Почему на матчах КХЛ в Москве такие редкие аншлаги?
Несмотря на то, что КХЛ в сезоне-2024/2025 установила абсолютный рекорд посещаемости за свою 17-летнюю историю (в среднем 6 886 зрителей за игру), проблема полупустых трибун особенно актуальна для московских клубов. В то время как лига в целом демонстрирует рост (в сентябре 2025 года был поставлен новый рекорд — 8 082 болельщика в среднем за матч), Москва заметно отстает от лидеров лиги. Давайте разберемся в причинах этой ситуации и возможных путях ее решения.

Текущая ситуация с посещаемостью в Москве на фоне лиги
Общая картина в КХЛ оптимистична: средняя заполняемость арен по лиге составляет 77,3%, а регулярный чемпионат 2024/2025 посетили в общей сложности 2,7 млн зрителей. Однако ключевой дисбаланс кроется в разнице конференций. На матчи команд Востока приходит в среднем 7 048 зрителей (заполняемость 86,3%), тогда как на игры западных клубов, к которым и относятся московские команды, только 6 715 (заполняемость 69,3%).
ПХК ЦСКА — ЦСКА Арена

Вместимость: 12 100 мест. Год основания: 2015
Как добраться? Метро «Автозаводская», зеленая ветка (14 мин пешком), МЦК ЗИЛ (7 мин пешком)
Цены на билеты: для более наглядного примера я решил сравнить цены на ближайшие домашние серии всех московских команд. Стоит сказать, что приобретать билеты можно на сайте клубов или через Яндекс Афишу (берут 10% за сервисный сбор, но и возвращают эту же сумму баллами, возможна покупка в сплит).
ЦСКА – «Торпедо» 6 ноября – четверг 19:30
Самый дешевый – 300 руб. (Верхний сектор за воротами)
Самый дорогой– 2100 руб. (Центральный сектор)
Средний чек за билет (сложил все предложенные цены и разделил на их количество) – 1010 руб.
ЦСКА – «Сибирь» 8 ноября – суббота, 17:00
Самый дешевый – 400 руб. (Верхний сектор за воротами)
Самый дорогой – 2450 руб. (Центральный сектор)
Средний чек за билет – 1175 руб.
Абонементы
У клуба эксклюзивная программа приоритетного выкупа билетов. Доступны три вида карт привилегий: «Верю в команду», «Стандарт» и «Подкова».
Карта привилегий «Верю в команду» имеет стоимость от 13 400 до 51 200 рублей. В зависимости от категории матча она предоставляет скидку на билеты в размере 40-60 %. При посещении не менее 17 домашних игр, вход на матчи плей-офф становится бесплатным. В остальных случаях обладатели карты могут посетить первый раунд плей-офф бесплатно, а билеты на последующие раунды обойдутся им в 50 % от обычной стоимости. Детская версия данной карты предлагается по цене от 12 100 до 46 100 руб. и обеспечивает скидку на покупку билетов в размере 46-64 %.
Карта «Стандарт» имеет стоимость от 9 900 до 39 800 рублей для взрослых (для детей стоимость варьируется от 8 900 до 35 800 руб.). Она предоставляет скидку в размере 30-60 % (для детей — 37-64 %) на билеты регулярного чемпионата, а также дает право бесплатного посещения игр первого раунда Кубка Гагарина.
Карта «Подкова» предлагается по цене от 3 600 до 18 100 рублей для всех категорий зрителей и дает возможность приоритетного выкупа билетов на матчи плей-офф Кубка Гагарина.
Мои личные впечатления от арены

Плюсы:
· Большое количество пунктов быстрого досмотра (даже на матчах плей-офф люди не собирались в огромные очереди)
· Удобные кресла, прекрасный вид даже с верхних секторов
· Широкий ассортимент еды (можно заказать прямо на трибуну)
· Linkin Park во время представления команды и пропущенной шайбы
Минусы:
· В фойе и коридорах арены может возникнуть клаустрофобия, уж очень там все как-то узко – во время аншлагов чувствуешь себя некомфортно, особенно у фудкортов.
· Слабая развлекательная программа во время игры (чего только стоят недавние бесконечные перепетые песни про ЦСКА)
· Тишина на трибунах. Да, конечно, есть фан-сектор, который и должен создавать шумовую поддержку, но остальные зрители? Буквально как в театре. Человеку из Сибири очень сложно это принять…
Динамо Москва – ВТБ Арена

Вместимость: 11 500 мест. Год основания: 2018
Как добраться? Метро «Динамо», зеленая ветка (3 мин пешком), метро «Петровский парк», БКЛ (4 минуты пешком)
Цены на билеты:
«Динамо» – «Лада», 6 ноября – четверг, 19:30
Самый дешевый – 200 руб. (Верхний сектор за воротами)
Самый дорогой – 2500 руб. (Центральный сектор)
Средний чек за билет – 1030 руб.
Для детей до 17 лет скидка 50% на все секторы, кроме центрального.
«Динамо» – СКА, 8 ноября – суббота, 17:00
Самый дешевый – 800 руб. (Верхний сектор за воротами)
Самый дорогой – 6900 руб. (Центральный сектор)
Средний чек за билет – 3600 руб.
Абонементы

Стоимость самого доступного абонемента на матчи «Динамо» в этом сезоне составляет 12 300 рублей, что на 2 400 рублей больше, чем в прошлом году (тогда он стоил 9 900 рублей). Самый дорогой абонемент теперь стоит 79 200 рублей, что на 20 300 выше прошлогоднего показателя (58 900 руб.). В прошлом году абонемент позволял посетить все домашние матчи команды в сезоне, а теперь его владельцы могут посетить все игры, за исключением финальной серии Кубка Гагарина.
Мои личные впечатления от арены

Преимущества:
• Удобное расположение стадиона, прямо у выхода из метро, возможно, лучшее расположение в КХЛ относительно общественного транспорта. Кроме того, есть вместительная подземная парковка.
• Комплекс включает футбольное поле, хоккейную площадку и полноценный торговый центр. Уникальное архитектурное сооружение!
• Кресла расположены на значительном расстоянии друг от друга, обеспечивая комфортное размещение. Качество обзора, звука и освещения на высшем уровне, захватывает с первых секунд.
• Насыщенная интерактивная программа до и во время матча, скучать не придется.
Недостатки:
• Сложная система навигации, легко заблудиться.
• Коридоры не соответствуют цветовой гамме команды, создавая впечатление академичности, нет какого-то веселого, интригующего настроения от спортивного праздника.
• На трибунах очень холодно, особенно в теплое время года, когда нет возможности согреться.
«Спартак» – «Мегаспорт»

Вместимость – 12 396 мест. Год основания – 2006
Как добраться? Метро «ЦСКА», БКЛ (5 минут пешком)
Билеты:
Здесь не будет наглядных примеров, просто потому что клуб не выставляет заранее билеты на сайт или Яндекс Афишу. К слову, «Динамо» публикует на той же платформе ВСЕ домашние матчи с начала сезона, купить билеты на мартовские игры можно уже сейчас. Приведу лишь один статистический показатель. Посещаемость первого дня розыгрыша Кубка Гагарина на «Мегаспорте» составила 6386 зрителей (50% от общей вместимости), а самый дешевый билет с верхнего сектора стоил 1800 (!) рублей, тут без комментариев. Своих болельщиков нужно знать хотя бы для того, чтобы понимать, а готовы ли те отдавать по 6 тысяч в среднем за билет? Цены кажутся оторванными от реальности.
Абонемент
Самый дешевый для новых владельцев стоит 10 450 руб.
Самый дорогой – 97 050 руб.
Есть льготы (30%) для пенсионеров, детей до 16 лет, инвалидов II и III групп, ветеранов боевых действий.
Мои личные впечатления от арены

Плюсы:
• Рядом метро, ТЦ «Авиапарк» и крутой парк Ходынское поле. На этом все
Минусы:
Вместительный горе-стадион
• Длинные пандусы для доступа к некоторым секторам
• Плохая организация потока болельщиков, давка на входе у пункта досмотра
• Разноцветные лужковские пластиковые кресла, от которых вот-вот и разовьется эпилепсия. Места между ними так много, что можно спокойно тереться о руку соседа.
• Дефицит точек фудкорта, отсутствие внятной программы в фойе арены
Ключевые причины низкой посещаемости
1. Жесткая конкуренция и «клубная перенасыщенность»
В радиусе нескольких километров в Москве базируются сразу три клуба КХЛ. Каждый из них борется за внимание и кошелек нового потенциального зрителя. Помимо этого, существует колоссальная конкуренция с другими видами развлечений, от футбола и баскетбола до театров, концертов и кино. В регионах, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке, хоккей зачастую является главным спортивным и социальным событием, там люди буквально живут игрой.
2. Ценовая политика и демография
Стоимость билетов на матчи в Москве может быть существенно выше (привет ценам «Спартака»), чем в регионах. Это отсекает часть аудитории, особенно семей с детьми и студентов. В итоге формируется узкий сегмент преданных, но немногочисленных болельщиков, что не позволяет стабильно заполнять крупные арены и развивать базу болельщиков.
3. Слабая работа медиа и рекламы
Свой продукт нужно продвигать, предлагать и развивать. К сожалению, с этим у московских клубов беда. Они наивно думают, что можно перетащить всех футбольных фанатов на хоккей (здесь же нет Fan ID!)
Пути решения:
· Грамотный маркетинг и работа с соцсетями.
Клубам стоит активнее работать с разными социальными группами, предлагать гибкие системы абонементов, скидки для студентов, школьников и семей. Необходимо размещать фан-зоны вокруг стадионов, развивать программы лояльности, чтобы посещение матча стало частью досуговой культуры, а не разовой акцией. Нанять креативный PR отдел для ведения активного клубного ТГ-канала, проявлять активность и в других мессенджерах, создать эксклюзивный контент на видеохостингах – это позволит омолодить аудиторию и привлечь тех людей, кто никогда не интересовался хоккеем.
· Повышение зрелищности продукта на льду.
Стабильные результаты, яркий атакующий хоккей и сильный состав со звездами лиги послужат магнитом для болельщиков. Клубам нужно наладить четкую работу спортивного менеджмента, минимизировать текучку кадров и строить долгосрочную стратегию, которая придется по душе новым и уже преданным зрителям.
· Создание уникальной атмосферы на каждой арене.

Каждый московский клуб должен найти свою изюминку. В подаче, в работе с болельщиками, в организации шоу вокруг матча. Когда поход на игру «Спартака», ЦСКА или «Динамо» становится неповторимым событием, у людей появляется больше мотивации прийти лично, а не посмотреть трансляцию. Опыт «Шанхайских Драконов», которые после переезда и ребрендинга активно работают с медиа и создают новую атмосферу, показывает, насколько это эффективно.
А что Вы думаете по поводу низкой посещаемости в Москве? Давайте обсудим в комментариях!











Разница - 350 человек! Не думаю, что это много.
У нас на "УГМК" арене билетов дешевле 1000 за воротами никогда в продаже не встречал, хотя на сайте написано, что такие есть. При такой стоимости и возмущении местных СМИ арена всегда заполнена! Сам смотрю по местному телеканалу, считаю дорогим удовольствием.