КХЛ выплатила клубам 2 миллиарда призовых. Откуда такие деньги?
Разбирался Игорь Сергеев.
КХЛ объявила о рекордном вознаграждении для клубов по итогам сезона-2024/25 – 2,157 млрд рублей. Сумма, по сравнению с сезоном-2023/2024, увеличилась почти в два раза.

Распределение средств производится следующим образом:
● 30% – согласно оценке за спортивные достижения.
● 70% – согласно рейтингу клубов по девяти показателям: спортивные достижения (20%), стоимость спортивного результата (20%), госфинансирование (10%), своевременная оплата труда хоккеистов (5%), посещаемость/заполняемость арен (10%), сервис для зрителей (5%), ТВ-индекс (10%), доходы от реализации лицензионной и билетной программы, питания (10%), работа со СМИ (10%).
Наибольшую сумму по итогам сезона-2024/2025 собрал «Локомотив» (188,78 млн) рублей, меньше всех – «Витязь» (23,55 млн).

Лига рекомендует клубам направить средства на совершенствование сервиса для игроков – закупку/модернизацию оборудования для сервисных зон, создание восстановительных зон. Также одним из направлений может стать модернизация инфраструктуры арены, улучшение сервиса для зрителей, организация развлекательных мероприятий в регионе и «многое другое».
Более 465 млн рублей отправят в детско-юношеские спортивные школы – как входящие в структуру клубов КХЛ, так и в независимые.
Базой для таких выплат являются доходы лиги от продажи ТВ и беттинг-прав, целевые отчисления от азартных игр. Именно по этим финансовым показателям КХЛ сильно прибавила за последние сезоны.
Рекордная выручка, доходы от телеправ и букмекеров впервые пробили миллиард
Уставной капитал ООО «КХЛ» составляет 850 млн рублей, а структура собственности распределена между 16 юрлицами, среди которых крупные компании – «Татнефть», «Транснефть», «Газпром нефть», «ММК», «Интеррос». Среди участников общества есть и клубы – «СКА», «Металлург», «Торпедо», «Северсталь» «Сибирь», «Спартак», минское и… рижское «Динамо».
В 2024 году выручка КХЛ составила 4,38 млрд рублей, а чистая прибыль КХЛ выросла до исторических почти 2 млрд.
Основные доходы лиги формируются за счет выручки от текущей деятельности и целевых отчислений от букмекеров.
Текущая деятельность за прошлый год принесла в кассу рекордные 4,38 млрд рублей (плюс 413,3 млн по сравнению с прошлым годом).

Сюда входят самые жирные статьи доходов КХЛ – реклама и трансляции. И общий рост соответственно отражен.

Здесь деньги от уже традиционных партнеров лиги: страховой группы «СОГАЗ» (сотрудничают с 2008 года), телекоммуникационной компании «Ростелеком» (с 2015 года), букмекера FONBET (с 2017 года), АвтоВАЗа (с 2022 года) и «Т-Банка» (с 2023 года), а также новые рекламные контракты – с пивоварами «Балтика», шинным кластером «Кордиант» и сервисом «Система быстрых платежей (СБП)».
Телеправа впервые принесли больше миллиарда.

Главные источники телеконтента КХЛ: «Матч ТВ», «Кинопоиск» (объединен подпиской «Яндекс Плюс») и кабельные каналы лиги KHL и KHL Prime.
Резкий рост доходов в 2023 году как раз связан со стартом пятилетнего соглашения между КХЛ и «Яндексом» (с сезона 2023/2024). Прошлый год показателен – первый с полноценными контрактами с «Матч ТВ» и «Яндексом» («Кинопоиском») .
Базовый принцип взаимодействия «Кинопоиска» и «Матч ТВ», описанный в контракте, остается прежним: за федеральным каналом право первым выбирать игру для прямого эфира, но параллельно она может быть на KHL/KHL Prime и обязательно будет по подписке «Яндекс Плюс» (потому что там в лайве вообще все и всегда).
Перед прошлым сезоном «Кинопоиск» рассказал Спортсу’’, что у них будет не менее восьми эксклюзивных трансляций в месяц по ходу регулярки, а в плей-офф – по четыре в месяц.
В сезоне 2024/2025 было показано 745 трансляций матчей КХЛ на международных телеканалах, 707 – на 18 региональных телеканалах, 106 – на федеральном телеканале «Матч ТВ», 1634 – на телеканалах KHL и KHL Prime.
Целевые отчисления от азартных игр также преодолели психологический миллиардный барьер.
С 2017 года букмекеры обязаны переводить часть выручки спортивным федерациям и лигам – на развитие профессионального, детско-юношеского и массового спорта. С 1 января 2024 года размер таких целевых отчислений был увеличен с 1,5% до 2%.
Государственная компания Единый регулятор азартных игр (ЕРАИ) собирает средства и направляет их адресно – в федерации/лиги в зависимости от объема ставок на вид спорта.
Хоккей традиционно в топе по таким отчислениям. В прошлом году букмекерские доходы КХЛ выросли до 1,01 млрд рублей, что на 354,8 млн (53%) больше, чем годом ранее.
Федерации/лиги так должны расходовать целевые отчисления: 30% от общего объема идут на развитие детско-юношеского и массового спорта, остальные 70% – профессионального. Континентальная хоккейная лига следующим образом распорядилась букмекерскими деньгами.

Детско-юношеские расходы КХЛ в прошлом году включили в себя содержание материально-технической базы (109 млн рублей), организацию мероприятий (88 млн) и стимулирующие выплаты (1,9 млн).
Прибыль больше, чем за три предыдущих года вместе взятые
КХЛ отмечает, что планомерно повышает статус коммерчески привлекательного бренда для спонсоров и рекламодателей.
Чистая прибыль КХЛ выросла до 1,85 млрд рублей (на 578,8 млн больше, чем в 2023-м), активы – до 9,7 млрд (на 2,6 млрд).

Свободные средства лиги инвестируются – в годовом отчете отражены срочный депозитный вклад в «Газпромбанке» на 911,4 млн рублей и облигации на 17,9 млн.
Лига продолжает реализацию стратегии развития до 2026 года, в которой зафиксированы основные векторы – аудитория, спортсмены и спортивный продукт.
«В прошлой стратегии мы не смогли добиться выполнения одного пункта – достичь 25% самоокупаемости клубов, – говорил два года назад президент КХЛ Алексей Морозов. – Мы поставили задачу увеличить аудиторию КХЛ на 50%. Цель – 15 млн человек [до конца сезона-2025/26]».
В 2024 году матчи КХЛ на аренах посетило более 5,74 млн зрителей (годом ранее – 5,25 млн), аудитория телеканалов составляет более 26 млн домохозяйств (25 млн). Сайт KHL.ru удерживает позиции самого популярного интернет-ресурса о хоккее в России – за год более 12,6 млн пользователей (12,6 млн) и 146 млн просмотров (100 млн). Аудитория лиги в соцсетях составляет более 4,3 млн человек (3,9 млн), суммарный охват постов превысил 1,3 млрд человек (1 млрд).
Лига растет. Финансы это наглядно показывают, а клубы соразмерно чувствуют.
Самый хоккейный город России. Уникальное исследование Спортса’’
Фото: РИА Новости/Сергей Бобылев