Естественно, после матча сборная СССР была объявлена исчадием ада и вместе со страной была подвергнута жестокой травле в мировых СМИ.
В 1975 году произойдет не менее жесткий замес, но уже со сборной США, по травматичности который хоккеисты вряд ли когда-нибудь смогут превзойти, и снова тема "кровавого бассейна" будет использована для дискредитации СССР. Небольшое лирическое отступление: тактика провокаций и физической нейтрализации лидеров противника существовала в советском водном поло еще с давних времен. Удивительно, что об этом не знали хоккеисты и пытались играть паинек.
"Итак, драка на первой же тренировочной игре. Тренер взирает на нее с олимпийским спокойствием. Наказания он назначает только за те промахи, которые непременно будут замечены судьей на официальной встрече. А ежели по окончании такой встречи новичок будет оправдываться, что гола из удобной позиции он не забил потому лишь, что соперник придержал его, в ответ от тренера послышится:
– Что ж ты дал ему это сделать? Надо было придержать его и толкнуть его самому!
А затем в назидательном тоне произносится знакомая всем игрокам классическая фраза:
– У нас не балет!
После того как начинающий игрок усвоит мудрость этого изречения, наступает главный этап его "небалетной" подготовки. Тренеры и более опытные товарищи заботливо передадут ему все, что знают сами, – целый арсенал приемов, имеющих сходство с вольной борьбой, самбо, дзюдо и боксом одновременно. Изучению этих приемов посвящаются многие занятия. ("В зимние месяцы тренируемся на ковре, а также боксируем на ринге", – рассказывал недавно тренер чемпиона ГДР – берлинской команды "Динамо" Вернер Книп корреспонденту еженедельника "Дойче шпортэхо"). Но если все эти захваты и удары смягчаются на тренировках, то в матчах проводятся всерьез. И тут надо сказать прямо: как бы быстр ни был игрок, какая бы у него ни была техника, без знания подобных приемов он своей команде просто не нужен".
(Журнал "Смена", № 11, 1968 г.).
И возвращаясь к целям провокаций и устрашений, они бывают двух типов:
1) "Политические"
2) "Игровые"
Политические провокации
Прекрасным примером "политических" провокаций может служить легендарнейшая драка в Пиештани в 1987 году, которая, по утверждению канадцев, была специально затеяна молодежной сборной СССР, чтобы натащить обе сборные на дисквалификацию и лишить "кленовых" медалей. У наших игроков, впрочем, было совершенно полярное мнение.
А из свежих примеров – бардинская провокация в 2010 году в мачте "Витязь" - "Авангард", вылившаяся в серию драк, начиная с четвертой минуты, и закончившаяся срывом игры и обвинением во всех смертных грехах чеховской команды. Которая на информационном поле оказалась совершенно беспомощной (директор клуба Василий Клоков и генменеджер Алексей Жамнов внезапно оказались недоступны для всех СМИ).
Зачем это нужно было Бардину, можно прочесть здесь - http://boeboda.ru/main/1839-oficialnoe-zayavlenie-ob-voevoda-po-povodu-incidenta-v-matche-avangard-vityaz-10122010-g.html
Мы же отметим, что та провокация закончилась "возвратом долгов" и сумасшедшей ответной акцией в Омске, где на глазах переполненной арены избили и унизили первую пятерку "Авангарда", а самого Бардина выставили алкоголиком и истеричкой.
Собственно, сама политическая провокация подразумевает такое развитие событий в игре, благодаря которой команда противника (руководство/город/страна) подвергается полной дискредитации и последующей травле в СМИ. Что, естественно, влечет тяжелейший репутационный урон, который очень сложно потом восстанавливать. Либо создаются условия для потери командой медалей или снятия с соревнований. Обычно для этого используется создание драки команда-на-команду, в которой одна сторона выставляется беспринципным агрессором (Кстати, похожая схема используется в военных конфликтах, для "внезапной" выдачи мандата ООН и последующей "миротворческой" операции).
Интересным тактическим моментом в российской действительности (а потом, как оказалось, еще и в канадской) является вовлечение в конфликт МВД и следственных органов. Например, в случае травмы своего игрока попытаться привлечь игрока противника по статье "нанесение тяжких телесных повреждений". Ни разу не срабатывало, но трюк совершенно бесплатный и съедает массу нервных клеток у противоположной стороны. Достаточно вспомнить развернувшиеся драмы вокруг удара Варламова Емелиным, многочисленных разборок "Витязь" – "Авангард", а также попытки привлечь к уголовной ответственности полицией Монреаля Здено Хару за толчок на борт Макса Пассиоретти.
Особняком стоит "нагон" ОМОНа в гостиницу, где проживает команда противника, для поиска патронов-наркотиков – практиковался ХК МВД и в женском баскетболе. Но это уже больше относится к игровым провокациям, причем очень грязным.
Ну и так как силовики разных стран начали осваивать Youtube для записи "добровольных признаний и извинений" (естественно в обмен на отсутствие срока или подброса чего-нибудь), то в прошлом году пресс-службы МВД России и Беларуси радостно публиковали видео с Noize MC и Андреем Назаровым с заявами "Смотрите, он извинился!"
Игровые провокации
С игровыми провокациями и акциями устрашения все несколько сложнее, потому что они бывают:
1) Стратегическими
2) Тактическими
Первые отличаются от вторых тем, что нацелены на отложенный или долгосрочный эффект. Условно говоря, спокойно проиграем эту игру плей-офф, но сделаем так, чтобы победа для той стороны оказалось пирровой, и на следующую уже не хватило ни воли, ни сил.
Тактические акции нацелены на "здесь и сейчас" и нужны для выведения игроков, вратарей и (что важно) тренеров из равновесия в течение игры.
Соответственно, оба вида акций могут быть нацелены на:
1) Команду в целом
2) Отдельные звенья
3) Отдельных полевых игроков
4) Вратарей
5) Тренеров
Очевидно, что акции не всегда бывают ярко выражены по типам целей. К примеру, запрессовка в лед первой пятерки "Авангарда" не только была нацелена на ликвидацию лидеров Омска, но и одновременно на деморализацию команды с попутной ее дискредитацией и нанесением длительного репутационного ущерба (фамилия "Бондарев" становится именем нарицательным). Ну и просто месть, да =)
Ну и просто месть, да =)
Кстати, важный момент. Авторами провокаций и акций, влияющих на моральное и физическое состояние противника, могут быть:
1) Игроки
2) Тренеры
3) Менеджмент команды
4) Персонал команды
5) Болельщики
6) Силовые и следственные органы (упомянуто выше)
7) Представители лиги или иных контролирующих органов
То есть очевидно, что для выведения противника из оптимальных кондиций совершенно не обязательно гоняться за ним по льду или выкрикивать оскорбления. Геннадий Величкин и Анатолий Бардин, к примеру, большие специалисты по "драматическим" представлениям и "изображению жертвы".
Продолжение следует...
РЫ Бардин знаменитая мразь конечно.