Как великая больничная драма НХЛ может кончиться во Флориде
Клубы НХЛ заполучили 4 кубка за 10 лет при помощи травм. Почему уже скоро эта лавочка может накрыться пеленой истории?
Введение.
От травм никто не застрахован, это знают все. Ежегодные травмы игроков: от ролевиков до суперзвёздных титанов, держащих на себе команды и, возможно, внимание к лиге впринципе уже стали печальнейшей обыденностью. На фоне предстоящих внесений поправок по пункту правил LTIR хотел бы при помощи этой статьи вспомнить, кто вообще нашёл эту штуку, как её правильно использовать и почему работа над ней началась только спустя 10 лет после открытия такой возможности?
Контекст для новичков: LTIR (Long-Term Injured Reserve) — список долгосрочно травмированных игроков. Если игрок выбыл минимум на 24 дня и 10 матчей, клуб может временно превысить потолок зарплат на сумму его кэпхита. НО, если он вернётся в регулярке — клуб обязан снова вписаться в лимит. В плей-офф потолок не действует, поэтому команды используют LTIR как легальный способ обойти лимит. Именно благодаря опции неучёта в плей-офф командам уж очень нравилась такая вещица.
Первопроходство «Блэкхокс» в создании сильнейшей схемы получения Кубка Стэнли за 10 лет.

2015 год, суперзвёздный нападающий и лидер «Блэкхокс» Патрик Кейн прямо перед дедлайном ломает ключицу. Казалось бы – ужас, паника и п***** (шок) – потерять своего лидера прямо перед дедлайном и решающей стадией в борьбе за главный хоккейный трофей - Кубок Лорда Стэнли. Кейн отправляется в список долгосрочно травмированных игроков (LTIR) и логически, менеджменту команды предстоит держать в зарплатной ведомости контракт травмированного игрока = усиляться манёвров особо нет. Однако, в команде появляется место (да даже целый склад, где вы ещё видели 10.5 млн. долларов свободных денег у команды-контендера?) под обмен Антуана Верметта; к началу плей-офф магическим образом ключица Кейна восстанавливается и начинает работать «Чикагская гаубица»:
Патрик Кейн
Джонатан Тейвз
Патрик Шарп
Антуан Верметт
И других игроков тогдашней армии «ястребов».

Начинается геноцид оппонентов: выигрышные 2-4 против «Предаторз», сухой вынос 4-0 на свалку «Уайлд» и грызня до седьмого матче с «Дакс», такая же шестиматчевая разборка с «Лайтнинг» (которые кстати тоже были не промахи: молодые и злые Кучеров, Василевский, Хедман, Стэмкос, Маршессо и другие. И думаю, многие кто читают этот пост, помнят ту рубку молодых зверей из Тампы против устрашавшей тогда всё, что движется, династии Блэкхокс.

Так не только закончилась великая династия «чёрных ястребов», но и началсь, возможно недолгая, но необычная история одной из самых удачных лазеек в истории НХЛ.
Реинкарнация лазейки в «Лайтнинг» и «спорный» кубок

«Не можешь победить – возглавь». По крайней мере так подумали в Тампе, но забыли. Травмы за эти 5 лет были, но плей-офф закономерно получалось печально проигрывать на разных стадиях. И лишь спустя эти годы наконец-то (слишком злобно звучит, знаю) – кубок через лазейку.
В декабре 2020 года Никита Кучеров был вынужден пропустить регулярный сезон из-за предстоявшей операции на бедре, по заявлению генерального менеджера команды Жюльена Брисбуа. Прогнозом для возвращения давали как раз конце регулярного чемпионата. Никиту поместили в долгосрочный лист, а «Молнии» сумели провести хорошую регулярку в отсутствии Никиты, но в апреле так же были вынуждены потерять капитана Стэмкоса в связи с травмой паха. Суммарно освободилось 18 миллионов долларов, очень уж колоссальные деньги, которые менеджмент смог вложить просто шикарно.

Действия «Лайтнинг» далее – пример отличной работы с огромными деньгами:
Переподписание своих игроков: Тайлера Джонсона, Энтони Сирелли, Эрика Чернака и Яна Рутту.
Обмен в «Сентаорз» Брейдона Коберна и Седрика Пакетта на нападающего Мариана Габорика + получение прав на вратаря Андреса Нильссона.
А к началу плей-офф... да, Кучеров живой и здоровой начинает рвать и метать: 32 очка в 23 матчах розыгрыша Кубка Стэнли и победа над «Канадиенс». Опять сыграл фактор списка. Какой же шум был в СМИ, Reddit и других форумах.
Почему я указал «спорный в народе» – уж больно много, к сожалению или счастью, было дискуссий на тему честности этого розыгрыша Кубка. Одни говорили: что всё нормально, что это легитимная лазейка и пользоваться ей в праве кто угодно. Других почему-то уж слишком корёжило, считая эту схему нечестной из-за нарушения правил потолка зарплат.
В принципе, в какой-то степени правы оба лагеря, однако я склоняюсь верить первым. Условные «Шаркс», «Предаторз», «Блю Джекетс» – да кто угодно имеет право на такую штуку, почему нет-то?
«Вегас»: как можно повесить на гвоздь капитана, но взять Кубок?
И повесить аж два раза!

Осень 2021 года - намечается обмен Джека Айкела из «Сейберз» в «Голден Найтс». Айкелу позарез как нужна была операция – замена шейного позвонка, на которую в «Баффало» ставили жёсткое вето. Но в дверь постучались из Невады, и предложили пакет из Пейтона Кребса + Алекса Така и двух пиков, получая взамен неиграющий (пока что) балласт. Операцию проводят, но появляется новая незадача в виде денег: контракт Айкела – ни много, ни мало – 10 миллионов долларов. Но пока что, он числится в LTIR, так что пока спокойно. Тут как вовремя подворачивается рецидив - в феврале капитан команды Марк Стоун, получив травму спины (ту же, что и год назад), попадает в долгосрочный список. Что делает руководство рыцарей? Правильно, запускает уже здорового Айкела на лёд, но это им аукнулось: Джек провёл уж очень посредственный сезон, а позже и вовсе «Вегас» впервые вылетает из гонки за плей-офф.

2023 год. Угадайте кто вылетел? Конечно же, Стоун! Травмировав спину в матче с «Пантерз», он был вынужден перенести третью за 3 года операцию на спине. Проводил её, кстати, доктор Чад Прусмак (он же оперировал Джека Айкела, когда тот менял шейный позвонок, прям после перехода в Вегас). Цитата Марка в интервью после операции: «На следующий день после операции я пошёл в спортзал к хирургу. Практически сразу же приступил к тренировкам», — сказал Стоун. «Я старался не тратить время на [реабилитацию], когда я просто сидел и ничего не делал. И сразу же приступил к тренировкам».
Спина Марка дала «Вегасу» 9.5 млн. долларов, на которые состав усилили точечно, но очень метко в перспективе плей-оффа:
Иван Барбашев из «Блюз»: дополнил звено с Джеком Айкелом и Джонатаном Маршессо (он же кстати стал MVP плей-офф); неплохой атакующей опцией и назойливым жуком на пятаке и перед вражескими воротами. В город блюза в ответ направили форварда Зака Дина.
Тедди Блюгер из «Пингвинз»: центрфорвард малых минут, которого коуч Кессиди называл «идеальным дополнением», встав в четвёртое звено к Николасу Руа и Кигану Колесару. Как бонус – указывается опыт игры в меньшинстве. В обратную сторону поехал защитник Петер Дилибераторе + пик второго раунда драфта.
Джонатан Куик из «Блю Джекетс»: клуб из Огайо согласился удержать 50% зарплаты голкипера у себя, что «Голден Найтс», и так находившимся в хорошем положении, сыграли практически умножением шансов глубины. Позиционировался как опытный вратарь глубины в дополнение и так славной бригаде из Адина Хилла как основы, Логана Томпсона и Лорана Броссуа в резервах. И в принципе, выбор старины окупился – 90.1% отражённых за «рыцарей» в семи матчах и 5-1-1. Ответно поехал Майкл Хатчинсон и пик седьмого раунда драфта.
Дальше – мы помним что было: возвращение Стоуна, героический плей-офф и 9:3 Бобровскому в шестом матче. Но Серёга ещё отыграется...
«Пантерз» – последний чемпион Кубка Стэнли с использованием лазейки?

«Пантерз» – та команда, которая к сожалению, ассоциируется с травмами. Постоянные поломки у кого-то в составе слишком частая, привычная, но каким-то образом, незаметная вещица. То что-то с Барковым, то с Беннетом (кстати, MVP этого плей-офф), то ещё кто-то. Почему-то команда всё равно остаётся конкурентоспособна, отлети хоть Барков, хоть Райнхарт, хоть Маршанд – ничего не заметно. Глубина состава зарешала + магия Ткачука и его выдержки игры с серией травм.

В начале сезона 2024/25 НХЛ анонсировала свой развлекательный турнир - «Кубок четырёх наций», который утёр нос скептикам, собрал своё заслуженное внимание и показал, что конкуренция между мировыми звёздами НХЛ может быть покрепче обычного ЧМ, Олимпиад и других. Но и без травматичных историй не обошлось – один из лидеров современных «Пантерз» Мэттью Ткачук получил на турнире повреждение паха. Турнир прошёл в феврале и стал хорошим плацдармом внимания зрителей перед дедлайном обменов.
Чем и воспользовались во Флориде, заполучив Сета Джоунса и Брэда Маршанда. Как оба прижились в команде? Вспоминайте сами, но если кратко – дело пошло в гору. Возвращение Ткачука и их совместная игра + раскрывшийся Бобровский = второй Кубок Стэнли подряд для «Пантерз», с чем я безусловно поздравляю их!
Вывод.
Список долгосрочно травмированных игроков – очень решающая схема. Мы никогда не найдём всех примеров успеха через эту штуку. Но мы знаем хотя бы о кубковых кейсах. К сожалению (или счастью, расценивайте кау хотите) – Лига и профсоюз игроков готовят поправки на эту тему, усложнение ввода в данный лист + какое-то подобие потолка для плей-офф.
Постскриптум:
Спасибо за прочтение этой статьи (или бреда). Буду признателен любой поддержке и критике в комментариях. Надеюсь, эта пилотная статья вам зайдёт.
Всё смешалось в дома Облонских... В своё время один не очень умный человек озвучил эту цифру, и дальше все искренне верят, что у Тампы активный ростер превышал потолок на эту сумму в плей-офф. Этот человек просуммировал все контракты по годовым кэпхитам, и выдал превышение на 18 млн. Но, как обычно есть нюансы.
1. В эти виртуальные 18 млн. входили 5 млн. Мариана Габорика, 2.6 млн. Андерса Нильссона, которые провели на LTIRе весь плей-офф, и и их никто не активировал. И единственное, чем они "помогли" Тампе - это избавиться от двух "живых" контрактов- Кобёрна и Пакетта.
2. В эти же 18 млн. включают ВЕСЬ контракт Дэвида Савара (4,25 млн.), хотя, во-первых он был обменян в дедлайн, а потому в платежку шла только оставшаяся до конца регулярки сумма (потолок зарплат ВНЕЗАПНо исчисляется по дням, когда игрок находится в активном ростере, а не среднегодовым кэпхитом), во-вторых 50% этого самого остатка удержал Коламбус, и ещё 25% - Детройт. Итого в кепку Тампы Савар упал по цене, я сейчас точно не вспомню, но что-то около 375 тыс.
Итого, от виртуальных "18 млн." остается только 6,65 млн. - тоже весьма прилично, но на самом деле даже меньше, чем контракт одного только Кучерова.
Тут ещё спасибо Дэну Мильштейну и его русским клиентам - Кучерову, Василевскому и на тот момент ещё не клиенту, но примкнувшему Сергачёву и их стебным футболочкам "18 mln over the cap", которые были придуманы как раз чтобы обстебать "математиков", которые выдали эти 18 млн. не вникая в подробности, а получилось, что все восприняли несколько иначе.
И самый ключевой момент про LTIR и данную лазейку, которые очень многие совершенно некорректно трактуют - что типа можно набрать кучу вечно травмированных на 10 млн. и тем самым увеличить потолок зарплат на эту сумму. В целом то, оно примерно так (но на самом деле совсем не так, т.к. там все считается через Accurable Cap Space Limit - ACSL), только ключевой момент - что эти самые вечно травмированные будут учитываться в этом "увеличенном потолке", и на здоровых игроков останется все тот же самый потолок заплат, а точнее даже меньше - в размере ACSL. Достаточно подробно о том, как на самом деле работает ACSL (то, как считается потолок зарплат при выводе не LTIR игроков на старте сезона) расписывал Кирилл Юрченко, как раз на примере того самого движа ЖББ в том сезоне https://www.sports.ru/hockey/blogs/2877163.html